Тактика допроса обвиняемого по делам о дорожно-транспортных преступлениях
Дорожно-транспортные преступления являются серьезной проблемой во многих странах, в том числе и в России. В статье рассматриваются тактические особенности осуществления допроса обвиняемого в совершении дорожно-транспортного преступления. Автором была проанализирована статистика совершения дорожно-транспортных преступлений. Приведены основные виды нарушений в дорожно-транспортной сфере и примеры из информационно-аналитической практики Министерства внутренних дел Российской Федерации. В статье автор обращает внимание на порядок проведения допроса, на то какие факторы должен учитывать следователь при подготовке к допросу. Обвиняемый хорошо запоминает обстоятельства совершенного дорожно-транспортного преступления за счет эмоционального потрясения, стресса, поэтому очень важно провести допрос так, чтобы получить максимально достоверную информацию. Объективные и полные показания обвиняемого является целью осуществления его допроса.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) в России - серьезная проблема, поскольку представляет опасность для жизни и здоровья граждан. По итогам 9 месяцев 2022 года на территории Российской Федерации отмечено снижение основных показателей дорожно-транспортной аварийности.
Всего зарегистрировано 91 255 (-6,1%) дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли и (или) были ранены люди. В данных ДТП погибли 10 078 (-4,8%) и получили ранения 115 139 (-6,3%) человек (рис. 1.) [1, c. 5].
Снижение трех основных показателей аварийности относительно аналогичного периода прошлого года зафиксировано в 43 субъектах Российской Федерации. Число погибших сократилось в 53 регионах. Наибольшее снижение отмечено в Республике Карелия (-50,8%), Чеченской Республике (-49,3%), Астраханской (-36,5%), Брянской (-39,4%), Костромской (-30%) областях, г. Санкт-Петербурге (-38,6%) и Ненецком автономном округе (-100%), за 9 месяцев погибших не зарегистрировано.
Рис. 1. Динамика основных показателей аварийности
Однако уровень дорожно-транспортной аварийности в стране остается достаточно высоким – 8 591 ДТП привело к смертельному исходу. В восьми субъектах Российской Федерации за прошедшие 9 месяцев 2022 года зафиксирован рост всех трех основных показателей аварийности относительно аналогичного периода прошлого года: в Республике Алтай, Карачаево-Черкесской Республике, республиках Мордовия и Саха (Якутия), Красноярском и Приморском краях, Амурской области и Еврейской автономной области.
В 29 регионах произошел рост числа погибших. Наибольший зафиксирован в Республике Алтай (+45,5%), Карачаево-Черкесской Республике (+48,7%), Республике Марий Эл (+37,5%), Амурской (+30%), Орловской (+43,2%), Ульяновской (+41,4%) областях, г. Севастополе (+66,7%), Еврейской автономной области (+144,4%). Наибольшей тяжестью последствий характеризовались ДТП в Кабардино-Балкарской (15,6) и Чеченской (17,7) республиках, Забайкальском крае (14,8).
За 9 месяцев 2022 года наиболее массовыми видами ДТП являлись столкновение транспортных средств (44,6%), наезд на пешехода (25,3%) и съезд с дороги (10,9%). Наибольшее число погибших отмечается в таких видах ДТП, как столкновение ТС (43,9%), наезд на пешехода (22,4%) и съезд с дороги (17,3%). Наибольшей тяжестью последствий характеризовались съезд с дороги (12,1), наезд на препятствие (9,5) и наезд на пешехода (9,3). Увеличилось количество таких ДТП, как падение пассажира (+12,9%) и наезд на животное (+2,3%). Число погибших увеличилось при наездах на препятствие (+8,4%) и наездах на велосипедистов (+0,8%).
За 9 месяцев 2022 года почти девять из десяти ДТП (87,5%) произошли из-за нарушения Правил дорожного движения РФ водителями ТС.
Основными видами нарушений ПДД, ставшими причинами ДТП, допущенными водителями ТС за 9 месяцев текущего года, являлись нарушение скоростного режима (17 241, или 21,6%), несоблюдение очередности проезда перекрестков (15 923 ДТП, или 19,9%), нарушение правил расположения ТС на проезжей части (10 124 ДТП, или 12,7%), неправильный выбор дистанции (9 175 ДТП, или 11,5%), выезд на полосу встречного движения1 (7 602 ДТП, или 9,5%), нарушение правил проезда пешеходного перехода (6 983, или 8,7%). Наибольшее число погибших зафиксировано вследствие нарушения скоростного режима (2 810, или 32,7% от общего числа погибших из-за нарушений ПДД водителями), выезда на полосу встречного движения (2 436, или 28,3%). Высокой тяжестью последствий характеризовались ДТП, которые произошли вследствие выезда на полосу встречного движения (15,6), нарушения скоростного режима (11,4), нарушения правил обгона (12,8), нарушения правил расположения ТС на проезжей части (9,9), нарушение правил проезда Ж/Д переездов (34,4) (рис. 2).
