Исследование психологических компонентов системы отношения к беременности у женщин
Целью исследования работы является изучение психологических компонентов системы отношения к беременности у женщин. В ходе исследования были изучены психологические характеристики женщин в период беременности, выявлены личностные особенности женщин с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности.
Беременность является одним из важнейших событий в жизни женщины, сопровождающимся значительными физическими, психологическими и социальными изменениями. Характер переживания и отношение беременной женщины к вынашиванию ребенка во многом определяет особенности протекания беременности, родов и послеродового периода, а также дальнейшее развитие матери и ребенка. Актуальность работы заключается в необходимости понимания предшествующих состояний и предупреждения постродовых депрессий и других психических расстройств у женщин, а также в улучшении помощи в период подготовки к беременности, ее протекания и протекания постродового периода.
Эмоциональное состояние в первом триместре беременности характеризуется противоречивыми чувствами радости и тревоги, особенно при желанной беременности. Женщина фокусируется на внутренних изменениях, у нее наблюдается быстрая смена эмоций от положительных до резко негативных, плаксивость, раздражительность, внушаемость, страхи о будущем. Основными факторами, влияющими на эмоциональные реакции, являются семья, ближайшее окружение, возраст и состояние здоровья женщины.
Во втором триместре эмоциональное состояние также противоречиво: у одних нормализуется психическое состояние и повышается работоспособность, у других, наоборот, наблюдается невротичность, расстройства настроения с субдепрессивным компонентом. В этот период женщины больше внимания уделяют ребенку и материнству, развивается чувство собственной значимости [4, с. 145-147].
В третьем триместре женщина фокусируется на родах, возникает страх родоразрешения и неизвестности. Этот период характеризуется возрастанием зависимости от других и потребностью в защите и безопасности.
Эмоциональная нестабильность приводит к стрессу, соматически проявляющемуся в виде раздражения, нарушения сна, испугов, семейных переживаний. Тревожность, мнительность, эгоцентризм, страх боли способствуют появлению эмоционального стресса, который ухудшает течение беременности и родов [4, с. 148-150].
Гестационная доминанта (доминанта беременности) - особый психофизиологический механизм, активирующийся с момента зачатия. Его главная функция - создание условий для благополучного вынашивания ребенка и подготовки женщины к предстоящим родам [1, с. 134-136]. Гестационная доминанта включает два компонента: психологический и физиологический.
Физиологический компонент проявляется в снижении активности, повышении порога раздражимости к различным факторам, гормональных изменениях и т.д. Психологический компонент (ПКГД) представляет собой механизмы психической саморегуляции, формирующие у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение беременности и развитие будущего ребенка. Особенности ПКГД отражаются в отношении женщины к своей беременности и ребенку [3, с. 56-58].
Автор И. В. Добряков разработал свою типологию в отношении психологических компонентов гестационной доминанты. Он выделяет оптимальный, гипогестогнозический (игнорирующий), эйфорический, тревожный, депрессивный типы [2, с. 73-75].
Для изучения психологических факторов использовались: «Опросник способов совладающего поведения» Р. Лазаруса, «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д.А. Леонтьева, «Тест отношений беременной» И. В. Добрякова, «Ролевой опросник деторождения» М.Н. Родштейн, «Пятифакторный личностный опросник» Р. МакКрае и П. Коста в адаптации А. Б. Хромова, «Шкала тревоги Гамильтона».
Обследование респондентов было проведено на базе СПб ГБУЗ «Родильный дом №10». В исследовании приняли участие 61 женщина на 1-3 триместрах беременности в возрасте 20-42 лет. Средний возраст обследуемых составил 30 лет, а срок беременности – 23 недели. Обследуемые женщины входили в категорию здоровых людей, не имели патологий в анамнезе. В основную группу вошли 30 женщин с гипогестогнозическим типом отношения к беременности, в контрольную группу вошла 31 женщина с оптимальным типом отношения к беременности.
Все математические расчеты осуществлялись в программах Excel, SPSS с использованием автоматических формул для подсчета:
Описательной статистики данных (среднее значение, стандартное отклонение, дисперсия, минимум, максимум и т.д.);
Непараметрический критерий согласия Колмогорова-Смирнова проверки распределения на нормальность;
Результаты и их обсуждение
В таблице 1 представлено соотношение значимых различий средне-групповых значений психологических характеристик испытуемых с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности.
У лиц с гипогестогнозическим типом беременности наблюдается более низкая выраженность таких характеристик, как генофилия и репродуктивная активность, по сравнению с лицами, имеющими оптимальный тип беременности (при р≤0,001). Эти различия могут отражать специфические особенности психологического восприятия и переживания репродуктивной сферы у данных групп.
Женщины с игнорирующим типом предпочитают выбор таких копинг-стратегий, как дистанцирование и бегство-избегание, в то время как для женщин с оптимальным типом отношения к беременности характерны поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы и положительная переоценка (при р≤0,001). Полученные различия в стратегиях совладающего поведения между группами могут свидетельствовать о специфических особенностях психологических ресурсов и преференций в преодолении трудностей, характерных для лиц с гипогестогнозическим и оптимальным типами беременности.
