Стилизация народного фольклора: от истоков до современности
Журнал Научные высказывания

Стилизация народного фольклора: от истоков до современности

Статья посвящена ретроспективному анализу становления народного фольклора, исторические предпосылки которого сформировались в глубокой древности. Актуальность исследования предопределена тем, что стилизованный танец является условием для развития познавательного интереса молодого поколения, что в дальнейшем влечет за собой формирование эстетических, культурных, патриотических ценностей. Цель исследования заключается в акцентировании аспектов, которые связывают истоки народного фольклора с современностью. С учетом исследуемой литературы автором статьи сделан вывод, что стилизация  народного фольклора является универсальным инструментом хореографического искусства для воспитания патриотизма у молодежи.

современность
народный танец
стилизация
прошлое
фольклор

Согласно словарной терминологии, фольклор представляет собой «народное творчество; совокупность народных обрядовых действий» [1, с. 855]. Учитывая тот факт, что происхождение обрядовых действий уходит своими корнями в глубину древнейшей истории мира, мы приходим к выводу, что фольклор – это культурный «кладезь» наших предков.

Благодаря национальному проекту «Культура» [2], реализация которого намечена с 2019 по 2024 годы, и под эгидой которого проводятся такие федеральные проекты, как «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура», в социальном обществе увеличился рост национального самосознания. Это стало предпосылкой для того, что в педагогике в качестве эстетического и нравственного воспитания большую роль стали играть национально-культурные традиции, в частности, народный фольклор [3].

Согласно утверждению Д.А. Садыковой, танец, как важная составляющая часть фольклора, впервые упоминается в древнеиндийской мифологии, когда бог Шива, танцуя, создал весь мир. Затем феномен танца с точки зрения философии, педагогики и эстетики анализировали первые известные философы древности: Аристотель, Сократ, Платон и др. [4].

Сущность танца заключается в том, что он является формой искусства, которое формировалось в социуме, а затем стал его сценической формой. Это объясняет тот факт, что функция танца обусловлена политическими и социальными трансформационными явлениями [5].

Становление народного фольклора началось со времен язычества, когда славянские племена, почитая природу, совершали обрядовые действия, которые сопровождались песнопением и танцами. Затем, во времена Средневековья, с образованием древнерусского государства, а впоследствии с принятием православия, произошли трансформационные процессы и в сфере фольклора, совмещая в себе языческие и христианские элементы культуры [6].

Исследователи О.В. Чашкина и А.С. Шилова выделяют важный период скоморошества, зародившийся в XI веке и достигший своего пика в XVI веке, благодаря которому народный фольклор стал массовым зрелищем. Именно в этот период эстетическая составляющая танца возымела главенствующую роль над остальными функциями. Разделение скоморошества на жанры позволило сформироваться предпосылкам народно-сценической хореографии [5;6].

Период XVII века ознаменован проникновением и последующим влиянием западной культуры на русскую хореографию. Вначале столетия русская церковь организовала гонения на скоморохов, а в конце века под влиянием Петра I танец приобрел светский характер, что отразилось на педагогике хореографии, так как в учебных заведениях появились обучающие курсы европейских танцев, которые стали основой публичных балов. Также при Петре I издаются правила поведения в танцах. Самым известным пособием такого рода можно считать «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» [7].

Период XVIII века ознаменован продолжением европейского влияния на российскую культуру. Французский хореограф и основоположник современного балета Ж.-Ж. Новерр одним из первых выдвинул концепцию стилизации народного танца, чтобы внести некоторую новизну в хореографию. Таким образом, в России появился характерный танец, в основе которого лежала театральная обработка народного фольклора [8].

Стилизация народного фольклора включает в себя сюжет, основную идею, которую выдвинул автор, определенную тему, соответствующее музыкальное сопровождение. Единство вышеперечисленных аспектов помогает создать хореографический образ, который будет понятен зрителю [8].

Эпоха XIX века вносит кардинальные, трансформационные процессы в хореографию. На фоне роста индустриализации, обострения классовой борьбы формируется новая прослойка общества – рабочий класс, что неминуемо отражается на развитии народного фольклора. Содержание и форма  танца видоизменяются, так как появляются его новые разновидности – городская кадриль, «тустеп», «полька-бабочка» и пр. Именно в этот период народный фольклор как предмет обучения появился в Петербургском императорском хореографическом училище, в котором была создана качественная подготовка исполнителей [7].

Период XX века также привносит изменения в развитие народного фольклора. Без преувеличения можно сказать, что это время расцвета для русской хореографии. Во-первых, с 1920 года этнохореология обрела официальный статус, так как исследования, которые впервые стали проводить в Институте истории искусств, в городе Санкт-Петербург, возымели научный характер [9].

