Роль кинематографа в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи на современном этапе развития образования
Рассмотрены глобальные вызовы современности, определены пути духовно-нравственного воспитания детей и молодежи средствами кинематографа, выделены составляющие духовно-нравственного кино, обозначено содержание детского фильма, снят школьный художественный фильм духовно-нравственного содержания, воссоздан образ положительного киногероя.
21 век явил миру свои стремительные изменения, масштабам которых нет аналогов в истории человечества и которые в должной мере еще не получили адекватного отражения в стратегических направлениях развития цивилизации [1, с.6].
Одна из стремительно нарастающих главных глобальных проблем – нравственная деградация самого человека. Концепция «общества потребления» и свободы, не ограниченной ответственностью человека за свои действия, подорвали основы традиционной христианской этики. В условиях становления и развития информационного общества происходят изменения психологических и интеллектуальных свойств и качеств личности человека [1, с.7].
Виртуализация общества, при которой человек начинает терять способность адекватной оценки происходящих событий, становится повседневной реальностью. Дегуманизация человека и его расчеловечивание; угроза утраты традиционных национальных ориентиров и устойчивых моральных принципов; трансформация института семьи; страх перед будущим; манипуляции сознанием человека; духовная деградация общества – всё это глобальные вызовы современности.
Педагоги, психологи, богословы обеспокоены появившимся у человека клиповым мышлением, хаотизацией сознания. В связи с этим в образовательном пространстве школы во главу угла становятся духовные ценности, этическое воспитание, человеческие качества.
Известно, что молодежь в силу специфики своего социального положения находится на пике социальных противоречий и конфликтов в любом современном обществе [2]. Под влиянием определенных особенностей процессов глобализации наблюдаются деструктивные изменения в социальном и индивидуальном сознании, приводящие к апогею индивидуалистического настроения, разрушению принципов гуманизма, распаду жизненных целей и представлений [3]. Молодые люди столкнулись с глобальными вызовами и вынуждены искать средства защиты, принимая на себя ответственность за свое будущее.
В связи с этим духовная безопасность детей и молодежи становится чрезвычайно важной актуальной государственной задачей. Новому поколению предстоит найти выход из системного кризиса современной цивилизации, сделав выбор в пользу духовного и душевного совершенствования. Ставятся новые цели перед системой образования, культурой, наукой, экономикой, государством в целом.
Педагогическая цель – уберечь от негативного влияния современного мира, воспитать душу ребенка, основываясь на духовно-нравственных принципах, направить на верный духовный выбор.
Огромную роль в современном образовании, решении задачи сбережения чистоты детского сердца, в выполнении Стратегии национальной безопасности играет детский кинематограф. Не случайно в октябре 2022 г. Владимир Путин поручил правительству обеспечить организацию производства цифрового контента и мультимедийных продуктов, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. защищает национальные интересы Российской Федерации, такие, как сбережение народа России, развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей [4]. Важную роль при этом играет детский кинематограф.
Действительно, кино – этот совершенно уникальный вид искусства, формирующий характер, способный влиять на подсознание и сознание человека, синтезирующий все виды творчества, очень важен для подрастающего поколения, поскольку дети большую часть информации воспринимают через зрение.
Кинофильм раскрывает духовную жизнь человека со всеми его поступками и переживаниями, показывает его реакцию на окружающий мир, воздействует на чувства. Кино способно создавать убеждения, выстраивать модели поведения. В образовании является средством достижения педагогических целей.
Каким духовным смыслам быть в детском кинематографе? Каковы духовно-нравственные составляющие кинофильма? По мнению монахини Софии Ищенко, бывшей президентом Международного православного сретенского кинофестиваля, люди, которые учат и творят, должны знать, что русская культура зиждется на православных ценностях. (5, Светлый вечер) По нашему мнению, они должны лежать в основе современного детского кино. А будут ли прямо выражаться, как например, в православном кино (когда нравственность и духовность в полном религиозном смысле заложена в сюжет), или прикровенно – в обычном фильме, которое тоже по праву можно назвать христианским в силу его нравственного содержания, – всё это зависит от жанра, в котором он создан.
Так, для христианского кино, если вспомнить заповедь Божию «Возлюби Господа Бога своего и возлюби ближнего своего, как самого себя», обязательны три составляющие: христоцентричность, христанская этика и христианская эстетика. Сначала движение к Богу, потом движение к человеку и через человека к самому себе. Христианская этика в фильме – это егонравственное содержание, которое необходимо при общении человека с человеком, основанное на заповедях Божиих. Христианская эстетика – это целомудрие, в первую очередь – в вещах, в одежде, в движениях.
По церковной традиции, в отличие от светского понимания, духовность - это присутствие Духа Святого. И внешняя форма проявления духовности человека – это нравственная составляющая его поведения. От этого зависит духовный выбор человека. Поэтому духовности в кинематографе надлежит быть.
