Реабилитация лётного состава армейской авиации – ликвидаторов последствий Чернобыльской радиационной катастрофы в 7 Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале в 1986 – 2004гг.
Журнал Научные высказывания

Реабилитация лётного состава армейской авиации – ликвидаторов последствий Чернобыльской радиационной катастрофы в 7 Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале в 1986 – 2004гг.

В канун 81-летия 7 Центрального клинического военного авиационного госпиталя (ранее 7 ЦВНИАГ),  уместно упомянуть и о его вкладе в ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (ЛПА(К) на ЧАЭС), поскольку сведения о работе этой организации в период с апреля 1986 года по настоящее время чрезвычайно скудны    (Ушаков И.Б., Давыдов Б.И., Солдатов С.К. Человек в небе Чернобыля. Лётчик и радиационная авария. Ростов/на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, -1994. – С. 69-71, Ушаков И.Б., Арлащенко Н.И., Солдатов С.К., Попов В.И. Экология человека после Чернобыльской катастрофы». Радиационный экологический стресс и здоровье человека/Под ред. Чл.корр. РАМН И.Б. Ушакова. -М.-Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-723с.), а в монографии  «Москва-Чернобылю» (М.: Воениздат, 1998 –п/ред. А.А.Дьяченко) их вовсе нет.

Чернобыль
чернобыльская катастрофа
ликвидация последствий
атомная авария
летный состав
армейская авиация
активная зона
медицинская служба
ЧАЭС

Катастрофа на ЧАЭС случилась 26 апреля 1986 года, а 30 апреля 1986 года госпиталь  был переведен на казарменное положение, что в отсутствие к этому времени какой-либо информации в СССР о катастрофе на ЧАЭС, да ещё в преддверии 1 мая было не совсем понятно. Впервые в мире, по рекомендации академика Легасова В.А. (в то время зам. дир. Курчатовского института),  лётный состав армейской авиации и ДОСАФ гасил пламя взорвавшегося реактора 4 энергоблока ЧАЭС  осуществляя его «пломбировку» в целях создания под реактором свинцовой и стеклянной «линзы», якобы препятствующей утечки радиоактивных отходов в реку Припять.     

«Тампонирование» реактора с воздуха осуществлялись  на вертолётах Ми-6, Ми-8, Ми-26, Ми-24 РХР в течение 2-х месяцев (с 27 апреля по 30 июня 1986 г.). Количество вылетов на объект колебалось от трёх до двадцати четырёх за всё время пребывания в радиоактивной зоне. В среднем по 12 вылетов за день. Экипажи работали с учётом «защиты временем» «с хода» или путем «зависания».  Время зависания над реактором составляло не более 3-х минут (защита временем). Меры по погашению горящего графита состояли в сбрасывании с вертолётов в активную зону 5000 т карбида бора, доломита, песка, метлахской плитки, земли и свинца и привели только к фильтрации радиоактивных материалов, выбрасываемых из активной зоны.  Продолжительность стартового времени превышала 14 часов. Летная работа начиналась в 7.00 и завершалась в 21.00-21.30. Плановая таблица на следующий день готовилась ночью и доводилась до экипажей в 1.30-2.00. Продолжительность предполетного отдыха составляла не более 5 часов, что в стрессирующей обстановке усугубляло состояние нарастающей усталости личного состава.

Анализ последствий катастрофы на ЧАЭС показал, что все недостатки в медицинском обеспечении ликвидаторов были связаны с недостаточными знаниями в области радиационной защиты, неподготовленностью к действиям в экстремальных условиях и отсутствием конкретных планов организации работы медицинской службы авиационных и авиационно-технических частей в условиях длительного радиоактивного загрязнения территории и воздушного пространства.

В связи с тем, что привлечение подразделений армейской авиации к ЛПА (К) на ЧАЭС было внезапным, предварительное медицинское освидетельствование  личного состава не проводилось, отбор годных к работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и распределение вертолетчиков по участкам работы в соответствии с состоянием здоровья не осуществлялись. Летный состав прибывал без медицинских книжек, что не позволяло авиационным врачам в полной мере осуществлять индивидуальный подход к оценке состояния здоровья вертолетчиков.  Основной задачей медицинской службы было не допустить к полетам летный состав, получивший дозу облучения 0,25 Гр и более. Всего в ликвидации катастрофы принимали участие 1557 вертолетчиков, получивших различные дозы облучения (от 0,06 до 0,86 Гр) в промежуток времени от 1 до 10 суток. Наибольшие дозы получили борттехники и бортрадисты, поскольку в их задачу входило, стоя у открытых дверей зависшего над объектом вертолёта, вручную сбрасывать мешки с «пломбировочным» материалом.