Во-вторых, появилось большое количество ансамблей, в основе деятельности которых лежал народный фольклор. Достаточно упомянуть самые известные коллективы, которые сформировались в это время: в 1937 году – Государственный академический ансамбль народного танца имени И.А. Моисеева; в 1939 году – Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан им. Ф. Гаскарова; в 1948 году – Заслуженный Государственный академический хореографический ансамбль танца «Березка», в 1960 году – Красноярский Государственный академический ансамбль танца Сибири им. М. Годенко, в 1990 году – Государственный ансамбль танца «Казаки России» [10].

В-третьих, XX век породил большое количество талантливых хореографов, педагогов таких, как: А. Андреев, И. Бальский, П.П. Вирский, В. Галецкая,  О.Н. Князева, В. Лопухов, И.З. Меркулов, Н. Мириманова, Т.А. Устинова, Н. Стуколкина, Т.С. Ткаченко [9].

С точки зрения образования народный танец, как предмет, полноценно сформировался к середине XX века. Формирование преобразований подобного рода способствовало тому, что народный фольклор трансформировался в народно-сценический танец и стал разновидностью хореографического искусства. Другими словами произошла стилизация народного фольклора, в основе которой лежит следующий методологический базис: материал фольклорно-этнографический характера, композиция, стилистика, образность, национальная культура, хореографический образ [9].

Новым явлением XXI века стал танец «постфолк», в котором компилируется современный танец с элементами народного фольклора, демонстрируя тем самым новые возможности исполнителей [11].

Таким образом, культура и эстетика современной хореографии представляют собой самостоятельные единицы художественной системы. Народный фольклор, являющийся важной составляющей частью хореографического искусства, включает в себя такие аспекты, как народность, этничность, коллективность, импровизация, с помощью которых возможна передача определенного хореографического образа на основе танца [3].

Мы считаем, что придание современного звучания народному фольклору, поиск новых форм и инновационных методов, акцентирование внимания на национальной индивидуальности является важной составляющей стилизации, так как это способствует не только формированию познавательного интереса у молодого поколения, но и формирование основ патриотично-нравственного воспитания. Процесс обучения  представляет собой с одной стороны сложную, физическую деятельность, а с другой стороны – постоянное самосовершенствование, которое потребует как от педагога-хореографа, так и от ученика больших эмоциональных затрат. Следовательно, правильная организация обучающего процесса является залогом для эффективного обучения.

Анализ специальных источников позволяет сделать вывод, что народный фольклор – это способ самовыражения, как отдельного человека, так и всего народа в целом. В этом случае коллективное творчество является основным средством выражения не просто этнической хореографии, а большого пласта культуры, который заложен в истории страны. Таким образом, изучение культурных традиций и передача нравственно-эстетического опыта является фундаментом для развития патриотизма, который заключается в ответственной гражданской позиции, преданности, чувством гордости за культурные достижения своей страны у молодого поколения. Сохранение и развитие народного фольклора позволяет приобщиться к истокам национальной культуры, что способствует развитию индивидуализации культурных различий в условиях мировой глобализации.

Список литературы
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100 000 слов. М.: Мир и образование, 2020. 736с.
  2. Национальный проект «Культура» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://culture.gov.ru/about/national-project/about-project (дата обращения: 20.10.2023).
  3. Карпенко И.А., Аршинин В.А. Народный танец: исток хореографической культуры // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1. 2018. С. 72-76.
  4. Садыкова Д.А. Танец в пространстве современной культуры: дисс… канд. культурологи: 24.00.01. СПб., 2014. 130 с.
  5. Шилова А.С. Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. №342. С. 94-97.
  6. Чашкина О.В. История становления русского народного танца [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30542525_43494241.pdf (дата обращения: 20.10. 2023).
  7. Бочкарева, Н. И. Русский народный танец: теория и методика. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. 179 с.
  8. Макеева А.С., Рахимбаева И.Э. Стилизация народного танца как основа работы хореографических коллективов // Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Саратовский источник, 2020. С. 595-601.
  9. Стадник Ю.А. О преподавании русского фольклорного танца // Современные тенденции развития истории, теории и методики преподавания хореографических дисциплин: Сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции / Под ред. О.Б. Буксиковой, М.Н. Амелиной, М.В. Новак. – Белгород : ИПК БГИИК, 2017. –С. 118-124.
  10. Мушарапов Б.И., Казанёва Е.С. Фольклорный танец, его отличие от народно-сценического танца // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030002 (дата обращения: 20.10.2023.)
  11. Полякова А.С. «Танец Постфолк»: к исследованию одного из феноменов современного танца // Обсерватория культуры. 2017. Т.14. № 4. С. 425-430.