Исследование психологических компонентов системы отношения к беременности у женщин
Журнал Научные высказывания

Исследование психологических компонентов системы отношения к беременности у женщин

Целью исследования работы является изучение психологических компонентов системы отношения к беременности у женщин. В ходе исследования были изучены психологические характеристики женщин в период беременности, выявлены личностные особенности женщин с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности.

гестационная доминанта
беременность
характеристики личности

Беременность является одним из важнейших событий в жизни женщины, сопровождающимся значительными физическими, психологическими и социальными изменениями. Характер переживания и отношение беременной женщины к вынашиванию ребенка во многом определяет особенности протекания беременности, родов и послеродового периода, а также дальнейшее развитие матери и ребенка. Актуальность работы заключается в необходимости понимания предшествующих состояний и предупреждения постродовых депрессий и других психических расстройств у женщин, а также в улучшении помощи в период подготовки к беременности, ее протекания и протекания постродового периода.

Эмоциональное состояние в первом триместре беременности характеризуется противоречивыми чувствами радости и тревоги, особенно при желанной беременности. Женщина фокусируется на внутренних изменениях, у нее наблюдается быстрая смена эмоций от положительных до резко негативных, плаксивость, раздражительность, внушаемость, страхи о будущем. Основными факторами, влияющими на эмоциональные реакции, являются семья, ближайшее окружение, возраст и состояние здоровья женщины.

Во втором триместре эмоциональное состояние также противоречиво: у одних нормализуется психическое состояние и повышается работоспособность, у других, наоборот, наблюдается невротичность, расстройства настроения с субдепрессивным компонентом. В этот период женщины больше внимания уделяют ребенку и материнству, развивается чувство собственной значимости [4, с. 145-147].

В третьем триместре женщина фокусируется на родах, возникает страх родоразрешения и неизвестности. Этот период характеризуется возрастанием зависимости от других и потребностью в защите и безопасности.

Эмоциональная нестабильность приводит к стрессу, соматически проявляющемуся в виде раздражения, нарушения сна, испугов, семейных переживаний. Тревожность, мнительность, эгоцентризм, страх боли способствуют появлению эмоционального стресса, который ухудшает течение беременности и родов [4, с. 148-150].

Гестационная доминанта (доминанта беременности) - особый психофизиологический механизм, активирующийся с момента зачатия. Его главная функция - создание условий для благополучного вынашивания ребенка и подготовки женщины к предстоящим родам [1, с. 134-136]. Гестационная доминанта включает два компонента: психологический и физиологический.

Физиологический компонент проявляется в снижении активности, повышении порога раздражимости к различным факторам, гормональных изменениях и т.д. Психологический компонент (ПКГД) представляет собой механизмы психической саморегуляции, формирующие у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение беременности и развитие будущего ребенка. Особенности ПКГД отражаются в отношении женщины к своей беременности и ребенку [3, с. 56-58].

Автор И. В. Добряков разработал свою типологию в отношении психологических компонентов гестационной доминанты. Он выделяет оптимальный, гипогестогнозический (игнорирующий), эйфорический, тревожный, депрессивный типы [2, с. 73-75].

Для изучения психологических факторов использовались: «Опросник способов совладающего поведения» Р. Лазаруса, «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева, «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова, «Ролевой опросник деторождения» М.Н. Родштейн, «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста в адаптации А. Б. Хромова, «Шкала тревоги Гамильтона».

Обследование респондентов было проведено на базе СПб ГБУЗ «Родильный дом №10». В исследовании приняли участие 61 женщина на 1-3 триместрах беременности в возрасте 20-42 лет. Средний возраст обследуемых составил 30 лет, а срок беременности – 23 недели. Обследуемые женщины входили в категорию здоровых людей, не имели патологий в анамнезе. В основную группу вошли 30 женщин с гипогестогнозическим типом отношения к беременности, в контрольную группу вошла 31 женщина с оптимальным типом отношения к беременности.

Все математические расчеты осуществлялись в программах Excel, SPSS с использованием автоматических формул для подсчета:

Описательной статистики данных (среднее значение, стандартное отклонение, дисперсия, минимум, максимум и т.д.);

Непараметрический критерий согласия Колмогорова-Смирнова проверки распределения на нормальность;

Результаты и их обсуждение

В таблице 1 представлено соотношение значимых различий средне-групповых значений психологических характеристик испытуемых с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности.

У лиц с гипогестогнозическим типом беременности наблюдается более низкая выраженность таких характеристик, как генофилия и репродуктивная активность, по сравнению с лицами, имеющими оптимальный тип беременности (при р≤0,001). Эти различия могут отражать специфические особенности психологического восприятия и переживания репродуктивной сферы у данных групп.