В МБОУ Первомайской СОШ Миллеровского района Ростовской области с 2019 г. функционирует детский киноклуб «По образу и подобию», основателем и руководителем которого я являюсь. Вместе с детьми мы смотрим шедевры мирового и отечественного кино как прошлого, так и современного периодов. После просмотра обсуждаем увиденное. Дети на доступном им языке учатся интерпретировать кинотекст.
Идея создать в школе данный вид педагогической деятельности появилась во время обсуждения с благочинным приходов Миллеровского округа иереем Свято-Андреевского храма Романом Васильевичем Калининым проблемы клипового мышления у школьников. Диагностика проявлений такого состояния, которая проводилась в нескольких школах в течение ряда лет, показала, что в этом направлении необходима новая системная работа [6, с. 193].
Под клиповым сознанием понимают процедуру воспроизведения множества различных свойств элементов без учета связи между ними. Именно из-за подачи материала мозг человека не формировать между событиями. Пробелы в знаниях современных школьников ученые связывают именно с клиповым состоянием.
Интерпретация кинопроизведения помогает решить эту проблему, становится своего рода альтернативным методом в обучении. Так, на этапе деления киноматериала на части происходит как раз выявление логических связей, определение линейной структуры фильма, восстановление событий ленты в памяти последовательно.
На этапе составления мнения об увиденном идет процесс осмысления отдельных эпизодов фильма, выявление взаимосвязи между ними, соотнесение кинокартины с ценностными и духовно-нравственными ориентирами.
Именно подростки являются самой незащищенной категорией среди зрителей. И именно их необходимо учить правильно осмыслять и воспринимать видеоряд, видео- и кинотекст, кино- и видеоматериал [7, с.204]. Так, например, во время просмотра художественного фильма необходимо учить обращать внимание подростков на образы и поведение героев, которые для них неприемлемы; эмоциональные переживания; стереотипы поведения. Следует обобщать сказанное учениками, резюмировать их высказывания, помогать анализировать свои жизненные ситуации, осознавать собственные актуальные потребности и задачи, действия, чувства, важные для построения собственной жизни.
Но глобальный мир бросает вызов каждому современному человеку, деятельность и жизнь которого должна быть уже не только познавательной или исследовательской, а скорее инженерной, конструктивной, преобразовательной. И уже через два года работы киноклуба, в 2021 г., обдумывая сюжет, я предложила ребятам снять свой школьный фильм. И взрослым, и детям предстояло научиться понимать язык кино, его основные элементы, выразительные средства (ракурс, монтаж, разница планов, композиция кадра, ритм, свет, цвет, звук и т.д.). Важно было узнать, как рождается фильм, что делает сценарист, режиссер, оператор, звукооператор, актер.
Окончательно определить круг интересных для детей жизненно важных вопросов и проблем, которые нужно было отразить в сценарии и фильме, помогла работа над школьным социально-исследовательским проектом. К началу 2022г. мною был написан сценарий к фильму, и мы, получив благословение на работу у священника, отца Романа (Калинина), который тоже стал участником нашего фильма, начали съемочный процесс.
В съемках приняли участие дети из всех классов, практически весь состав работников школы, родители. Актерская работа для ребят и взрослых оказалась не только интересной, но и сложной. Всего в фильме, в главных ролях, ролях и эпизодах, было задействовано более 100 человек. Процесс создания кино проходил на глазах у ребят.
Но самыми сложными оказались операторская работа, в том числе и в воздухе, монтаж отснятых сцен, организация съемок массовых сцен и сцен за пределами села. Благодаря помощи заинтересованных и не равнодушных к детям и школе людей проблемы решались.
Съемки фильма проходили на территории Первомайского и Сулинского сельских поселений Миллеровского района Ростовской области, в г. Миллерово Ростовской области, в Кашарском и Тарасовском районах Ростовской области. Фильм объединил родителей, учителей и учащихся не только Первомайской средней школы Миллеровского района, но и педагогов и учащихся школ г. Миллерово, студентов Миллеровского техникума агропромышленных технологий и управления, Миллеровского казачьего кадетского техникума, филиала РГЭУ (РИНХ).
На участие в фильме откликнулись Заслуженный Артист России - певица Анна Осипова (Юта), педагоги и дети Миллеровской детской школы искусств, Глава Первомайского и Сулинского сельских поселений, руководство птицефабрики «Ореховская» Миллеровского района, руководство сельскохозяйственного предприятия Кашарского района, Центр культуры и досуга Миллеровского городского поселения, индивидуальные предприниматели г.Миллерово, частные и фермерские хозяйства хуторов Сулин и Малотокмацкий, Миллеровская конная дружина, медицинская клиника Тарасовского сельского поселения. Съемки фильма проходили на территории храмов Миллеровского благочиния, объектах железнодорожного транспорта и отдела ОМВД России по Миллеровскому району. Работа над фильмом оказалась для школы и ребят настоящим проектом, который объединил поколения.
