Корпоративное управление в период пандемии Covid-2019
Корпоративное управление играет важнейшую роль в жизни корпораций, которые в свою очередь, занимают важнейшую позицию в развитии различных сфер жизнедеятельности государства и общества. На данном этапе стабильное функционирование корпоративного управления в России было осложнено мировой пандемией Сovid-2019, к которой российское корпоративное право не было готово, что привело к необходимости быстрого регулирования вопросов, связанных с корпоративным управлением в период пандемии. В рамках данной статьи анализируются принятые меры, направленные на стабильное функционирование корпоративного управления в период пандемии и выявлены возможные проблемные аспекты, связанные с внедрением некоторых законодательных норм.
Пандемия Covid-2019 внесла значительные коррективы во все аспекты жизнедеятельности как на мировом уровне, так и на уровне функционирования российского общества и государства. В том числе изменения коснулись и сферы корпоративного права, в частности, корпоративное управление. Отметим, что сама по себе пандемия не является похожей на те, что были ранее. Связано это прежде всего с тем, что она протекает в период информатизации общества, а это указывает на то, что изменения в корпоративном управлении также будут иметь прямую связь с информатизацией. Большая часть корпораций в период пандемии столкнулась с проблемами, связанными с управлением и планированием, которые изначально приходилось решать силами лиц, отвечающих за корпоративное управление.
Однако, в активную фазу пандемии, к решению вопросов корпоративного управления в корпорациях было привлечено и государство, внесшее на законодательном уровне изменения для стабильного функционирования корпораций. Так, например, в самом начале пандемии Covid-2019 был принят ФЗ No115 от 07.04.2020г. [1], в котором устанавливались изменения, касающиеся сферы корпоративного правления. В частности, в 2020 году сроки проведения годового общего собрания АО и очередного общего собрания участников ООО были изменены. До принятия нормативно правового акта срок проведения рассматриваемых собраний устанавливался до 30 апреля. А в 2020 г. годовое ОСА и очередное общее собрание участников стали проводиться в срок до 30 сентября 2020г.
Также можно отметить и тот факт, что ОСА в 2020 году могло проводиться в форме заочного голосования, при этом отсутствовала зависимость от вопросов повестки дня. Проведение ОСА в заочной форме могло быть принято решением совета директоров (наблюдательным советом). Отметим, что, до принятия законодателем возможности проведения собрания в заочной форме, ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливал запрет на проведение ОСА в форме заочного голосования в том случае, если повестка дня включала в себя такие вопросы как избрание совета директоров, ревизионной комиссии, утверждения аудитора, годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. В 2020 году данный запрет не действовал и был продлен до 31 декабря 2021 года.
Говоря об изменении сроков в контексте осуществления корпоративного управления, можно отметить, что законодатель внес изменения в сроки проведения внутреннего аудита в ПАО. Обязанность его организации была установлена с 1 января 2021 года, до этого момента такой срок исчислялся с первого июля 2020 года. Кроме сроков были внесены изменения в отношении формирования советом директоров в ПАО комитетов, осуществляющих аудит. В частности, изменения коснулись проведения самой процедуры в условиях пандемии, например процедуры утверждения документов в отношении политик корпораций, порядок назначения лиц на должности по осуществлению внутреннего аудита. Многие нормы, касающиеся корпоративного управления и введенные законодателями, распространяли свое действие исключительно на 2020 год. Действие некоторых временных норм было пролонгировано и на 2021 год, однако, возникшая в 2019 году пандемия, фактически дала понять, что российское общество и, в том числе управление в корпорациях, не адаптировано к возникновению чрезвычайных ситуаций. Это породило необходимость введения некоторых временных норм в разряд постоянных, что, безусловно, также поспособствовало возникновению проблем, связанных с корпоративным управлением на законодательном уровне. Например, проведение собраний в форме заочного голосования по любым повесткам на данный момент продлено до 31 декабря 2021 года, и норма ст. 50 ФЗ «Об акционерных обществах» до этого момента приостановлена в действии. Однако, в 2021 году в ГК РФ была введена новая норма - ст. 181.2 ГК РФ[2], которая устанавливает, что собрания могут быть проведены дистанционно с помощью электронных или технических средств, позволяющих установить достоверность личности лица. В данной норме отсутствуют ограничения относительно повестки дня собрания, в свою очередь, такие содержатся в норме ст.50 ФЗ «Об акционерных обществах» [3], действие которой приостановлено до 31 декабря 2021 года. В том случае, если законодатель не отменит данную норму после срока ее приостановления, то на практике это может привести к возникновению законодательной коллизии.
Также нельзя назвать лишенной проблематики введение самой формы - заочного голосования. Изменённый формат проведения годового собрания представляется неоднозначным при выборе независимых директоров. Если раньше миноритарные акционеры могли на очной части распределить голоса с учетом кворума и голосования на заочной части, то в нынешних условиях, сделать проведение таких мероприятий не будет возможным, а значит, будет потеряна какая-то часть независимых директоров. В данном случае, можно говорить о возможном ущемлении в правах миноритарных акционеров [4]. Исходя из проведенного анализа корпоративного управления в период пандемии Covid-2019, можно говорить о том, что российское законодательство не было готово к возможным чрезвычайным ситуациям, в том числе и в сфере корпоративного управления. Первично корпорации пытались собственными силами осуществлять корпоративное управление, несмотря на сложную обстановку в связи с пандемией. Однако, понимая возможные негативные последствия для корпораций при неурегулированности вопросов связанных с корпоративным управлением, государство оперативно внедрило в законодательство временные нормы, регламентирующие реализацию корпоративного управления. Но, большая часть таких норм распространяла свое действие на 2020 год, в период активной фазы пандемии. Говоря о 2021г. можно отметить, что действие некоторых норм, связанных с корпоративным управлением, было пролонгировано, и все же, не ясной остается ситуация, связанная с внедрением постоянных норм и отменой норм, противоречащих новым.
Таким образом, можно говорить о том, что корпоративное управление в период пандемии на законодательном уровне претерпело ряд изменений, которые на данном этапе нельзя оценивать как положительные. Представляется, что после отмены некоторых временных норм в сфере корпоративного управления и внедрения постоянных норм, могут возникнуть законодательные проблемы и коллизии. Для их устранения и недопущения, законодателю необходимо переработать законодательство с учетом возможных чрезвычайных ситуаций, таких как пандемия, и своевременно отменить те нормы, которые будут противоречить новым.
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 07.04.2020 N 115-ФЗ (последняя редакция)// Собрание законодательства Российской Федерации, N 15 (ч.I), 13.04.2020, ст.2238
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ//Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021)// Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 1
- Троценко Р. Посткризисное управление: как пандемия изменит мир, государство и бизнес // РБК от 06.04.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.rbc.ru/opinions/business/06/04/2020/5e8ad3e19a79474519df924d.
- Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ "О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества "Сбербанк России" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2020, ст.1642