Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Журнал Научные высказывания

Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

В данной статье анализируются теоретические подходы различных авторов по проблемам коммуникативному развитию задержки интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста.

коммуникативные навыки
структура
коммуникативные умения
личностные и позитивные методы
коммуникация.

Актуальность исследования. Общение - один из ключевых факторов психологического развития. Благодаря общению человек полностью развивается, а без общения нет ничьей личности. У детей с недостаточным интеллектуальным развитием изменения в моделях общения также могут проявляться в виде нарушения вербального общения у большинства из них. Для многих детей характерны недостатки звуковоспроизведения, и им трудно принять и понять содержание произведений, стихотворений и т.д. Порядок системного и подробного введения не соответствует возрасту ребенка.

Все это приводит к тому, что у таких детей нарушается вербальное общение. Согласно дефектам, неполноценность развития детей проявляется по-разному, но это всегда приводит к отчуждению детей от возрастной группы с нормальным развитием. У детей с недостаточным интеллектуальным развитием коммуникативные навыки и умения являются неполными. Из этого видно, что формирование коммуникативных умений важно и необходимо.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Исходя из цели исследования нами использовался следующий метод: анализ психолого-педагогической литературы.

Изучение особенностей развития коммуникативной деятельности детей с задержкой интеллектуального развития также необходимо для определения своеобразия их личностной задержки роста. Обучение дошкольников в своем развитии отстает от общепринятых психологических норм, для того чтобы правильно установить коммуникативное поведение, проблема очень важна, ведь полноценная речь и спокойное состояние ребенка в диалоге - это самое важное общение с педагогом и его коллегами. В настоящее время единое представление о процессе воспитания детей с задержкой интеллектуального развития в коммуникативной деятельности не в полной мере рассматривается как условие, способствующее эффективному формированию основных элементов их активных коммуникативных действий.

Изучая проблему коммуникации, исследователи подчеркнули, что она оказывает необходимое влияние на сообщества людей, адаптирует к совместной деятельности и является инструментом самосознания и личности в целом. Теоретическое утверждение о решающей роли общения в психологическом развитии детей было создано и развито Л. C. Выготским. Он неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет собой набор межличностных отношений, которые смещаются внутрь и становятся функциями личности и их структурными формами».

В работах Л. С. Выготский описал взаимосвязь и взаимозависимость отношений "ребенок-ребенок" и "ребенок-взрослый" в процессе интеллектуального развития детей. Под руководством взрослых и с помощью подражания в коллективной деятельности дети могут делать больше. Для активной групповой деятельности необходимо развивать у детей коммуникативные умения. Тема коммуникативных навыков рассматривается экспертами в следующих областях: специфика коммуникативных навыков (А.A.Бодалев, В. И. Загязинский,  В.И.Кашницкая ), природа и структура коммуникативных навыков (О.A.Анисимова, Н.Н.Богомолов, И.В.Гришнаева), особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста (А.P.Воронова, Б.M.Гриншпун, О.В.Захиринская, Т.A.Нилова, О.С.Павлова, В.И.Селиверстов, Джи.M.Шипицына, Н. M. Юрьева).

Проанализировав психопедагогическую литературу, можно заметить, что нет единого мнения относительно раскрытия определения коммуникативных умений. Все эти понятия указывают на некоторые параметры, необходимые для общения: способность получать необходимую информацию; способность понимать эмоциональное состояние собеседника; способность слышать, слушать и говорить.

В силу возраста, личностных особенностей, социальных условий и специфики деятельности, организации учебного процесса дошкольных образовательных учреждений и специфики коммуникативного пространства коммуникативные умения развиваются во времени и пространстве и могут стать показателями овладения детьми языком и культурой общения.

Для качественного развития коммуникативных умений дошкольников должны быть выполнены следующие условия: организовать ситуацию успешного общения; стимулировать коммуникативную деятельность в соответствии с проблемной ситуацией; устранить трудности в общении; сосредоточиться на "следующей зоне развития"; создать ее; мотивировать дошкольников выражать свои чувства, эмоции и мысли с помощью речи и мимики. «Устанавливайте баланс между непосредственной учебной деятельностью детей и самостоятельной деятельностью; создавайте и организуйте игровые ситуации, чтобы мотивировать дошкольников к общению со взрослыми и сверстниками; только в процессе коммуникативной деятельности дети используют речь как средство общения. Выстраивайте свою речь так, чтобы она была понятна не только ему самому, но и другим, открыто выражайте свои мысли и проявляйте начальные коммуникативные умения, что является показателем развития его речи».

