Проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности общеобразовательных организаций
Журнал Научные высказывания

Проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются проблемы управления сферы общего образования, связанные с нормативно-правовым обеспечением деятельности в части финансирования, капитального ремонта образовательных учреждений, обеспечения города образовательными учреждениями для детей-инвалидов, омоложения и обновления кадров, технического оснащения школ новейшим оборудованием.

Цель статьи – предложить проектные разработки для реализации на территории муниципального образования.

Задачи работы: раскрыть нормативно-правовые деятельности учреждений общего образования, рассмотреть проблемы управления сферы общего образования, предложить возможные направления решения выявленных проблем.

В статье рассмотрены основные проблемы и ключевые направления, способные повлиять на дальнейшее развитие сферы общего образования, что будет способствовать инновационному характеру сферы общего образования, формированию механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг, созданию современной системы непрерывного образования.

Предложенные направления позволят модернизировать институты образования как инструменты социального развития.

общее образование
педагогические кадры
молодые специалисты
образовательный процесс

Введение

Нормативно-правовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений в сфере образования – это наличие у образовательной организации права на реализацию своей деятельности, в виде лицензии, прохождение организацией аттестации и аккредитации, имеющей подтверждение юридическими документами, определяющими организационную базу управления организацией, реализующей образовательную деятельность.

Правовой основой деятельности муниципальных казенных учреждений в сфере образования являются: Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [1], Федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства образования Новосибирской области, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарные правила и нормы.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] определяются основные принципы и структура системы государственного управления в Российской Федерации, определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием.

Нормативная база в сфере образования постоянно обновляется. В 2022 году появились новые документы, регулирующие деятельность школ.

Очень важный для школ и колледжей документ – это Постановление Правительства РФ от 14.01.2022 года №3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных учреждений». Согласно положению, школы, колледжи и вузы будут проходить процедуру государственной аккредитации только один раз. Полученное свидетельство будет действовать бессрочно. Тем организациям, у которых уже была аккредитация, действующая до 1 марта 2022 года, продлена автоматически [3].

Документ, на который опираются муниципальные казенные учреждения в сфере образования в соответствии с принятием новых Образовательных стандартов, – это Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2]. В соответствии с ним образовательная организация должна использовать госинформсистемы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые при реализации школьных программ и программ среднего профобразования с применением электронного обучения, дистанционных технологий.

Учебники на следующий учебный год закупаются на основании Приказа Министерства Просвещения РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации образовательных программ в школах». В нем более 2300 наименований учебников, которые с 1 сентября 2022 года можно было использовать для обучения школьников в соответствии с новым ФГОС. Но пока этот приказ еще в проектной стадии [6].

Также немаловажен Приказ Минпросвещения России и Минцифры России, содержащий перечень образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Согласно ему, через портал Госуслуги можно будет получать доступ к следующим услугам:

  1. Постановка на учет и направление детей в дошкольные образовательные учреждения.
  2. Запись на обучение по дополнительной общеобразовательной программе.
  3. Прием и регистрация заявлений на обучение в школах.

Будут доступны следующие ресурсы:

  • государственная информационная система «Российская электронная школа»;
  • информационная система Минпросвещения России «Моя школа»;
  • автоматизированная информационная система «Маркетплейс образовательного контента и услуг» и др. [6]

Дистанционное обучение как альтернативная форма получения образования стала актуальной с сентября 2013 года, с момента вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» [1], в котором значительное внимание уделено применению электронного обучения и дистанционным образовательным технологиям.

Вопросы образования, являются вопросами совместного ведения России и ее субъектов и регламентируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, а также органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и образовательной организацией.

Несмотря на наличие основ нормативно-правового обеспечения деятельности сферы общего образования и наличие новых нормативно-правовых актов и в 2022 году, недостаточно проработаны вопросы обеспечения деятельности в части финансирования, капитального ремонта образовательных учреждений, обеспечения образовательными учреждениями для детей-инвалидов, омоложения и обновления кадров, технического оснащения школ новейшим оборудованием. Рассмотрим вышеназванные проблемы более подробно.

Основная часть

Анализ нормативно-правового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений в сфере образования и государственного и муниципального управления в сфере общего образования позволяет определить основные проблемы всех общеобразовательных учреждений и наметить ключевые направления для дальнейшего развития:

1. Недостаточность финансовых средств для развития образовательных учреждений. Для совершенствования механизма финансирования образовательных учреждений предлагаются следующие мероприятия:

  • разработка объективных показателей оценки производимых учреждениями работ, в соответствии с которыми должны выделяться бюджетные средства;
  • совершенствование процедур общественного контроля, в частности построение объективных рейтингов городских учебных заведений;
  • проведение ежеквартального мониторинга расходования выделенных средств для нужд учебного заведения [5].

2. Острая необходимость в осуществлении капитальных ремонтов образовательных учреждений. Капитальный ремонт школы помогает повысить комфорт обучающихся, снизить расходы на ресурсоснабжение, максимально обезопасить учеников, оптимизировать учебный процесс. Реконструкция должна обеспечить комфортные и безопасные условия для обучения.

Ремонт здания школы нуждается не только в общих расчетах и чертежах, но и в исследовании текущего технического состояния, а также сбора разрешительной документации на строительство школ. Изменения, произведенные в ходе реконструкции здания школы, должны абсолютно обезопасить учащихся.

Устраняются от самых незначительных опасностей (неудобный лестничный подъем) до очевидных факторов риска (неустойчивые конструкции качелей или спортивного снаряжения). В документацию входят инженерные разработки, схемы, чертежи, тепловые коммуникации.

