Ученическая производственная бригада - как современное школьное агрохозяйство
Журнал Научные высказывания

Ученическая производственная бригада - как современное школьное агрохозяйство

В статье раскрывается опыт функционирования детского сообщества трудовой направленности – ученической производственной бригады им.Ф.Я. Гаркуши МБОУ СОШ № 15 с.Казинка Ставропольского края. В настоящее время УПБ им.Ф.Я.Гаркуши представляет собой современное агробизнесхозяйство, выполняющее самостоятельно весь цикл агротехнических работ на земле, находящейся в бессрочном пользовании с помощью набора сельскохозяйственной техники. УПБ является средством воспитания и площадкой для профессионального самоопределения учащихся.

трудовое воспитание
ученическая производственная бригада
агрохозяйство
профессиональное обучение
профессиональное самоопределение

Будущее без школы, которая формирует

 созидательную личность, выглядит неубедительно!

А.М.Кушнир[1 c.11]

Современная экономика требует адаптации школы к реалиям рыночного окружения, ее направленности на модернизацию содержания образования в интересах производства, на развитие личностных качеств учащихся, которые должны стать конкурентоспособными на рынке труда. Это возможно через организацию профильно-ориентированного трудового воспитания школьников с учетом специфики будущей профессиональной деятельности.

Актуальность проблемы профильно-ориентированного трудового воспитания обусловлена неоднозначной экономической (введение санкций)  и социокультурной ситуацией в России, породившей снижение престижности рабочих профессий и уважения к труду, а также поиск учащейся молодежью «легких» жизненных путей [5 с.134].

Социальный заказ педагогической науке  связан с объективной потребностью общества, образования и личности в современном трудовом воспитании, которое строится на экспериментально обоснованной концепции и требует разработки его эффективной модели.

В Казинской школе такая модель профильно-ориентированного трудового воспитания сформирована и эффективно функционирует на протяжении многих лет.

Магистральными в работе нашей небольшой сельской школы стали слова А.С.Макаренко о том, что «собственно воспитание» возможно только на основе труда, занятости детей и молодежи настоящим Делом [3].

Воспитание Делом, Трудом осуществляется в Казинской школе по следующим основным направлениям:

  • отработка школьной концепции вариативной части учебного плана, реализуемой в 1-11 классах через внеурочные курсы правоведения, экономики, психологии, что способствует решению проблемы быстрой социализации и адаптации наших школьников к современным реалиям рынка, с/х  производства;
  • наполнение аграрным и краеведческим содержанием всех учебных предметов, по типу учебно-практических заданий, производственных практик;
  • агротехническая направленность системы дополнительного образования (Точка Роста, Агроклассы);
  • теснейшая связь труда и общественного производства;
  • бизнес-планирование продуктивной деятельности школьников;
  • связь коллективного воспитания с широким материальным самообеспечением школы [2 c.224].

В связи с этим, наша сельская школа превратилась в специфическое образовательное учреждение, осуществляющее свою деятельность на принципах комплементарного (взаимодополняющего) функционирования базового и дополнительного образования: общеобразовательную школу; учреждение дополнительного образования; школу с углубленным трудовым обучением; учреждение начального профессионального образования (готовим учащихся по 4-м профессиям); школу – агробизнесхозяйство (Ученическая производственная бригада им.Ф.Я.Гаркуши).

Основу данной модели составляет детское сообщество трудовой направленности - УПБ (ученическая производственная бригада) как самостоятельное аграрное хозяйство, ведущее успешно собственное бизнес-дело на 88,5 га собственной земли.

Ученическая производственная бригада функционирует в Казинской школе с 1957 года. Бригада не только устояла в трудные времена, она постоянно развивается, сегодня ей принадлежит будущее в формировании высококвалифицированных специалистов для села, но уже с современных рыночных позиций. Носит имя ветерана войны и труда Ф.Я. Гаркуша. Имеет атрибуты: гимн, герб, девиз. Девиз УПБ – «В траве не плетись, к солнцу тянись».

Осуществляет свое бизнес - дело на 88,5 га земли. Солидная материально – техническая база УПБ позволяет успешно осуществлять производственную деятельность по выращиванию зерновых и технических культур. Получаемая прибыль до 1,5 млн. рублей ежегодно инвестируется в образовательный процесс.

УПБ выполняет роль крестьянско – фермерского хозяйства и биржи труда в селе, готовит кадры сельскохозяйственных рабочих по 4 специальностям: тракторист-машинист, комбайнер, швея, водитель.

Определена стратегическая цель школы - «Развитие социально - ориентированной личности выпускника, способного самоосуществиться в сельском социуме, аграрном производстве». Отсюда вытекает главная цель УПБ – формирование делового человека для агропромышленного комплекса Ставропольского края.