Задержка психического развития - это нарушение нормального ритма умственного развития. Эмоционально-волевое поле медленно созревает, поэтому дети не могут сосредоточиться на поставленной задаче, а их умственные способности не соответствуют возрасту. Задержка интеллектуального развития относится к масштабным нарушениям у детей, которые проявляются отдельно в каждом конкретном случае. Затрагиваются различные компоненты их умственной и физической  деятельности. ЗПР может быть диагностирован в дошкольном и раннем детстве, и если в конце этого периода у ребенка проявляются признаки умственного недоразвития, это диагностируется как умственное снижение.

В психопедагогических работах было замечено, что дети с ЗПР старшего дошкольного возраста не достигли необходимого развития общения: им не хватало знаний и умений в области межличностных отношений, у них не сформировались необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, старшие дошкольники с ЗПР отстают от норм формирования социальных отношений. У детей с пониженной задержкой умственного развития есть потребность в общении, будь то со сверстниками или со взрослыми. Большинство из них проявляют больше беспокойства по поводу взрослых, от которых они зависят. Дети вряд ли стремятся получить оценку своих качеств от взрослых в расширенной форме. Обычно они удовлетворяются недифференцированными и определенными формами оценки ("хороший мальчик", "молодец") и немедленным эмоциональным одобрением (улыбка, ласка и т.д.)

Следует отметить, что, хотя дети редко просят согласия по собственной инициативе, в большинстве случаев они очень чувствительны к привязанности, состраданию и заботливому отношению. В личном контакте детей с ЗПР доминирует самое простое. У детей этой категории снижена потребность в общении со сверстниками во всех видах деятельности, а эффективность общения друг с другом низкая. .дети старшего дошкольного возраста с ЗПР имеют низкую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивное поведение и его провокации, трудности с адаптацией к детскому коллективу во время игр и занятий, беспокойство, частые перепады настроения, неуверенность, беспокойство, манерничанье, фамильярность.

Существует большое количество реакций на пожелания родителей, часто наблюдается непонимание их социальных ролей и статуса, недостаточная дифференциация между людьми и вещами и очевидные трудности в различении наиболее важных характеристик межличностных отношений. Все это доказывает недоразвитость зрелых детей в обществе такого типа. Дети с ЗПР испытывают трудности с выражением своих чувств, состояний и эмоций. Как правило, они не могут подавать четких и понятных сигналов о появлении усталости, нежелании выполнять задания, дискомфорте и т.д.

Это может произойти по разным причинам:

  • отсутствие опыта в распознавании собственного эмоционального переживания не позволяет ребенку "познать" состояние;
  • негативный опыт большинства детей с ЗПР, взаимодействующих со взрослыми, мешает им испытывать прямые и открытые эмоции;
  • в ситуациях, когда реализуется собственный негативный опыт человека и ребенок готов об этом говорить, ему часто не хватает словарного запаса и базовых умений для формулирования своих идей.;
  • многие дети с ЗПР, в основном из-за пренебрежения в обучении, развиваются вне культуры межличностных отношений, и нет примера, позволяющего эффективно информировать других о своем опыте.

Дети с нормальным развитием часто не обладают способностью выражать свой опыт. Но у детей с ЗПР этот недостаток более заметен. Чтобы избежать неправильного формирования личности, особенно на начальном этапе воспитания, очень важно постоянно корректировать отношения между детьми в коллективе, воспитывать потребность в общении и чувство партнерства между всеми детьми, учить их помогать друг другу и правильно использовать помощь друзей и взрослых признать и принять.

Ребенок ищет поддержки у взрослого, чтобы доказать свою востребованность у взрослых и сверстников. Ученые обнаружили, что навыки общения учителей на высоком уровне связаны с доброжелательностью, гибкостью и отсутствием моделей апелляции, их эмоциями и рациональностью эффектов оценки, что приводит к высокой степени доброжелательности при взаимной оценке детей без конфликтов и конфликтов.