3. Проблема обеспечения города образовательными учреждениями для детей-инвалидов. Для ослабленных детей и детей, нуждающихся в коррекции их физического и психического развития следует при содействии муниципальных властей Новосибирской области открыть диагностические консультационные центры. В структуру школы входит 15 отделений. 980 детей-инвалидов с помощью занятий физкультурой и спортом проходят здесь процесс реабилитации и социальной адаптации в обществе. Но этого недостаточно для того, чтобы помочь всем детям с ограниченными возможностями, к тому же в данном учреждении осуществляется только оздоровительная деятельность, но не проходят обучающие программы. Это приводит к тому, что дети, вынужденные по тем или иным причинам не посещать обычные школы, теряют возможность получать необходимый объем знаний.

4. Проблема омоложения и обновления кадров, недостаток кадров в образовательных учреждениях. Перед муниципальными органами стоит задача по привлечению сотрудников в школы, причем сотрудников высококвалифицированных.

Отсюда вытекает две задачи: во-первых, повысить уровень заработной платы учителей, которая все еще остается низкой по сравнению с заработными платами в других социальных сферах, а во-вторых, необходимость переаттестации сотрудников с целью привлечения специалистов для преподавания из реальных отраслей экономики.

В пунктах соглашения прописано, что учреждения образования и их сотрудники могут принимать участие в организации, подготовке и проведении конкурсов профессионального мастерства: «Учитель года», «Воспитатель года», «Лучший социальный партнер», «Педагогический дебют» и прочее. Это является мотивирующим факторов для развития преподавательского состава учреждений, так как помимо престижа учреждение, имеющее в своих рядах члена, награжденного каким-либо почетным званием, приобретает возможность дополнительного финансирования из местного бюджета в виде грантов и дотаций.

5. Проблема технического оснащения школ новейшим оборудованием. Важным моментом являет также техническая оснащенность образовательных учреждений. В настоящее время информатизация общества повысилась, выполнение учениками заданий не прописывает обязательного использования технических средств [4].

Однако без их использования качественная работа школьников практически не может осуществляться. При этом в школах фактически не налажено дистанционное обучение для детей, по тем или иным причинам, находящимся на домашнем обучении (а таких, как показал анализ имеющихся статистических данных, в Новосибирской области довольно много). То есть фактически, недостаточное техническое оснащение образовательных учреждений затрудняет процесс обучения детей, что является нарушением их прав. В то же время контроль за оснащением муниципальных образовательных учреждений входит в полномочия органов местного самоуправления.

Здесь решением может стать разработка конкурсных положений и проведение городского конкурса среди образовательных учреждений, по результатам которого будет произведено полное техническое оснащение образовательного учреждения.

Среди категорий, по которым следует вести оценку, можно предложить количество выпускников, закончивших школу с отличием, количество отличников и хорошистов в классах, количество внеклассных мероприятий, осуществляющихся для развития детей (что опять возвращает нас к центрам дополнительного образования). Здоровье сберегающая среда – количество заболевших за определенных период времени, воспитательная среда и среда культурного развития. Это не только поможет оснастить победителя всеми необходимыми техническими средствами, но и мотивировать остальных к улучшению показателей и стандартов.

Представленные проектные разработки могут быть реализованы на территории муниципального образования.

Заключение

В рамках разработки перспективных направлений в области дальнейшего развития обеспечения деятельности общеобразовательных организаций были предложены следующие мероприятия.

В рамках финансово-социальных мер было предложено:

  • увеличение объема бюджетных средств в соответствии с планами производимых учреждениями работ, совершенствование процедур общественного контроля и мониторинга расходования выделенных средств;
  • осуществление капитального ремонта образовательных учреждений позволит повысить комфортность обучающихся, снизить расходы на ресурсоснабжение, обеспечит максимальную безопасность учеников, оптимизирует учебный процесс;
  • открытие диагностических консультационных центров в Новосибирске, что обеспечит город образовательными учреждениями для детей-инвалидов;
  • привлечение высококвалифицированных сотрудников в школы для омоложения и обновления кадров, снижения недостатка кадров в образовательных учреждениях за счет повышения уровня заработной платы учителей и их переаттестации;
  • повышение технического оснащения школ новейшим оборудованием, что в условиях информатизации общества является необходимостью, без которого качественная работа школьников практически не может осуществляться.

Предложенные направления в области дальнейшего развития обеспечения деятельности общеобразовательных организаций позволят увеличить деловую активность учителей при осуществлении образовательного процесса за счет финансирования дополнительно намеченных планов обучения, повысить комфортность обучающихся за счет осуществления капитального ремонта школ, повысить качество общего образования за счет технического оснащения школ новейшим оборудованием, повысит качество образования детей-инвалидов, улучшит качественный состав преподавателей школ общего образования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон от 30.12.2021 г. n 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Постановление правительства РФ от 14.01.2022 года №3 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Справочная правовая система «Консультант Плюс» Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. Домнина С.В. Материально-техническое обеспечение сферы образования в Российской Федерации / С.В. Домнина // Педагогический форум. 2021. № 2 (8). С. 16-18.

5. Жендринская Т.Н. Финансовое обеспечение в сфере образования / Т.Н. Жендринская // Научный альманах. 2022. № 6-1 (92). С. 13-20.

6. Самые новые нормативные документы в сфере образования [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/realityschool/samye-novye-normativnye-dokumenty-v-sfere-obrazovaniia-61ec14c02972c870ccffce97 (дата обращения: 03.05.2022).