Рис. 2. Количество ДТП из-за основных видов нарушений ПДД водителями ТС, число погибших в них и тяжесть последствий [1, c. 25]
В качестве примера можно привести один из случаев, который был зафиксирован Госавтоинспекцей в информационно-аналитическом обзоре: 30 июля 2022 г. в 21:05 в Белогорском районе, на 38 км автодороги подъезд к г. Благовещенску от автодороги Р-297, водитель автомобиля TOYOTA 2003 г.р., водительский стаж с января 2022 г., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, из-за нарушения правил расположения ТС на проезжей части допустил наезд на стоящий на обочине Камаз 35410, после чего оба автомобиля совершили съезд с проезжей части. В результате ДТП 5 человек погибли (водитель TOYOTA и 4 пассажира – мужчины в возрасте от 26 до 29 лет). В ходе проведения проверки по факту ДТП с участием водителя со стажем до двух лет – установлено, что при проведении практического экзамена ему выставлялись штрафные баллы за нарушение правил расположения ТС на проезжей части (т.е. нарушения, аналогичные ставшему причиной ДТП). Лицо, управлявшее Камаз 35410 (принадлежит юридическому лицу), не имело права управления ТС, автомобиль не был оборудован тахографом, имел неисправности (условия), при которых запрещена эксплуатация (в т.ч. на фотоснимке отчётливо просматривается неразличимость световозвращающих элементов на задней части), а также перевозил груз с нарушениями [1, c. 38]. Поскольку данные преступления представляют повышенную общественную опасность, эффективное расследование их является необходимым и актуальным.
Допрос - это одно из ключевых следственных действий при расследовании ДТП и является важным инструментом для сбора информации, выявления фактов и определения обстоятельств.
И. Г. Пяткова пишет: «Первоначально следователю необходимо определить следующие весьма важные для расследования факторы:
– место, время и обстоятельства, связанные с событием дорожно-транспортного преступления;
– наличие комплекса материальных следов, оставленных на месте дорожно-транспортного преступления;
– наличие вещественных доказательств дорожно-транспортного преступления;
– наличие изменений в расположении материальных объектов до совершения дорожно-транспортного преступления и после него;
– наличие негативных обстоятельств, под которыми понимаются любые фактические данные, имеющие отношение к расследуемому событию дорожно-транспортного преступления.
Установление вышеперечисленных факторов позволяет следователю принимать решения и планировать порядок проведения допроса подозреваемого в совершении преступления» [2, c. 55]. Свидетельства и показания обвиняемого могут быть не точными из-за стресса или травм, полученных в результате ДТП. Травмы могут привести к потере памяти или дезориентации, что затрудняет точное воспроизведение произошедшего события. Кроме того, люди могут допускать ошибки в сведениях из-за субъективного восприятия событий.
М. А. Родионова отмечает: «Центральную проблему допроса и расследования в целом составляют распознание (разоблачение) ложных показаний и преодоление установки на них допрашиваемого лица» [3, c. 43]. С этим по-нашему мнению целесообразно согласится.
Обвиняемый хорошо запоминает обстоятельства совершенного дорожно-транспортного преступления за счет эмоционального потрясения, стресса. «Факты утраты памяти в данном случае весьма редки и нехарактерны, т. к. допрашиваемый неизбежно является заинтересованной стороной и в связи с этим с психологической точки зрения многократно мысленно воспроизводит последовательность дорожно-транспортного преступления. Однако довольно часто подозреваемые считают, что не в их интересах говорить правду или, по крайней мере, всю правду. Поэтому в своих показаниях обвиняемый путается, рисует искаженную картину произошедшего преступления, о чем-то умалчивает или рассказывает не так, как было в действительности. В этой ситуации обвиняемому нет необходимости оказывать помощь в воспоминаниях действительности, необходимо добиваться от него показаний, реально отражающих картину произошедшего события преступления» [2, c. 55].
Тактика допроса по делам о ДТП может зависеть от конкретных обстоятельств определенного дела. Однако, есть несколько общих обязательных этапов допроса:
- Создание доверительной атмосферы: Важно начать допрос с установления доверительного контакта с обвиняемым. Это поможет снять напряжение и создать условия для коммуникации [4, c. 287].
- Разъяснение прав: Прежде чем начать допрос, необходимо разъяснить обвиняемому его права. Обвиняемому следует объяснить, что он имеет право на представление адвоката, право на молчание и право не свидетельствовать против себя [5, c. 110].
