Источники правового регулирования деятельности международных организаций, участвующих в процессе создания норм международного частного права
Проанализированы источники правового регулирования деятельности международных организаций, участвующих в процессе создания норм международного частного права. Обращено внимание на возможные варианты классификации источники правового регулирования деятельности международных организаций, участвующих в процессе создания норм международного частного права. Предложены пути решения выявленных проблем.
Международные договоры являются основными источниками унифицированных материально-правовых норм. Унификация норм международного частного права возможна также посредством утверждения международно-правовых обычаев, вырабатываемых на основе широкой и единообразной практики международного сотрудничества. Необходимо также упомянуть и о международном коммерческом праве. В качестве неправовых или вспомогательных унифицированных норм, оказывающих воздействие на регулирование рассматриваемых отношений, следует перечислить рекомендации межправительственных и неправительственных международных организаций и ассоциаций[1].
К числу таких норм, например, можно отнести Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли 1976 г., публикации Международной торговой палаты в Париже или типовые договоры на поставку готовых изделий, разрабатываемые различными международными торговыми ассоциациями, а также международные обыкновения, складывающиеся в практике торговых сделок и определяющие детали этих сделок.
Унифицированные материально-правовые нормы создаются государствами, имеют публично- правовой характер и представляют собой конечный результат процесса согласования воль двух и более государств. Они также могут применяться для регулирования частноправовых отношений с иностранным элементом (ст. 7 ГК РФ). Для этого они должны быть имплементированы во внутреннее законодательство.
Имплементация осуществляется путем трансформации международноправовых норм в национальные законы и подзаконные акты, посредством последующего издания определенных внутренних правовых актов, вводящих нормы договора в национальную правовую систему. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Принцип преимущественного применения международного права в случаях его противоречия с нормами национальных законов действует сегодня в законодательстве большинства государств.
Тем не менее, даже после того, как нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, они сохраняют автономный, самостоятельный характер и отличаются от иных норм внутреннего права. Автономность и самостоятельность имплементированных международных норм в национальной правовой системе объясняется тем, что они не являются творением одного законодателя, а созданы в процессе международного нормотворчества и воплощают согласованную волю двух и более государств. Такие нормы государство не вправе отменить или изменить в одностороннем порядке, для этого оно должно сначала прекратить свое участие в соответствующем международном соглашении.
В тоже время унификация права может обеспечиваться и использованием других приемов и осуществляться не только в виде создания единообразного регулирования материально-правовых норм.
Возможна также унификация коллизионных норм, примерами которой могут служить первые Гаагские конвенции в области брачно-семейных отношений, Женевская конвенция товаров, Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам, заключенная странами ЕС, и др. Кроме того, юристы выделяют смешанную унификацию. Под последней принято понимать создание в одном унифицирующем акте единообразных коллизионных и материально-правовых норм. Примерами смешанной унификации в МЧП являются «Общие условия поставок товаров хозяйствами, организациями стран — членов СЭВ 1968/1988 гг.», Гаагская конвенция о праве, применительном к доверительной собственности, и ее последующем признании 1985 г., Конвенция ООП 1991 г. «Об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле» и др.
В международном частном праве отсутствует единый подход к классификации источников, регулирующих деятельность международных организаций, в связи с чем авторами предлагаются различные подходы к разрешению рассматриваемого вопроса. Свое распространение и широкое признание получил подход, согласно которому выделяются следующие источники деятельности международных организаций, в том числе и международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП:
1) внутреннее право международных организаций. В указанных нормах находят свое отражение вопросы установления структуры, компетенции международных организаций, полномочий, функций их органов. На основе указанных норм регулируется также порядок осуществления трудовых и иных полномочий сотрудниками данных организаций;
2) внешнее право международных организаций. К данной группе относятся нормы, регламентирующие положение международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, в системе международных отношений (например, соглашения международных организаций с государствами, иными международными организациями и др.);
3) нормы, связанные с деятельностью международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, регламентирующие порядок участия данных международных организаций в процессе международного правотворчества. Разграничение данной группы правовых норм проводится в зависимости от форм, целей, направлений проведения правотворческой деятельности[1].
Представляется, что обозначенная совокупность источников позволяет отразить специфику правового положения международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, как участников МЧП.
Следует также отметить, что большая часть источников правового регулирования деятельности международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, представлена международными договорами. Совокупность указанных источников может быть разделена на следующие группы:
- договоры между государствами;
- договоры между государствами и международными организациями, участвующими в процессе создания норм МЧП;
- договоры между международными организациями, участвующими в процессе создания норм МЧП, и иными международными организациями.
К первой группе источников могут быть отнесены учредительные акты международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, разработанные государствами-учредителями данных международных организаций. В соответствии с положениями указанных актов определяется правовой статус международных организаций, их права, обязанности, цели, задачи деятельности их органов. Здесь же разрешаются финансовые, административные, материально-технические вопросы.
В качестве примера рассматриваемых актов могут быть приведены:
- Устав ООН[2];
- Устав Международной организации труда[3];
- Устав Совета Европы[4] и др.
К каждому из названных уставов применению подлежат нормы Венской конвенции о праве международных договоров[5], что находит свое непосредственное отражение в ст. 5 указанной конвенции.
Вторую группу источников составляют соглашения, на основании которых определяется место пребывания штаб-квартиры международной организации, участвующей в процессе создания норм МЧП, ее представительствах. Другими словами, указанная группа источников – есть функциональные соглашения, направленные на реализацию непосредственных целей организации.
Данные соглашения заключаются отдельной международной организацией, участвующей в процессе создания норм МЧП, и правительством договаривающегося государства.
К третьей группе международных соглашений следует относить соглашения о сотрудничестве между международными организациями, участвующими в процессе создания норм МЧП, и иными международными организациями. Сюда же относятся соглашения о статусе специализированного учреждения при ООН, о правопреемстве, о создании международными организациями совместных органов и др.
В настоящее время свое распространение на практике также получает концепция «добровольных обязательств». Данные обязательства характерны для ежегодных саммитов и выражаются в декларациях, заявлениях («мягкое» право).
При этом, нарушение положений принятых обязательств не влечет за собой применения санкций к правонарушителям. В этом случае в качестве «наказания» выступает престиж руководителей государств, не соблюдающих взятые на себя обязательства.
Помимо этого, на деятельность международных организаций, участвующих в процессе создания норм МЧП, также свое влияние оказывают решения, принятые в рамках неформальных объединений.
Таким образом, источники правового регулирования деятельности международных организаций, принимающих участие в процессе создания и унификации норм международного частного права, отличаются достаточным многообразием. Применительно к соответствующей деятельности международные организации используют положения международных соглашений, заключенных между собой, с государством, а также собственные нормы уставов, регламентирующих внутреннюю и внешнюю деятельность, в том числе и порядок реализации полномочий в сфере создания норм международного частного права.
- Джамиля Ш.М. Международно-правовые источники деятельности международных организаций // Закон и право. 2019. № 6. С. 206.
- Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). URL: https://base.garant.ru/2540400/.
- Устав Международной Организации Труда 1919 г. URL: https://base.garant.ru/2540318//
- Устав Совета Европы ETS N 001 (Лондон, 5 мая 1949 г.). URL: https://base.garant.ru/2540600/.
- Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23.05.1969). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12754/.