Исследование вопроса вакцинации в современном социуме: "за" или "против"
В исследовании рассмотрена проблема массовых отказов от вакцинации и предложен метод устранения одной из главных причин данного явления – недостаточная осведомленность общества в вопросах эффективности и безопасности вакцин. Безопасность компонентов вакцинных препаратов доказана экспериментально, проведена просветительская работа, направленная на детей среднего и старшего школьного возраста, в которой представлены последствия отказа от вакцинации.
В Томской области с 2023 года регистрируются случаи заболевания коревой инфекцией впервые за период с 2012 года. Из 25 заразившихся только 6 человек были привиты. Также в 2023 году была зарегистрирована вспышка коклюшем (рис. 1). По данным санврачей, в Томской области росту заболеваемости способствуют несоблюдение сроков вакцинации и ревакцинации (повторной вакцинации). [1]
Рисунок 1. Заболеваемость коклюшем в Томской области 2017-2023 гг.
Источник: Госдоклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» в 2019-22 гг. ). [2, 3]
Аналогичная ситуация по росту заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями складывается не только на территории Томской области, но и по всей России и миру. Проблема отказа от вакцинации уже много лет является одной из наиболее актуальных в современной медицине. Для решения этой проблемы необходима разъяснительная работа с населением, в том числе с применением современных научных знаний [4].
Таким образом, определена гипотеза исследования: рост антипривовочных настроений в обществе связан с недостаточной просвещенностью в вопросах безопасности и эффективности вакцин. В рамках гипотезы поставлена цель исследования: изучить отношение социума к вакцинам и вакцинации на примере учеников ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» и их родителей и повысить их просвещенность в вопросах безопасности и эффективности вакцин.
Объектом исследования определено общественное мнение относительно вакцин и вакцинопрофилактики. Предмет исследования - вакцины и вакцинопрофилактика. Были использованы теоретический, экспериментальный и социологический методы исследования. Результаты данной работы могут быть использованы в качестве лекционного материала на тематических классных часах, располагаться в виде буклета в медицинском кабинете и школьной библиотеке, или, как в нашем случае, в виде обучающего материала на терминале знаний.
Отправной точкой исследования стало изучение самого понятия вакцин и механизма их действия. Вакцины – это медицинские препараты, созданные на основе ослабленных или убитых микроорганизмов или их фрагментов. В основе действия вакцинных препаратов лежит активация естественных механизмов формирования иммунитета в отсутствии симптомов заболевания [5, с. 238, 6, с. 200].
Первая вакцина была создана в конце XVIII века британским врачом Эдвардом Дженнером [7, с. 159]. С того момента и до нашего времени доверие вакцинные препараты вызывают далеко не у всего населения. Это объясняется тем, что общество имеет низкую толерантность к любым побочным проявлениям после иммунизации, так как вакцины вводятся здоровым людям и в целях предотвращения заболевания. В связи с этим ожидается, что вакцины отвечают более высоким стандартам безопасности по сравнению с лекарствами, применяемыми для лечения заболевших (например, антибиотики, инсулин) [4]. Однако эффективность вакцин доказана статистически. Таким образом, снижение заболеваемости в 1500 раз, как в случае с эпидемическим паротитом, или полная ликвидация заболевания, как в случае с полиомиелитом, возможна только благодаря массовой вакцинации (таб. 1) [8].
Таблица 1
«Достижения национальной вакцинопрофилактики в России»
Наименование инфекции |
Заболеваемость на 100 тыс. населения |
Достижения массовой вакцинации |
|
до проведения прививок |
по состоянию на 2021 г. |
||
Корь |
800-1000 |
0,83 |
Вакцинация введена с 1968 г., снижение заболеваемости более чем в 1000 р., цель – ликвидация кори |
Эпидемический паротит |
300-500 |
0,3 |
Вакцинация введена с 1982 г., снижение заболеваемости в 1500р., цель – снижение заболеваемости до единичных случаев |
Коклюш |
100-200 |
4,14 |
Вакцинация введена с 1960 г., снижение заболеваемости в 40 р., цель – снижение заболеваемости до спорадического уровня |
Дифтерия |
50-90 |
0,001 |
Вакцинация введена с 1957 г., снижение заболеваемости в 200 р., цель – снижение заболеваемости до единичных случаев |
Полиомиелит |
10 |
0 |
Вакцинация введена с 1960 г., не регистрируется с 1997 г. |
Вирусный гепатит В |
30-40 |
0,35 |
Вакцинация введена с 1998 г., снижение заболеваемости в 15 р., цель – снижение заболеваемости до спорадического уровня |
Краснуха |
120-400 |
0,002 |
Вакцинация введена с 1998 г., снижение заболеваемости в 700 р., цель – ликвидация врожденной краснухи и снижение заболеваемости до спорадического уровня |
Коллективная вакцинация населения проводится в рамках национального календаря профилактических прививок – документа, утверждённого Министерством здравоохранения Российской Федерации, устанавливающего сроки и типы вакцинаций, которые проводятся населению на безвозмездной основе в массовом порядке. На сегодняшний день в РФ вакцинация населения осуществляется в соответствии с приказом Минздрава от 6 декабря 2021 г. N 1122н (таб. 2-3).