Значимые различия в группах испытуемых были получены по ряду шкал: «Осмысленность жизни» (при р≤0,001); по шкале «Цели» (при р≤0,001); «Процесс жизни» (при р≤0,001); «Результативность жизни» (при р≤0,001); «Локус контроля-я» (при р≤0,001); «Локус контроля-жизнь» (при р≤0,001). Выявленные различия представлены в таблице 1:
Таблица 1
Соотношение значимых различий средне-групповых значений психологических характеристик испытуемых с оптимальным и гипогестогнозическим типом отношения к беременности
Шкалы |
Основная группа (n=30) |
Контрольная группа (n=31) |
U-Манна Уитни |
p |
||
M±m |
s |
M±m |
s |
|||
Генофилия |
11,50±1,03 |
5,67 |
25,00±1,48 |
8,26 |
82,50 |
≤0,001 |
Репродутиквная активность |
13,33±0,86 |
4,72 |
22,71±1,27 |
7,11 |
116,00 |
≤0,001 |
Дист. |
11,33±0,36 |
1,71 |
4,96±0,57 |
1,97 |
0,00 |
≤0,001 |
Поиск соц.под. |
4,37±0,31 |
1,71 |
9,71±0,35 |
1,55 |
0,00 |
≤0,001 |
Бегство-изб. |
13,10±0,69 |
2,96 |
5,29±0,57 |
2,16 |
18,50 |
≤0,001 |
План.реш.пр |
4,23±0,31 |
1,55 |
10,45±0,27 |
2,06 |
3,00 |
≤0,001 |
Полож.пер. |
5,67±0,35 |
2,12 |
11,51±0,37 |
2,17 |
17,50 |
≤0,001 |
Осмысленность жизни |
89,63±2,48 |
13,61 |
122,51±1,47 |
8,23 |
4,50 |
≤0,001 |
Цели |
20,13±0,45 |
2,50 |
31,93±0,68 |
3,79 |
0,00 |
≤0,001 |
Процесс |
17,90±0,47 |
2,59 |
33,19±0,61 |
3,40 |
0,00 |
≤0,001 |
Результативность |
18,23±0,52 |
2,86 |
27,06±0,50 |
2,79 |
6,00 |
≤0,001 |
Локус контроля-я |
13,26±0,40 |
2,24 |
20,35±0,48 |
2,70 |
3,00 |
≤0,001 |
Локус контроля-жизнь |
33,67±0,57 |
3,16 |
23,16±0,60 |
3,38 |
21,00 |
≤0,001 |
Привяз-обособл |
25,96±1,42 |
10,15 |
48,19±1,75 |
9,86 |
20,00 |
≤0,001 |
Самокон-импульс |
40,63±1,63 |
7,80 |
55,96±0,77 |
9,76 |
55,50 |
≤0,001 |
ЭУ-ЭН |
29,60±1,48 |
8,93 |
45,80±1,54 |
4,33 |
37,00 |
≤0,001 |
Уровень тревоги |
19,46±1,48 |
2,37 |
10,90±1,54 |
3,30 |
3,30 |
≤0,001 |
Примечание: шкалы: «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Осмысленность жизни», «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Осмысленность жизни», «Цели», «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Привязанность-обособленность», «Самоконтроль-импульсивность», «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость».
Данные результаты свидетельствуют о том, что у лиц с гипогестогнозическим типом беременности наблюдается более низкий уровень восприятия жизни как осмысленной, целенаправленной и имеющей определенные перспективы. Кроме того, у лиц с игнорирующим типом гестационной доминанты наблюдается меньшая выраженность ориентации на построение жизненных целей и планов, направленности в будущее. Полученные различия в смысложизненных ориентациях между группами могут указывать на особенности восприятия жизни, постановки целей и принятия ответственности за свою жизнь, характерные для лиц с гипогестогнозическим и оптимальным типами беременности.
Также значимые различия в группах испытуемых были получены по шкалам: «Привязанность-обособленность» (при р≤0,001); «Самоконтроль-импульсивность» (при р≤0,001); «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость» (при р≤0,001).
Лица с гипогестогнозическим типом беременности демонстрируют более низкую выраженность таких характеристик, как дружелюбие, теплота, доверчивость и эмпатия в межличностных отношениях. Это отражает меньшую способность лиц с гипогестогнозическим типом беременности к проявлению волевых качеств, организованности, ответственности и дисциплинированности. Кроме того, женщины с игнорирующим типом гестационной доминанты характеризуются более выраженной эмоциональной лабильностью, склонностью к переживанию негативных эмоций и большей подверженностью стрессу.