Женщины с игнорирующим типом предпочитают выбор таких копинг-стратегий, как дистанцирование и бегство-избегание, в то время как для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы и положительная переоценка (при р≤0,001). Полученные различия в стратегиях совладающего поведения между группами могут свидетельствовать о специфических особенностях психологических ресурсов и преференций в преодолении трудностей, характерных для лиц с гипогестогнозическим и оптимальным типами беременности.

Значимые различия в группах испытуемых были получены по ряду шкал: «Осмысленность жизни» (при р≤0,001); по шкале «Цели» (при р≤0,001); «Процесс жизни» (при р≤0,001); «Результативность жизни» (при р≤0,001); «Локус контроля-я» (при р≤0,001); «Локус контроля-жизнь» (при р≤0,001). Выявленные различия представлены в таблице 1:

Таблица 1

Соотношение значимых различий средне-групповых значений психологических характеристик испытуемых с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности

 

Шкалы

Основная группа (n=30)

Контрольная группа (n=31)

U-Манна Уитни

p

M±m

s

M±m

s

Генофилия

11,50±1,03

5,67

25,00±1,48

8,26

82,50

≤0,001

Репродутиквная активность

13,33±0,86

4,72

22,71±1,27

7,11

116,00

≤0,001

Дист.

11,33±0,36

1,71

4,96±0,57

1,97

0,00

≤0,001

Поиск соц.под.

4,37±0,31

1,71

9,71±0,35

1,55

0,00

≤0,001

Бегство-изб.

13,10±0,69

2,96

5,29±0,57

2,16

18,50

≤0,001

План.реш.пр

4,23±0,31

1,55

10,45±0,27

2,06

3,00

≤0,001

Полож.пер.

5,67±0,35

2,12

11,51±0,37

2,17

17,50

≤0,001

Осмысленность жизни

89,63±2,48

13,61

122,51±1,47

8,23

4,50

≤0,001

Цели

20,13±0,45

2,50

31,93±0,68

3,79

0,00

≤0,001

Процесс

17,90±0,47

2,59

33,19±0,61

3,40

0,00

≤0,001

Результативность

18,23±0,52

2,86

27,06±0,50

2,79

6,00

≤0,001

Локус контроля-я

13,26±0,40

2,24

20,35±0,48

2,70

3,00

≤0,001

Локус контроля-жизнь

33,67±0,57

3,16

23,16±0,60

3,38

21,00

≤0,001

Привяз-обособл

25,96±1,42

10,15

48,19±1,75

9,86

20,00

≤0,001

Самокон-импульс

40,63±1,63

7,80

55,96±0,77

9,76

55,50

≤0,001

ЭУ-ЭН

29,60±1,48

8,93

45,80±1,54

4,33

37,00

≤0,001

Уровень тревоги

19,46±1,48

2,37

10,90±1,54

3,30

3,30

≤0,001

Примечание: шкалы: «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Осмысленность жизни», «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Осмысленность жизни», «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Привязанность-обособленность», «Самоконтроль-импульсивность», «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость».

 

Данные результаты свидетельствуют о том, что у лиц с гипогестогнозическим типом беременности наблюдается более низкий уровень восприятия жизни как осмысленной, целенаправленной и имеющей определенные перспективы. Кроме того, у лиц с игнорирующим типом гестационной доминанты наблюдается меньшая выраженность ориентации на построение жизненных целей и планов, направленности в будущее. Полученные различия в смысложизненных ориентациях между группами могут указывать на особенности восприятия жизни, постановки целей и принятия ответственности за свою жизнь, характерные для лиц с гипогестогнозическим и оптимальным типами беременности.

Также значимые различия в группах испытуемых были получены по шкалам: «Привязанность-обособленность» (при р≤0,001); «Самоконтроль-импульсивность» (при р≤0,001); «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость» (при р≤0,001).

Лица с гипогестогнозическим типом беременности демонстрируют более низкую выраженность таких характеристик, как дружелюбие, теплота, доверчивость и эмпатия в межличностных отношениях. Это отражает меньшую способность лиц с гипогестогнозическим типом беременности к проявлению волевых качеств, организованности, ответственности и дисциплинированности. Кроме того, женщины с игнорирующим типом гестационной доминанты характеризуются более выраженной эмоциональной лабильностью, склонностью к переживанию негативных эмоций и большей подверженностью стрессу.

В ходе изучения корреляционных взаимосвязей между копинг-стратегиями, смысложизненными ориентациями, генофилией, показателем репродуктивной установки, личностными особенностями и уровнем тревоги у беременных женщин были обнаружены закономерности, представленные в таблице 2:

 

Таблица 2 

Показатели корреляции психологических характеристик у женщин с оптимальным и гипогестогнозическим типом гестационной доминанты

 

Шкалы

Генофилия

Репродуктивная активность

Дист.

