Особенности психологического благополучия обучающихся подросткового возраста
Журнал Научные высказывания

Особенности психологического благополучия обучающихся подросткового возраста

Данная статья посвящена теме психологического благополучия обучающихся подросткового возраста. Мы рассматриваем различные факторы, оказывающие влияние на психологическое состояние подростков, а также некоторые виды социальной поддержки. В статье представлены результаты исследований, показывающие, что общая оценка тревожности у подростков высока, и необходимо больше уделять внимание профилактике и уменьшению тревожных состояний.

психологическое благополучие
социальная поддержка
тревожность
подростки

Актуальность проблемы психологического благополучия подростков заключается в том, что в настоящее время многие учащиеся сталкиваются с различными стрессовыми ситуациями и трудностями, связанными с образованием, социальными отношениями и личностным развитием. Это может приводить к ухудшению их психологического состояния и повышению уровня тревожности.

Целью исследования является рассмотрение факторов, влияющих на психологическое благополучие обучающихся, способах поддержки, а также методах профилактики различных психологических проблем в подростковом возрасте.

Исследование проводится с использованием комплексного подхода, включающего анализ научной литературы, систематизацию и синтез результатов предыдущих исследований.

Результаты исследования показали, что разнообразие и вид социальной поддержки, здоровый образ жизни, школьная среда и профессиональная помощь могут оказывать положительное влияние на психологическое благополучие подростков.

Подростковый возраст – это период жизни, когда возникает множество физиологических, психологических и социальных изменений. В этом возрасте ребенок уже осознает себя автономным и взрослым, но все еще нуждается в одобрении и помощи взрослых, что может вызывать у него стрессы и эмоциональную неустойчивость. Поэтому психологическое благополучие обучающихся подросткового возраста является важным аспектом их жизни.

Одной из главных причин снижения психологического благополучия подростков является неуверенность в себе и своих способностях. В этом возрасте происходят сильные изменения в физиологии и психосоциальном развитии, что может приводить к негативному отношению к себе. Важно помнить, что в такой период необходима поддержка со стороны родителей, учителей и друзей, чтобы обучающиеся чувствовали себя в безопасности и могли успешно развиваться [6, 115-135].

Еще одной причиной снижения психологического благополучия являются негативные отношения с окружающими. Подростки могут столкнуться с проблемами в школе, среди своих сверстников или дома, что может приводить к чувству одиночества и непониманию. Важно помочь обучающимся разобраться в своих проблемах, учить их самостоятельно находить пути преодоления неблагоприятных ситуаций.

Кроме того, психологическое благополучие подростков может снижаться, если они испытывают стресс [1, 93-101]. Часто в этом возрасте появляются новые обязанности, такие как экзамены, выбор профессии. Это может вызывать у обучающихся страх, беспокойство и тревогу. Важно помочь им научиться управлять своими эмоциями, поведением, учиться выбирать эффективные стратегии для решения проблем.

Социальные взаимодействия играют важную роль в психологическом благополучии учащихся. Социальная поддержка со стороны друзей, семьи и учителей может помочь обучающимся справиться с эмоциональным стрессом и повысить их самооценку [5, 6-20]. Важно также учить подростков находить общий язык с разными людьми, уважая их мнение и культурные различия.

Хотим отметить, что вид социальной поддержки — это важный аспект психологического благополучия подросткового возраста, поддержка оказывает значительное влияние на формирование личности и на ее психологическое состояние [2, 701].

Разнообразие социальной поддержки означает наличие различных видов помощи, которые могут быть оказаны подростку. Виды социальной поддержки могут включать:

  • Эмоциональную поддержку - проявление понимания, уважения, любви и поддержки со стороны родителей, друзей, учителей и других людей.
  • Информационную поддержку - предоставление полезной информации о проблемах, которые возникают у подростка, и помощь в поиске решений.
  • Инструментальную поддержку - предоставление практической помощи в решении проблем, например, помощь в учебе или устранении конфликта.
  • Социальную поддержку - участие в различных социальных мероприятиях, совместные занятия и времяпрепровождение.