Задачи деятельности УПБ:

1.Создание современной модели профильно-ориентированного трудового обучения и воспитания школьников с учётом их будущего профессионального самоопределения.

2.Воспитание технологической культуры, расширение политехнического кругозора и закрепление на практике знаний и умений учащихся по преобразующей деятельности через УПБ как агробизнесхозяйство.

3.Организация производительного труда школьника через все структурные подразделения УПБ на основе разрабатываемых бизнес-планов, производственных программ.

4.Профессиональное самоопределение учащихся в рамках профессиональной подготовки по 4 специальностям.

5.Повышение мотивации трудовой деятельности и воспитание  нравственно-трудовых качеств у сельских школьников с целью быстрой адаптации к условиям хозяйствования на селе.

Основу производственной деятельности УПБ составляет школьное сельскохозяйственное предприятие по производству продукции растениеводства, которое имеет 88,5 га земли, находящейся в бессрочном пользовании.

Бригада занимается растениеводством. Возделываются такие сельскохозяйственные культуры, как пшеница, ячмень, лён, горох, подсолнечник. Сегодня УПБ им.Ф.Я. Гаркуши - субъект рыночных отношений, так как выполняет весь комплекс агротехнических и производственных работ во всех структурных подразделениях самостоятельно. Учащимся предоставляется возможность проявить свои профессиональные предпочтения в звеньях механизаторов, рационализаторов, овощеводов, опытников, полеводов, цветоводов.

Для ведения хозяйства имеется  солидная материально-техническая база: комбайн «Нива», тракторы МТЗ – 80, МТЗ – 82, МТЗ «Беларус 892», автомобиль ГАЗ – 53, легковой автомобиль, опрыскиватель, разбрасыватель удобрений, большой набор с/х техники и орудий. 

Для решения различных производственных задач УПБ выстраивает деловые партнерские отношения со многими учреждениями, фирмами, сельскохозяйственными предприятиями, КФХ и частными предпринимателями.

Эти взаимоотношения позволяют школьному агробизнесхозяйству на протяжении многих лет успешно вести деятельность именно с позиции субъекта рыночных отношений. Получаемая валовая выручка – 3,5 млн. рублей.

Данное школьное сельхозпредприятие является основным полигоном для закрепления трудовых, исследовательских, профессиональных и предпринимательских навыков школьников по специальности тракторист – машинист, сортоиспытанию и сорторазмножению элитных семян зерновых и технических культур. Весь цикл работ осуществляется членами УПБ самостоятельно совместно с руководителем УПБ и мастером производственного обучения. Школьное предприятие строит свою деятельность на основе бизнес – плана, технологических карт, севооборота и имеет научно – производственную, опытно – экспериментальную направленность.

Важное место в УПБ принадлежит участку помощи и услуг населению. Так как имеется неплохая производственно-материальная база для организации сельскохозяйственного производства, то члены УПБ оказывают и думают в дальнейшем расширять оказание услуг населению в перевозках на тракторных тележках различных грузов по селу, вспашке, культивации, бороновании индивидуальных огородов, окучивании картофеля и др.

Помимо платных помощи и услуг члены УПБ осуществляют и благотворительную помощь пожилым людям, инвалидам, остро нуждающимся людям.

В ателье «Золушка» девочки по заказу населения шьют различные изделия, костюмы для танцевальных групп Дома культуры села и школы, школьного театра мод, закрепляя и углубляя навыки швейного  дела на практике.

В рамках УПБ действует факультет молодого бизнесмена, при котором функционируют четыре школы: конкретной экономики, коммерческая, опытников, возрождения старинных промыслов. Через данные четыре школы, а также школьный магазин члены УПБ учатся экономическим основам организации собственного дела.

УПБ постоянно сталкивается с различными категориями рыночной экономики: оформлением различных договоров и документов, менеджментом и маркетингом, бухгалтерским учётом и другими финансово – экономическими категориями. Через коммерческую школу члены УПБ получают необходимый минимум знаний по этим вопросам, что позволяет им быстро адаптироваться в современном рыночном пространстве.

Все планы, задумки, дела УПБ подчинены формированию личности будущего квалифицированного сельскохозяйственного специалиста.

Идея жизнетворчества (формирования человека-творца, «проектировщика» собственной жизни, субъекта социального творчества, созидателя и хранителя жизни и разума на земле) стала ведущей педагогической идеей в модели и деятельности УПБ имени Ф.Я. Гаркуши.

В функционирующей модели УПБ прослеживается органическая связь производственной деятельности с учебным процессом, дополнительным и  профессиональным обучением. Мы считаем, что старшеклассник, который готовится к самостоятельной жизни, независимо от выбранной им профессии, уровня образования должен иметь прочные экономические и правовые знания, ориентироваться в этих вопросах и проблемах, уверенно чувствовать себя в жизни. В результате родились проекты трех сквозных курсов: «Психологическое образование школьников», «Гражданско - правовое образование в школе», «Экономическое образование сельского школьника».

