Пути совершенствования противодействия коррупции в регионе
Журнал Научные высказывания

Пути совершенствования противодействия коррупции в регионе

Статья посвящена анализу путей совершенствования противодействия коррупции в регионе на примере Кемеровской области. Проведено исследование общей ситуации с коррупцией в регионе. Выделены и структурированы проблемы, возникающие в данной сфере и предложены конкретные пути совершенствования противодействия коррупции в регионе.

 

противодействие коррупции
Кемеровская область
местное самоуправление
урегулирование конфликта интересов
служащий

Коррупционные преступления в современной действительности являются одним из самых распространенных видов преступлений не только в России, но и в мире. В большинстве стран, в число которых входит и Россия, коррупция является уголовно наказуемым преступлением.

В данной статьей будет проведен анализ путей совершенствования противодействия коррупции в регионе на примере Кемеровской области.

Для начала обратимся к анализу общей ситуации с коррупцией в регионе.

По словам прокурора Кемеровской области А. Блошкина, в 2021 году количество выявленных коррупционных преступлений увеличилось на 18,6%. На территории области зарегистрировано 326 преступлений коррупционной направленности. Наиболее подверженными коррупционной преступности оказались социальная сфера, образование и правоохранительная деятельность. Общий ущерб от данных преступлений составил 96 млн рублей. В 2020 году сумма ущерба была ниже — 63 млн. При этом в целях обеспечения возмещения ущерба от преступлений на имущество обвиняемых коррупционеров наложен арест на общую сумму 126 млн руб.[1]

В 2021 году средняя сумма взятки в Кузбассе увеличилась почти вдвое, до 277 тысяч рублей. Однако это связано в первую очередь с тем, что силовые ведомства стали более эффективно и результативно работать, в том числе выявлять более значимые преступления. Например, под суд за махинации с жильем отправились новокузнецкие чиновники, а в ближайшее время в суде начнется рассмотрение дела в отношении руководителя муниципального бюджетного учреждения, который потребовал передать ему 11,5 млн рублей взятки.

В числе последних громких дел можно обратить внимание на следующее.

Собранные следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 49-летнему бывшему начальнику Беловского территориального отдела Сибирского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору. Он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), совершенное в крупном размере), ч. 6 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие), совершенное в особо крупном размере). Следствием и судом установлено, что летом 2020 года обвиняемый предложил представителю угольного предприятия передать ему в безвозмездное  пользование автомобиль с личным водителем за бездействие в случае выявления нарушений, допущенных при ведении горных работ. Тот согласился и в период с июня 2020-го по декабрь 2021 года предоставлял мужчине автомобиль и топливные карты, принадлежащие автотранспортному предприятию холдинга. От директора другого угольного предприятия, также за бездействие в случаях выявления нарушений, начальник надзорного органа ежемесячно около года получал по 100 тысяч рублей. О преступной деятельности должностного лица Ростехнадзора стало известно сотрудникам УФСБ России по Кемеровской области – Кузбассу, материалы были переданы в следственные органы. В ходе первоначальных следственных действий проведены обыски в жилище подозреваемого, по месту его работы, изъята документация, имеющая значение по делу. В ходе предварительного следствия проведена товароведческая экспертиза, которая установила точный размер полученной обвиняемым выгоды.  По ходатайству следователя судом обвиняемому избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Со следствием он сотрудничал, вину признал. В счет обеспечения возможной конфискации имущества на автомобиль обвиняемого рыночной стоимостью порядка 686 тысяч рублей наложен арест. В ходе предварительного следствия действиям взяткодателей также дана юридическая оценка. Приговором суда мужчине назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима, с запретом 9 лет занимать государственные должности, с выплатой штрафа в размере 4,5 млн рублей, на арестованное имущество судом обращено взыскание[2].