Однако, помощь может быть доступна не всем подросткам. Важно учитывать разнообразие факторов, которые могут влиять на доступность социальной поддержки, такие как социальный статус, наличие инвалидности или миграционный статус. Оказание эмоциональной, информационной, инструментальной, социальной поддержки способствует повышению самооценки, уменьшению стресса и улучшению психологического состояния подростков. Наличие и доступность той или иной поддержки может существенно различаться в зависимости от социальных и культурных факторов, поэтому важно обеспечивать равенство доступа к различным видам помощи для всех категорий обучающихся.

Важным фактором, оказывающим влияние на удовлетворенность учащихся своей жизнью, является уровень тревожности. Тревожность - одна из наиболее распространенных психологических проблем среди подростков. При этом, некоторая степень тревожности может быть нормальной для подросткового возраста, но, если она достигает высоких уровней, это может негативно повлиять на их психологическое благополучие [4, 235-244].

Существует несколько методов для оценки тревожности у подростков. Один из наиболее распространенных методов - использование опросников, которые состоят из нескольких шкал, позволяющих измерить уровень тревожности по различным аспектам, таким как физиологические реакции на стресс, тревожность в конкретных ситуациях и общая тревожность.

Другой метод - использование клинических интервью, которые позволяют более детально изучить индивидуальную тревожность каждого подростка и выявить возможные причины и факторы, влияющие на ее уровень.

Общая оценка тревожности у подростков может также включать наблюдение за их поведением и эмоциональным состоянием, такие как нервозность, раздражительность, панические атаки, фобии и другие симптомы тревожности.

Важно отметить, что уровень тревожности у каждого подростка может значительно различаться, и то, что является нормальным для одного подростка, может быть проблемой для другого [3, 1213]. Кроме того, тревожность может быть вызвана различными факторами, такими как семейные проблемы, школьные проблемы, социальное давление и др.

Для улучшения психологического благополучия подростков, которые испытывают повышенную тревожность, может потребоваться поддержка специалистов, а также использование различных методов коррекции и психотерапии, таких как когнитивно-поведенческая терапия, диалектическая поведенческая терапия, терапия принятия и ответственности.

В заключении можно отметить, что психологическое благополучие подростков является важной составляющей их здоровья и успешной социализации. Разнообразные факторы, такие как социальная поддержка, здоровый образ жизни, психологический комфорт дома и в школе, тревожность и другие факторы, могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на психологическое благополучие учащихся.

Для улучшения психологического благополучия обучающихся необходимы доброжелательные отношения и мотивирующая, конструктивно-поддерживающая обратная связь со стороны взрослых, создание условий для развития и укрепления ресурсов и возможностей учащихся. Это включает в себя оказание социальной поддержки, проведение профилактической работы, повышение качества образования, поддержку семьи, а также обращение к профессиональной помощи в случае необходимости.

Таким образом, понимание и учет психологических потребностей подростков является ключевым аспектом общественной заботы о здоровье молодого поколения, создание условий для успешной социализации и развития обучающихся.

Список литературы
  1. Идобаева О. А. К вопросу о психолого-педагогической модели формирования психологического благополучия личности // Вестн. МГЛУ. - 2013. -Вып. 7 (667). - С. 93-101.
  2. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
  3. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб.: Питер, 2012. – 1213 с.
  4. Hagerty, B. M., Williams, R. A., Coyne, J. C., & Early, M. R. (1996). Sense of belonging and indicators of social and psychological functioning. Archives of psychiatric nursing, 10(5), P. 235-244.
  5. Masten, A. S. (2014). Global perspectives on resilience in children and youth. Child Development, 85(1), P. 6-20.
  6. Pekrun, R., Elliot, A. J., & Maier, M. A. (2009). Achievement goals and achievement emotions: Testing a model of their joint relations with academic performance. Journal of Educational Psychology, 101(1), P. 115-135.