Прибывший в госпиталь 29 апреля Главный радиолог Министерства обороны СССР генерал-майор медицинской службы Алексеев Григорий Ильич предложил врачам госпиталя сориентироваться в плане обследования и оказания помощи военным вертолётчикам-ликвидаторам,  Утром 30 апреля в 7 ЦВНИАГ состоялся «мозговой штурм», где  врачами госпиталя был выработан алгоритм действий персонала,  соответствующие мероприятия по приёму, дозиметрическому контролю, дезактивации, размещению, обследованию,  лечению,  реабилитации, определению причин дисквалификации при врачебно-лётной экспертизе, дальнейшей  организации медицинского обеспечения прибывающего личного состава вертолётчиков-ликвидаторов, определены организационные и клинические направления мероприятий в отдалённые периоды ликвидации последствий катастрофы.

Прибытие в 7 ЦВНИАГ первой «когорты» вертолётчиков-ликвидаторов в составе 103  человек состоялось в период с 30 апреля по 5 мая.  Во главу угла работы по оказанию медицинской помощи летному составу  были положены принципы максимально возможного сохранения здоровья ликвидаторов, оказания лечебно-реабилитационной помощи и профилактики профессиональной дисквалификации.

В госпитале были развёрнуты дополнительные койки, оборудованы площадки для дезактивации, полной санитарной обработки, смены нательного белья и обмундирования, установлены стационарные дозиметрические приборы, освежены запасы лекарственных средств. Работа осуществлялась в тесном контакте с 7 Институтом авиационной и космической медицины (ИАКМ), СЭО ВВС МО СССР, Центральным военным госпиталем им. Акад. Н.Н.Бурденко, 6 ЦКБ г. Москвы.

Врачами госпиталя были даны рекомендации по  защите летных экипажей от внешнего облучения с помощью локальных свинцовых экранов (противорадиационный пояс и листы свинца на чашке кресла), радиопротекторов (цистамин, препарат Б-190), препаратов йода и алиментарных средств (аминокислотно-витаминная смесь «Амивис», суфле молочное «Новинка»), повышающих неспецифическую резистентность организма. От инкорпорации радионуклидов было рекомендовано применение респираторов типа «Лепесток», РМ-2 и общевойсковых противогазов, а также соблюдение общих правил поведения, организации питания, водоснабжения и бытового обслуживания на радиоактивно загрязненной местности.  

В дальнейшем, клинические обследования вертолетчиков - участников ЛПА на ЧАЭС уже осуществлялось ежегодно с 1986 по 2004 гг. Результаты оценивались методом сравнения с результатами обследования авиаспециалистов вертолетных подразделений, не принимавших участие в ликвидации последствий радиационной катастрофы и общепринятыми нормативами лабораторных, и функциональных показателей здорового человека. Эти исследования были оформлены в ряде отчётов, монографий,  докторских диссертаций (Солдатов С.К., Николаевский Е.Е.). С учётом недостатков мероприятий, проводимых в зоне ядерной катастрофы были  разработаны и опубликованы методические рекомендации руководящему и медицинскому составу армейской авиации по профилактике и медицинскому обеспечению авиаторов-ликвидаторов в случае  любого радиационного неблагополучия.

И в настоящее время не исключается участие авиации в той или иной мере в ликвидации последствий  аварий и катастроф на радиационно-опасных объектах (Фукусима-1, Маркуль, Фессенхайм), а результаты по изучению опыта использования авиации в ЛПА(К) на ЧАЭС и вклад 7 ЦВНИАГ по госпитальной реабилитации ликвидаторов могут быть базой и полезны в системе медицинского обеспечения  и сохранения профессиональной пригодности летного состава в экстремальной ситуации.

Список литературы
  1. Ушаков И.Б., Давыдов Б.И., Солдатов С.К. Человек в небе Чернобыля. Лётчик и радиационная авария. Ростов/на Дону: Изд-во Ростовского ун-та, -1994. – С. 69-71,
  2. Ушаков И.Б., Арлащенко Н.И., Солдатов С.К., Попов В.И. Экология человека после Чернобыльской катастрофы. Радиационный экологический стресс и здоровье человека/Под ред. Чл.корр. РАМН И.Б. Ушакова. -М.-Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-723с.