Таблица 2-3
Национальный календарь профилактических прививок
|
Первые 24 часа |
3-7 день |
1 мес |
2 мес |
3 мес |
4,5 мес |
6 мес |
8 мес |
9 мес |
||
Гепатит B |
+ |
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
||
Туберкулёз |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Пневмококковая инфекция |
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
||
Дифтерия |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
||
Коклюш |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
||
Столбняк |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
||
Гемофильная инфекция |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
||
Полиомиелит |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
||
Грипп |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
||
Корь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Краснуха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Эпидемический паротит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 мес |
15 мес |
18 мес |
20 мес |
6-7 лет |
14 лет |
Гепатит B |
|
|
|
|
|
|
Туберкулёз |
|
|
|
|
+ |
|
Пневмококковая инфекция |
|
+ |
|
|
|
|
Дифтерия |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
Коклюш |
|
|
+ |
|
|
|
Столбняк |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
Гемофильная инфекция |
|
|
+ |
|
|
|
Полиомиелит |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
Грипп |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Корь |
+ |
|
|
|
+ |
|
Краснуха |
+ |
|
|
|
+ |
|
Эпидемический паротит |
+ |
|
|
|
+ |
|
Наше государство предоставляет населению как возможность безвозмездно защитить от значительного количества инфекционных заболеваний себя и, соответственно, окружающих, так и свободно отказаться от вакцинации. Также за обеспечение качества, безопасности и эффективности вакцин и других фармацевтических препаратов несут ответственность национальные контрольные органы. Мониторинг безопасности вакцинных препаратов проходит не только на этапе разработки, но и после начала массовой иммунизации населения препаратом. Все нежелательные явления, не регистрировавшиеся ранее, побочные проявления после иммунизации выделяются на самых ранних этапах [4].
Несмотря на все вышеперечисленные меры безопасности вакцинации, последнее время тенденция отказа от иммунизации наблюдается всё чаще, особенно среди молодых родителей, поэтому необходимо исследовать этот вопрос подробно, так как речь идёт о здоровье детей, что всегда находится в приоритете [9, 10].
В дальнейшей части исследования проводилось анкетирование с участием 134 респондентов - 80 учеников ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» г. Томска в возрасте от 15 лет и 54 родителя лицеистов. Отношение опрашиваемой группы к вакцинам и вакцинации оценивалось на основании социологического опроса. Анкета создана на платформе «Яндекс Формы», проводилась онлайн, анонимно.
По итогам опроса выявлено, что родители имеют более полную информацию о вакцинации (74% положительных ответов), чем лицеисты (27% положительных ответов). Положительно относятся к вакцинации 60% лицеистов и 57% родителей, иммунизацию проходят около 70% опрошенных в обеих группах. Также обе группы заинтересованы в получении большего объема информации о вакцинах и вакцинации (64% родителей и 74% лицеистов).
На базе лаборатории изучения резервов долголетия человеческой жизни ОГАОУ «Губернаторский Светленский лицей» автором исследования был разработан обучающий материал в виде краткой сводки об инфекциях, включенных в «Национальный календарь профилактических прививок», предназначенный для лицеистов от 15 лет. Работа создавалась с целью осветить для лицеистов вероятные последствия отказа от вакцинации. На сегодняшний день обучающий материал размещён на «Терминалах знаний» – внутренней обучающей сети лицея.
Антипрививочное движение называет одной из причин отказа от вакцинации сомнения в безопасности содержащихся в вакцинных препаратах компонентов. Помимо микроорганизмов, их частей и продуктов жизнедеятельности в вакцинах содержатся дополнительные компоненты – адъюванты (прим. соли алюминия), которые усиливают иммунный ответ организма, стабилизаторы (сахароза, лактоза, желатин и т.д.), которые защищают вакцину от разрушения при хранении и транспортировке, консерванты (тиомерсал – ртутьсодержащий компонент и др.), предотвращающие бактериальное и грибковое загрязнение и остаточные вещества производства [5]. Было решено доказать экспериментально, что эти компоненты безопасны в содержащемся в вакцинах количестве. Была выдвинута гипотеза экспериментального исследования: вещества, которые содержаться в вакцинах, и вызывают опасение у населения содержаться в похожей концентрации в продуктах питания, которые мы употребляем каждый день.