Несмотря на значительные усилия властей различных уровней, проблема коррупции в регионе до сих пор является весьма острой. Для ее решения требуется выделить основные направления совершенствования механизмов предупреждения коррупции и принимать активные меры по их реальному воплощению, а не только лишь декларированию в официальных документах.

Можно выделить следующие проблемы правового регулирования и организации профилактики коррупции:

1. Правовые проблемы. В числе которых следует выделить следующие:

  • нечеткость регулирования содержания и сроков мероприятий предупредительного характера в федеральном законодательстве о противодействии коррупции применительно к муниципальным служащим;
  • отсутствие (длительный период) в законодательстве о муниципальной службе регламентации требований к служебному поведению, что обусловило формирование муниципальных правовых актов по вопросам предупреждения коррупции, урегулированию конфликта интересов;
  • недостаточно полно урегулировано взаимодействие органов местного самоуправления и государственных органов в процессе предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера.

2. Организационные проблемы:

  • много служащих отчитывается сведениями о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (большой объем информации не позволяет проверить все сведения, нечетко выделены должности, лица замещающие которые должны представить соответствующие сведения);
  • нет четкого взаимодействия подразделений Правительства Кемеровской области друг с другом, а также с государственными органами (в процессе предоставления и проверки сведений о доходах, расходах, имуществе, обязательствах имущественного характера);
  • мало информации о деятельности Правительства Кемеровской области в сфере профилактики и предупреждения коррупции (на сайте, в СМИ), основная информация – уже о выявленных проблемах, нарушениях законодательства;
  • слабая консультационная и правооориентационная работа, не разработаны памятки для служащих, не ведется активно антикоррупционная профилактика, обучение, повышение квалификации служащих по программам противодействия коррупции, в программах повышения квалификации (реализуемых в вузах Кемеровской области) не всегда присутствует блок тем, посвященных противодействию коррупции.

3. Информационные проблемы. Здесь следует обозначить, что слабо проинформированы служащие, граждане (в том числе через сайты, региональные СМИ).

Развитие местного самоуправления, увеличение за последние годы количества работающих в органах местного самоуправления муниципальных служащих указывает на своевременность принятия норм, регулирующих конфликт интересов на муниципальной службе. В то же время полностью проблемы, связанные с конфликтом интересов муниципальных служащих, в настоящее время не решены.

В настоящее время существует ряд процедур, которые необходимо развить и сформировать качественное производство по урегулированию конфликта интересов, целью которого является обеспечение прав и свобод государственных служащих, а также эффективность государственного управления, основанного на противодействии коррупции. Вместе с тем, уже сегодня можно рассматривать урегулирование конфликта интересов в системе государственной и муниципальной службы в качестве нового вида административного производства в современном российском административном праве.

Также представляется возможным предложить следующие пути совершенствования механизмов противодействия коррупции в регионе:

  • обязательное проведение конкурсов при замещении должностей муниципальной и государственной службы (в том числе увеличение количества тестов на знание законодательства о противодействии коррупции);
  • проведение антикоррупционных бесед со служащими, повышения квалификации по данному направлению;
  • выделение подразделения по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений в структуре всех уровней власти региона.
 

[1] Интервью с прокурором Кузбасса о результатах борьбы с коррупцией в регионе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ngs42.ru/text/gorod/2021/12/09/70304738/ (дата обращения: 30.11.2022).

[2] В Кемеровской области – Кузбассе бывший начальник территориального отдела Ростехнадзора признан виновным в получении взяток [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kuzbass.sledcom.ru/news/item/1736959/ (дата обращения: 30.11.2022).

Список литературы
  1. В Кемеровской области – Кузбассе бывший начальник территориального отдела Ростехнадзора признан виновным в получении взяток [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://kuzbass.sledcom.ru/news/item/1736959/ (дата обращения: 30.11.2022).
  2. Интервью с прокурором Кузбасса о результатах борьбы с коррупцией в регионе [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ngs42.ru/text/gorod/2021/12/09/70304738/ (дата обращения: 30.11.2022).