Благодаря сплоченности детей, педагогического коллектива, отзывчивости родителей и общественности в октябре 2022 г. съемки фильма были завершены. Первый киноматериал гостям, учащимся и учителям был показан в мае 2022 г. на школьной научно-практической конференции, родителям - на мероприятии круглый стол, посвященном проблемам информационной безопасности детей в масс-медиапространстве и выработке у них верных духовных ориентиров. Об организации духовно-нравственной работы с детьми и молодежью было рассказано на региональном этапе XXVII Димитриевских образовательных чтений, посвященных теме глобальных вызовов человечества и духовному выбору человека. По содержанию наша работа получила первые положительные отклики, рецензии.
Фильм носит рабоче название «Выбор» и рассказывает о любви и дружбе, предательстве и отчаянии, прощении и смирении, верности своим убеждениям, милосердии. Это фильм о справедливости и честности, чистоте детского сердца, открытого и чуткого, об ответственности за свой выбор. Он встает перед многими героями фильма и дается им непросто.
Сюжет фильма о том, как сельский школьник, сын учительницы, стоя на пороге выбора профессии, мечтая учиться в большом городе, сталкивается с ложью и предательством. Свои дальнейшие поступки герой выбирает, руководствуясь нравственными принципами и христианскими заповедями. С большим человеческим достоинством он преодолевает все трудности, все вызовы, которые бросает ему время, и приобретает ценный жизненный и духовный опыт.
В фильме есть антипод главного героя - подросток, попавший в манипулятивную информационную среду и находящийся в состоянии духовного одиночества с потерей нравственных ориентиров, мотивов, ценностей, таких, как любовь к матери, уважение к взрослым, совесть, стыд, честность, труд. Вместе с этим у него теряется страх быть осужденным, обличенным. Мы видим, какие деструктивные изменения могут произойти в сознании, как ложь и обман могут стать апогеем индивидуалистического настроя.
Фильм – это попытка раскрыть движение совсем юного человека к Богу. К собственным изменениям, к осознанию своих ошибок, к стремлению их исповедать, не обязательно в церкви, потому что такого опыта у большинства современных детей пока нет, исповедать просто перед самим собой, к стремлению измениться к лучшему. Движение души многих героев фильма направлено в небо, в вечность.
Наш школьный фильм – это попытка своими силами воссоздать этот положительный образ героя, совершающего нравственные, социально-правильные поступки, заставить задуматься о вечном и важном, сделать духовный выбор, обрести самого себя. Фильм, который ребята сами пережили, пропустили через себя, станет им хорошей жизненной школой.
Таким образом, дети «информационного века» сталкиваются с контентом разных форм медиапродуктов, поэтому овладение навыками их анализа, интерпретации и создания очень важны. Информационная и духовная безопасность детей являются одними из главных задач, стоящих перед современной школой. Кинематограф как отрасль человеческой деятельности, заключающейся в создании движущихся изображений, медийная грамотность должны занять достойное место в образовательном и воспитательном пространстве школы.
- Колин К.К. Вызовы и проблемы ХХI века. Глобальные угрозы развитию цивилизации в ХХI веке.//Стратегические приоритеты. № 1, 2014. С. 6. https://istina.msu.ru/ .
- Цой Л.Н. Вызовы современного мира: конфликты и развитие. https://conflictmanagement.ru/vyizovyi-sovremennogo-mira-konfliktyi-i-razvitie/
- Нусратова Г. М., Давронова Ж. В. Влияние глобализационных процессов на духовную жизнь общества // Гуманитарные и естественнонаучные исследования как фактор научно-технического прогресса : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 июня 2022г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2022. С. 30-32. URL: https://apni.ru/article/4191-vliyanie-globalizatsionnikh-protsessov-na-duk.
- 5ttps://tass.ru/ekonomika/16072199
- «Духовные смыслы в киноискусстве». Светлый вечер с монахиней Софией (Ищенко) (01.02.2018 г.) https://ruskline.ru/news_rl/2012/03/29/monahinya_sofiya_iwenko_nuzhno_razrabotat_nravstvennyj_kodeks_rossijskogo_kinematografista
- Калинин Р.В., Мишустина Е.А. Влияние « клипового мышления на духовную жизнь и образование человека» Экономические проблемы России и региона : уч. зап. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – Вып. 24. – 303с. С.193.
- Мишустина Е.А. Интерпретация текста как метод преодоления клипового мышления. Экономические проблемы России и региона: уч. зап. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019. – Вып. 24. – 303 с. С .198.