-,579**

-,495**

Поиск соц.под.

,636**

,488**

Бегство-изб.

-,529**

-,602**

План.реш.пр.

,619**

,625**

Полож.пер.

,647**

,542**

ОЖ

,555**

,522**

Локус контроля-я

,601**

,541**

Локус контроля-жизнь

-,606**

-,499**

П-О

,680**

,622**

ЭУ-ЭН

,656**

,450**

Уровень тревоги

-,533**

-,555**

Примечание: ** - корреляция значима на уровне p≤0,01;

Шкалы: «Генофилия», «Репродуктивная активность», «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Осмысленность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Привязанность-обособленность», «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость», «Уровень тревоги»

В ходе изучения были обнаружены положительные корреляции между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Поиск социальной поддержки», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка» (при р≤0,001). Отрицательные корреляции обнаружились между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Дистанцирование» и «Бегство-избегание» (при р≤0,001). Это свидетельствует о том, что беременные женщины с высокими уровнями генофилии и репродуктивной активности используют позитивные и активные стратегии совладания с трудностями. Они активно ищут социальную поддержку, планируют свои действия для решения проблем и находят позитивные стороны в сложных ситуациях.

Положительные корреляции были выявлены между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Осмысленность жизни» и «Локус контроля-я», в то время как шкала «Локус контроля жизнь» имеет отрицательную корреляцию (при р≤0,001). Данные результаты показывают, что беременные женщины с высокими уровнями генофилии и репродуктивной активности обладают высоким уровнем осмысленности жизни и внутреннего локуса контроля. Они воспринимают свою жизнь как значимую и целенаправленную, верят в свои способности контролировать события и активно влиять на свою судьбу. В то же время, они менее склонны полагаться на внешние силы и обстоятельства, что свидетельствует о их уверенности в своих собственных возможностях и ответственности за свою жизнь.

Были выявлены положительные корреляции между шкалами генофилии и репродуктивной активности и шкалами «Привязанность-обособленность» и «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость» (при р≤0,001). Полученные результаты показывают, что беременные женщины с высоким уровнем генофилии обладают высокой привязанностью к другим людям и эмоциональной устойчивостью. Эти женщины чувствуют себя эмоционально поддержанными и уверенными в своих силах, что способствует их позитивному восприятию беременности и готовности к материнству. Они способны эффективно справляться с эмоциональными и социальными аспектами беременности, что улучшает их общее психологическое состояние.

Отрицательная корреляция между шкалой «Репродуктивная активность» и уровнем тревоги (при р≤0,001) указывает на то, что женщины, которые активно планируют и предпринимают действия по подготовке к рождению детей, также испытывают меньшее проявление симптомов тревоги. Высокая репродуктивная активность связана с уверенностью в своих действиях и готовностью к предстоящим изменениям, что снижает уровень тревожных переживаний. Женщины, которые менее активно планируют и готовятся к рождению детей, могут испытывать более высокий уровень тревоги. Недостаток подготовки и планирования может способствовать чувству неопределенности и тревоги относительно будущего, что усиливает симптомы тревоги.

Сравнительный анализ между основной и контрольной группами показал, что изучаемые группы отличаются уровнем генофилии и репродуктивной активности, уровнем тревоги и использованием копинг-стратегий. Также наблюдаются различия в осмысленности жизни, удовлетворенности насыщенностью и продуктивностью жизни и локус контроле. Различия характерологических особенностей касаются факторов экстраверсии-интроверсии, привязанности-обособленности и эмоциональной устойчивости-неустойчивости.

Корреляционный анализ показал, что значимые взаимосвязи наблюдаются между уровнем генофилии и репродуктивной активности со способами совладания со стрессом и спецификой смысложизненных ориентаций (осмысленность жизни и локус контроль).

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике акушерско-гинекологической и перинатальной психологии для разработки и реализации программ психологического сопровождения женщин с различными типами отношения к беременности. Это позволит минимизировать риски возникновения осложнений, способствовать успешной адаптации к материнству и формированию оптимальных детско-родительских отношений.

Список литературы
  1. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития / И.А. Аршавский. - Москва: Наука, 1982. - 296 с. – С. 134-136
  2. Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 272 с. – С.73-75
  3. Коваленко, Н.П. Психология беременности и родов / Н.П. Коваленко. - Москва: Академический Проект, 2005. - 191 с. – С. 56-58
  4. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 145-147.
международный научный журнал

Научные высказывания #79

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 июня по 30 июня
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
14 июля