Все три проекта предполагают преподавание уроков и внеурочных занятий по психологии, экономике и праву в школе с 1 по 11 классы. Из класса в класс  усложняется содержание практических работ на занятиях по экономике и праву: от простейших викторин, погружения в словари терминов, выведения законов спроса, потребления и затрат, разработки рекламных проектов, деловых бумаг, решения экономических задач до проектирования конкретного бизнес – дела. Практическую реализацию полученных знаний учащиеся осуществляют в рамках УПБ (факультет молодого бизнесмена, мини-школы), Учащиеся работают с договорами, бизнес –планами, познают основы предпринимательства.

Большую роль в реализации жизненных интересов наших воспитанников играет школьное научное общество. На его базе работает звено рационализаторов, опытников УПБ. Ребята занимаются экономическим, экологическим, социальным, научно-техническим проектированием. Их проекты – это реальные объекты, сельскохозяйственные машины, необходимые, в том числе, и для эффективной деятельности УПБ. Проекты «Казинский аппарат сортировки и очистки зерна», «Очёсывающая жатка для зерноуборочного комбайна», «Использование соломы для производства строительных материалов», «Мини-трактор КУБИК», «Пути повышения эффективности и использования возобновляемых источников электричества», «Катрофелесажалка», «Картофелекопалка» являются лауреатами конкурсов «Юниор» при Московском инженерно-физическом институте г. Москва, «Шаг в будущее» при МГТУ им. Баумана, «Таланты 21 века» Республика Беларусь.

С целью углубления влияния сельской школы на развитие аграрного производства, подготовку для него кадров с/х рабочих, в школе создан в настоящее время Центр социально – психологической адаптации и профориентации сельских школьников. В работе данного центра реализуется принцип личностного подхода к учащимся, нацеливание их на работу в современном с/х производстве, самоопределение в сельском социуме. Он ведёт большую профориентационную работу.

УПБ им.Ф.Я.Гаркуши является деловым партнёром многих учреждений дополнительного и высшего образования. Члены УПБ активно сотрудничают с научными руководителями учреждений дополнительного образования Ставропольского края: малой академии наук Дворца детского творчества, малой технической академии наук Центра развития творчества детей и юношества им. Ю.А. Гагарина, Центром экологии, туризма и краеведения. МБОУ СОШ№15 является официальным филиалом данных учреждений. Заключено Соглашение о сотрудничестве с региональным образовательным центром для одарённых детей "Сириус26". Члены УПБ обучаются на базе центра по дополнительной образовательной программе "Современные агробиотехнологии выращивания растений". Занятия для них проводят кандидаты сельскохозяйственных наук, доценты кафедр ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет".

Эффективные деловые связи сложились у УПБ им.Ф.Я.Гаркуши с ведущим ВУЗом края - Ставропольским государственным аграрным университетом.

Таким образом, мы рассматриваем производственный труд в УПБ не только как источник пополнения бюджета школы, экономическую составляющую, но и как важнейший фактор развития человеческого капитала, так необходимого экономике страны.

Важнейшим результатом функционирования детского сообщества УПБ им.Ф.Я.Гаркуши является то, что школе удалось вернуть производственный труд в арсенал воспитательных средств, создать развитую хозяйственную инфраструктуру и использовать производственный труд в качестве важного инструмента воспитания.

Убеждены, что детское сообщество УПБ им.Ф.Я.Гаркуши как современное агробизнесхозяйство готовит воспитанников к современным реалиям рынка, к будущим социальным ролям в жизни и аграрном производстве. Оно направлено на формирование у ребят нового способа жить в условиях конкуренции на рынке труда, на «формировании личности гражданина страны, который обеспечит её развитие и процветание».

«Школа, разумеется, должна быть «точкой роста», частицей будущего. Это понимаем не только мы. Поэтому перенастройка школы с баллов за знания на «производящую мощность» выпускника не за горами. Хорошо, когда стратегии кто-нибудь проверяет…» - А.М. Кушнир [1 c.11-16].

Список литературы
  1. А.Кушнир Будущее без школы, которая формирует созидательную личность, выглядит неубедительно. ж. «Народное образование» № 4 2022 год, АНО «Издательский дом «Народное образование» Москва, 2022. – 296 с.
  2. Е.Сиденко «Воспитание делом». ж. «Народное образование» № 4 2022 год, АНО «Издательский дом «Народное образование» Москва, 2022. – с.224
  3. Макаренко А.С. «Педагогическая поэма».
  4. Хударова Т. Ю., Шибанова-Роенко Е. А. Агробизнес-образование в РФ: роль и место довузовского формата. ж. «Народное образование» № 4 2022 год, АНО «Издательский дом «Народное образование» Москва, 2022. – 296 с.