Для успешного развития взаимодействия детей учителя должны организовать и обучить свое субъективное взаимодействие: построить отношения между детьми и привлечь их внимание к субъективным качествам каждого из них (показать преимущества товарищей, назвать имена мест дружелюбными, похвалить партнера в игре и повторить его поведение убедитесь). При таком поведении учителя возрастет интерес детей друг к другу, появятся эмоциональные цветовые действия их товарищей, произойдет эмоциональный и практический обмен. Поэтому благодаря взрослым переход от детей к субъективному и адекватному коммуникативному взаимодействию в решающей степени возможен.

Одной из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия между детьми и ЗПР является совместная игра, в которой дети действуют одинаково одновременно. В начале отсутствия конкуренции в этом типе игр сообщество действия и эмоционального опыта создаст особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что положительно скажется на развитии общения и межличностных отношений. В любом случае, основная цель тренинга коммуникативных умений  - помочь детям преодолеть отношение отчуждения к своим сверстникам. То, что вы видите в них, - это не противники и конкуренты, а объекты самоутверждения. Эмоционально позитивный контакт дает каждому ребенку чувство психологической безопасности и эмоционального комфорта, внутреннюю гармонию с миром и самим собой, ощущение ценности своей личности и стремление к самореализации.

Дети должны постоянно чувствовать себя независимыми и полезными для других. Это возможно, если каждый ребенок участвует в работе для достижения общей цели, благодаря своим навыкам и умениям в развитии социальной деятельности. Учителям и воспитателям очень важно изучить личность ребенка и правильно определить его способности и преимущества.

Таким образом, первые исследования, характеризующие коммуникативные качества личности, встречаются в трудах Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, М.И. Лисина. В своих наблюдениях М.И. Лисина выделяет три компонента формирования коммуникативных умений: когнитивный, поведенческий и эмотивный. Они наиболее точно раскрывают понятие коммуникативной успешности и выстраивают более подробную картину. Существует много определений понятия коммуникативные умения, выделяя, на мой взгляд, наиболее важные, обозначим следующие.Коммуникация– это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Коммуникативные умения – это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению.

Список литературы
  1. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Д.И. Бойков. – М. : Наука, 2005.– 288 с. 5.
  2. Винникова, E.А. О психологических механизмах  морального поведения у детей с ЗПР [Текст] / Е.А. Винникова. – М. : Уч. пособие, 2004. – 239 с. 6.
  3. Выготский, JI.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3. – 484с. 7. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Уч. пособие, 1956. – 448 с.
  4. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. – М. : 1984. 12. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. – М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. – 64 с.  67
  5. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР [Текст] / О. В. Защиринская. – М. :Уч. пособие, 2004. – 292 с.
  6. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Просвещение, 2004. – 420 с. 21.
  7. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. – М. : Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. – 269 с.  68 – 25.
  8. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 1990. – 152 с. 26.
  9. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. – М. : Педагогика, 2007 – 304 с.
  10. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии[Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Беляева. – М. : Флинта : Московский психолого –социальный институт, 1998. – 104 с. 27.
  11. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. – М. : Просвещение, 2000. – 294 с. 42. Филичева Т.Б. Нарушение речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М. : Просвещение, 1993. – 219 с. 43.
  12. Формирование коммуникативной компетенции у детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.В. Петрова, В.М. Дроздова, И.А. Кузнецова, Е.В. Бартенева, Н.А. Сергеева. Научный руководитель – канд. пед. наук О.А. Безрукова. – М. : Изд-во МГУ, 1990. – 40 с. 44.
  13. Теоретико – методологические основы развития коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций /В. С. Васильева, Е.Ю. Никитина. Москва,2017
  14. Методологические подходы к развитию коммуникативной компетенции педагогов дошкольного образования / В. С. Васильева //Современные проблемы науки и образования, 2011. №3. С.30
  15. Современные подходы к формированию коммуникативной компетенции педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями / В. С. Васильева. В сборнике: Особые дети в обществе. Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. Под ред. О. Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. 2015. С. 29 –33.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября