Нравственное воспитание дошкольников как основа нравственного будущего России
Журнал Научные высказывания

Нравственное воспитание дошкольников как основа нравственного будущего России

Модернизация российского образования, начавшаяся в результате перестройки общественно-политического устройства России, привела к поиску новых эффективных форм обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. В настоящее время дошкольное образование стало экспериментальной площадкой, на которой проверяется эффективность вариативных комплексных и парциальных программ и новых образовательных технологий.

работа с родителями
духовно-нравственное воспитание
дошкольное образование
воспитание

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 был утвержден федеральный государственныйобразовательный стандарт дошкольного образования. Согласно данному документу одной из ключевых задач дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных, социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В Белгородской области благодаря усилиям государственной и муниципальной власти, Белгородской Митрополии, образовательных учреждений области создана единая система духовно-нравственного воспитания и просвещения подрастающего поколения, основанная на традициях православной культуры.

При   этом термины   «духовно-нравственное воспитание»,   «нравственность» и «нравственное воспитание» трактуются неоднозначно. Так, по мнению, Владимира Ивановича Даля, нравственность можно и нужно объяснять через мораль и наоборот:

«Мораль – нравственное учение, правила для воли, совести человека». Швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци считал нравственное воспитание главной задачей детского воспитательного учреждения, потому что только оно формирует, по его мнению, «добродетельный характер и сочувственное отношение к людям».

Согласно мнению К.Д. Ушинского, «дело воспитания – важное и святое, так как именно здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины» [2, с. 43]. Продолжая мысль К.Д. Ушинского, выдающийся педагог В.А. Сухомлинский вполне обосновано считал нравственное воспитание системообразующим признаком воспитания. Василий Андреевич писал: «Незыблемая основа нравственности закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедлив ость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [3,с. 110]. Или «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания: если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно - в результате будет добро; учат злу (редко, но и такое бывает), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Как перекликаются эти слова со словами святого Тихона Задонского: «Так и юный и малый отрок: чему учится, к тому и привыкает, и к чему привыкает, то и в прочее время творить будет. Научится ли добру в юности своей – добр и всю жизнь будет. Научится злу – и зол во всей жизни будет».

Нравственное воспитание ребенка-дошкольника осуществляется, прежде всего, в совместной деятельности взрослых и детей. Направляемая педагогом содержательная детская деятельность предоставляет ребенку возможность для упражнений в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для взрослых, в окружении которых он находится.

Как уже отмечалась проблема духовно-нравственного воспитания признается сегодня обществом одной из самых актуальных, в 2014 году появился документ «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России», согласно которому воспитательные идеалы формулируются на основе базовых национальных ценностей.

Особое место в воспитании учащихся я отвожу семье как главному первоначальному социуму, обладающему многофакторным воспитательным потенциалом: ребенок учится выполнять социальные роли: сыновне-дочерние, отцовско- материнские, супружеские, нравственные, коммуникативные, организаторские, трудовые, культурные, патриотические. Именно в семье закладываются представления о хорошем и дурном, прекрасном и безобразном, добром и злом. В семье, если эта семья основана на любви и уважении, ребенок приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания. Простые нравственные нормы, чувства доброты и человечности, усвоенные в семье, становятся основой для формирования в будущем таких нравственных качеств, как патриотизм, чувство долга перед обществом.

Поэтому большое внимание коллектив образовательного учреждения уделяет организации взаимодействия с родителями воспитанников. Для этой цели мы используем такую форму взаимодействия, как клуб, поскольку эта форма работы позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие родителей и организации.

Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию строится по следующим направлениям:

  • выяснение микроклимата в семье, определение стиля взаимоотношений детей и родителей;
  • составление технологической карты семьи (структура семьи, материальные условия, благоустроенность быта, личностные характеристики родителей, психологический климат, стиль общения). активизация деятельности родителей через участие в родительских собраниях;
  • индивидуальная работа с родителями;
  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, праздников, концертов

Большую пользу приносят индивидуальные беседы с родителями.

На родительских собраниях практи куется выступление отдельных роди телей о положительном опыте воспитания детей в семье.

Встречи на дому, в ДОУ, приглашение на родительские собрания, беседы и консультации, совместная подготовка праздников, заседаний клуба интересных встреч, празднование Дней рождения помогают создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребёнка класса и добиться положительных результатов в нравственном воспитании дошкольников.

Совместная работа воспитателя и родителей нацелена на формирование у дошкольников умения действовать в интересах других, поступаться собственными желаниями, причем не чувствовать себя жертвой, а ощущать положительные эмоции радости и удовлетворения от делания добра.

Список литературы
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошко льного образования // Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013г.
  2. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в шес ти тома х. Том 1. / К.Д. Ушинс кий. – М.: Изд-во «Педагогика», 1998.
  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1989.