- Установление фактов: В ходе допроса необходимо последовательно устанавливать факты, связанные с ДТП. Важно задавать открытые вопросы и давать обвиняемому возможность выразить свою точку зрения и предоставить свои объяснения [6, c. 169].
При допросе обвиняемого в совершении ДТП можно использовать следующие вопросы:
1. Где и когда произошло ДТП?
2. Кто участвовал в ДТП (включая номера автомобилей и данные других участников)?
3. Как вы характеризуете свою скорость движения в момент аварии?
4. Соответствовала ли ваша скорость ограничениям согласно ПДД и условиям дорожного покрытия?
5. Каковы были видимость и погодные условия во время ДТП?
6. Были ли у вас предыдущие нарушения ПДД или аварии?
7. Какие действия вы предприняли сразу после ДТП?
4. Допрашивающий должен контролировать процесс допроса, не допуская ухода от основных вопросов. Если обвиняемый отклоняется от темы или не отвечает на вопросы, следует уточнить и повторить вопрос [7, c. 96].
5. Выясняется техническое состояние транспортного средства: было ли исправно транспортное средства перед выездом, если имела место неисправность, то в чем она заключалась. При допросе водителя необходимо также установить характер этой неисправности, ее конкретное проявление и установить причину продолжения водителем движения на неисправном транспортном средстве [8, c. 171].
6. Использование вещественных и документальных доказательств: Если имеются вещественные или документальные доказательства, их следует использовать в ходе допроса. Обвиняемому может быть предоставлена возможность ознакомиться с доказательствами и дать свои комментарии или объяснения в отношении них [9, c. 78].
М. В. Сырецкий утверждает: «Важнейшей тактической особенностью может стать составление схемы во время производства допроса. Данная деятельность положительно сказывается на восстановлении в памяти пропущенных фактов и подзабытых деталей. Устраняются неточности и противоречия благодаря тому, что допрашиваемый самостоятельно указывает свою позицию в момент ДТП» [10, c. 103]. Полагаем, что действительно, соответствующее предложение может эффективно использоваться при расследовании ДТП как тактический прием.
Всегда следует учитывать, что тактика допроса обвиняемого может зависеть от обстоятельств каждого конкретного дела. Тактика должна быть адаптирована под каждую ситуацию и учитывать права и положение обвиняемого. При проведении допроса необходимо соблюдать принципы справедливости и законности.
- Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2022 года. Информационно-аналитический обзор. – М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2022. – 40 с.
- Пяткова И. Г. Тактические особенности осуществления допроса подозреваемого, совершившего дорожно-транспортное преступление / И. Г. Пяткова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2015. – № 2. – С. 54-56.
- Родионова М. А. Особенности проведения допроса водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, при расследовании дорожно-транспортных происшествий / М. А. Родионова // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 1(5). – С. 42-46.
- Чайка А. Д. Тактика проведения допроса: психологический аспект / А. Д. Чайка, Л. В. Соловьева, Н. Н. Крыжевская // Гуманитарно-правовые аспекты развития российского общества : Сборник научных трудов Региональной научно-практической конференции курсантов, студентов и слушателей, Ставрополь, 26 мая 2023 года / Под редакцией А.Д. Котенева, Н.Н. Крыжевской, О.В. Терещенко, Ю.В. Жикривецкой. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2023. – С. 286-288.
- Мазикина Я. А. Тактика допроса и очной ставки / Я. А. Мазикина // СОВРЕМЕННАЯ ЭКОНОМИКА и право: опыт ТЕОРЕТИЧЕСКОГО и ЭМПИРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 мая 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2023. – С. 110-114.
- Павлова Ю. О. Тактика допроса в конфликтной ситуации / Ю. О. Павлова // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 52. – С. 168-171.
- Калабин Г. А. Тактика допроса обвиняемого / Г. А. Калабин // NovaUm.Ru. – 2023. – № 42. – С. 95-97.
- Шушкевич Н. А. Тактика допроса водителя при расследовании дорожно-транспортных происшествий / Н. А. Шушкевич // Борьба с преступностью: теория и практика : Материалы II Международной научно-практической конференции, Могилев, 27 февраля 2014 года. – Могилев: Учреждение образования "Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь", 2014. – С. 171-172.
- Галушкина В. А. Методика расследования ДТП / В. А. Галушкина // Молодой ученый. – 2022. – № 25(420). – С. 78-80.
- Сырецкий М. В. Особенности тактики допросов по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в сфере пассажирских перевозок / М. В. Сырецкий // Актуальные проблемы правового регулирования, организации и тактики производства следственных действий : Сборник научных трудов / Под редакцией М.М. Горшкова, А.Б. Соколова, А.Р. Сысенко. Том Выпуск 1. – Омск : Образование информ, 2022. – С. 102-105.