В качестве исследуемых продуктов наиболее удобными для исследования представились яблоки и детские пюре из яблок (таб. 3). В рамках школьной лаборатории возможно определить наличие ионов ртути Hg2+ и ионов алюминия Al3+ [11].
Для определения наличия ионов ртути Hg2+ использовали 10% раствор KI (калия йодид). Полученный раствор показал наличие ионов ртути Hg2+ в каждом образце. Предельная концентрация ртути в продуктах питания до 0,02 мг/кг, поэтому конечный раствор приобрел бледно-розовую окраску из-за маленькой концентрации ртути в начальном растворе. Методика этого эксперимента описана в общем виде Воронковой и др [12, с. 21].
Таблица 4
Наличие ионов ртути в исследуемых образцах
Исследуемый образец |
Гала (яблоко) |
Ред (яблоко) |
Гренни (яблоко) |
Фруто Няня (пюре) |
Бегемотик Бонди (пюре) |
Дары Кубани (пюре) |
Наличие ионов ртути Hg2+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Для определения наличия ионов алюминия к исследуемому раствору приливают NaOH (натрия гидроксид), в результате наблюдают выпадение белого осадка Al(OH)3 (алюминия гидроскид). Методика этого эксперимента также описана Воронковой и др [12, с. 44]. Результаты содержания ионов алюминия в продуктах питания представлены в таблице 5.
Таблица 5
Наличие ионов алюминия
Исследуемый образец |
Гала (яблоко) |
Ред (яблоко) |
Гренни (яблоко) |
Фруто Няня (пюре) |
Бегемотик Бонди (пюре) |
Дары Кубани (пюре) |
Наличие ионов алюминия Al3+. |
Слабое помутнение раствора |
Слабое помутнение раствора |
Слабое помутнение раствора |
Слабое помутнение раствора |
Слабое помутнение раствора |
Слабое помутнение раствора |
Таким образом, содержание исследуемых веществ в вакцинных препаратах схоже с их содержанием в продуктах ежедневного потребления. В отечественной вакцине АКДС, например, содержится около 100мкг ртутьсодержащего компонента (тиомерсала). Помимо того, что тиомерсал на сегодняшний день редко содержится в вакцинах, этот компонент выводится из организма менее чем за месяц. Содержание алюминия в пневмококковой вакцине «Пентаксим» около 0,3 миллиграмма. При этом в вакцинах содержится не более 0,55 миллиграмма гидроксида алюминия. Растворимые соли алюминия выводятся из плазмы крови примерно за час, что было указано Науменко в его книге [13, с. 20].
Выводы.
- По результатам исследования гипотеза подтвердилась: рост антипрививочных настроений в обществе связан с недостаточной просвещённостью в вопросах безопасности и эффективности вакцин, т.к. часть опрашиваемой группы изменила своё мнение относительно вакцин после ознакомления с материалами исследования.
- На основании полученных результатов социологического опроса среди учащихся лицея и их родителей получено общее представление об осведомленности в области вакцинопрофилактике и отношении к ней.
- Проведена просветительская работа среди учащихся, разработан обучающий материал. На сегодняшний день обучающий материал размещён на «Терминалах знаний» – внутренней обучающей сети лицея.
- В ходе экспериментального исследования доказано, что содержание компонентов в продуктах питания, употребляемых ежедневно, таких, как: ионы ртути, алюминия и антибиотики схожее с их содержанием в вакцинах и не представляет опасности для здоровья.
- https://ria.ru/
- https://www.iminfin.ru/areas-of-analysis/health
- Государственные доклады «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации» в 2019-22 гг.
- https://yaprivit.ru/
- Шмид Р. «Наглядная биотехнология и генетическая инженерия». – М., 2020 – с. 328
- Бурместер Г.-Р., Пецутто А. «Наглядная иммунология» - М., 2019 – с. 320
- Сорокина Т. С. «История медицины» т. 2. – М., 2018 – с. 352
- https://www.who.int/ru/
- https://www.pediatr-russia.ru/
- Ильина С.В., Намазова-Баранова Л.С., Баранов А. А. «Вакцинация для всех: пособие для родителей» - М., 2017 – с. 239
- https://portal.tpu.ru/portal/page/portal/www
- Н. А. Воронкова, Л. В. Новгородцева, А. А. Мирошниченко «Качественные реакции в химии», изд. ОмГТУ, О. – 2019 - с. 171
- Науменко О. А. «Фармакология». – О., 2018 – с. 31