В ходе изучения корреляционных взаимосвязей между копинг-стратегиями, смысложизненными ориентациями, генофилией, показателем репродуктивной установки, личностными особенностями и уровнем тревоги у беременных женщин были обнаружены закономерности, представленные в таблице 2:
Таблица 2
Показатели корреляции психологических характеристик у женщин с оптимальным и гипогестогнозическим типом гестационной доминанты
Шкалы |
Генофилия |
Репродуктивная активность |
Дист. |
-,579** |
-,495** |
Поиск соц.под. |
,636** |
,488** |
Бегство-изб. |
-,529** |
-,602** |
План.реш.пр. |
,619** |
,625** |
Полож.пер. |
,647** |
,542** |
ОЖ |
,555** |
,522** |
Локус контроля-я |
,601** |
,541** |
Локус контроля-жизнь |
-,606** |
-,499** |
П-О |
,680** |
,622** |
ЭУ-ЭН |
,656** |
,450** |
Уровень тревоги |
-,533** |
-,555** |
Примечание: ** - корреляция значима на уровне p≤0,01;
Шкалы: «Генофилия», «Репродуктивная активность», «Дистанцирование», «Поиск социальной поддержки», «Бегство-избегание», «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», «Осмысленность жизни», «Локус контроля-Я», «Локус контроля-жизнь», «Привязанность-обособленность», «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость», «Уровень тревоги»
В ходе изучения были обнаружены положительные корреляции между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Поиск социальной поддержки», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка» (при р≤0,001). Отрицательные корреляции обнаружились между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Дистанцирование» и «Бегство-избегание» (при р≤0,001). Это свидетельствует о том, что беременные женщины с высокими уровнями генофилии и репродуктивной активности используют позитивные и активные стратегии совладания с трудностями. Они активно ищут социальную поддержку, планируют свои действия для решения проблем и находят позитивные стороны в сложных ситуациях.
Положительные корреляции были выявлены между показателями шкал генофилии и репродуктивной активности и шкал «Осмысленность жизни» и «Локус контроля-я», в то время как шкала «Локус контроля жизнь» имеет отрицательную корреляцию (при р≤0,001). Данные результаты показывают, что беременные женщины с высокими уровнями генофилии и репродуктивной активности обладают высоким уровнем осмысленности жизни и внутреннего локуса контроля. Они воспринимают свою жизнь как значимую и целенаправленную, верят в свои способности контролировать события и активно влиять на свою судьбу. В то же время, они менее склонны полагаться на внешние силы и обстоятельства, что свидетельствует о их уверенности в своих собственных возможностях и ответственности за свою жизнь.
Были выявлены положительные корреляции между шкалами генофилии и репродуктивной активности и шкалами «Привязанность-обособленность» и «Эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость» (при р≤0,001). Полученные результаты показывают, что беременные женщины с высоким уровнем генофилии обладают высокой привязанностью к другим людям и эмоциональной устойчивостью. Эти женщины чувствуют себя эмоционально поддержанными и уверенными в своих силах, что способствует их позитивному восприятию беременности и готовности к материнству. Они способны эффективно справляться с эмоциональными и социальными аспектами беременности, что улучшает их общее психологическое состояние.
Отрицательная корреляция между шкалой «Репродуктивная активность» и уровнем тревоги (при р≤0,001) указывает на то, что женщины, которые активно планируют и предпринимают действия по подготовке к рождению детей, также испытывают меньшее проявление симптомов тревоги. Высокая репродуктивная активность связана с уверенностью в своих действиях и готовностью к предстоящим изменениям, что снижает уровень тревожных переживаний. Женщины, которые менее активно планируют и готовятся к рождению детей, могут испытывать более высокий уровень тревоги. Недостаток подготовки и планирования может способствовать чувству неопределенности и тревоги относительно будущего, что усиливает симптомы тревоги.
Сравнительный анализ между основной и контрольной группами показал, что изучаемые группы отличаются уровнем генофилии и репродуктивной активности, уровнем тревоги и использованием копинг-стратегий. Также наблюдаются различия в осмысленности жизни, удовлетворенности насыщенностью и продуктивностью жизни и локус контроле. Различия характерологических особенностей касаются факторов экстраверсии-интроверсии, привязанности-обособленности и эмоциональной устойчивости-неустойчивости.
Корреляционный анализ показал, что значимые взаимосвязи наблюдаются между уровнем генофилии и репродуктивной активности со способами совладания со стрессом и спецификой смысложизненных ориентаций (осмысленность жизни и локус контроль).
Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике акушерско-гинекологической и перинатальной психологии для разработки и реализации программ психологического сопровождения женщин с различными типами отношения к беременности. Это позволит минимизировать риски возникновения осложнений, способствовать успешной адаптации к материнству и формированию оптимальных детско-родительских отношений.
- Аршавский, И.А. Физиологические механизмы индивидуального развития / И.А. Аршавский. - Москва: Наука, 1982. - 296 с. – С. 134-136
- Добряков, И.В. Перинатальная психология / И.В. Добряков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 272 с. – С.73-75
- Коваленко, Н.П. Психология беременности и родов / Н.П. Коваленко. - Москва: Академический Проект, 2005. - 191 с. – С. 56-58
- Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – С. 145-147.