Тактико-криминалистические аспекты проведения обыска
В статье рассмотрены основания и порядок проведения обыска как самостоятельного следственного действия. Изложенное позволяет выделить некоторые специфические основания при принятии решения о проведении обысков, характерных для условий учреждений лишения свободы.
Введение. В криминалистике принято различать три вида обысков: личный обыск, обыск помещений и обыск на участках открытой местности. Принудительный характер поисковых действий при проведении личного обыска не вызывает сомнений. Это также очевидно и в тех случаях, когда обыск проводится в помещениях или на участках местности, находящихся в законном владении, пользовании и распоряжении граждан [1, с. 184].
Более сложный принудительный характер поисковых действий обыск приобретает в случаях проведения поиска в помещениях, в особенности на участках открытой местности, которые находятся в подчинении определенным учреждениям (предприятиям, организациям). Как правило, они всегда находятся в чьем-то ведении, из чего, однако, не вытекает обязательная принудительность проводимого в их пределах поиска. Например, не являются принудительными поисковые действия по отысканию в поле или в лесу похищенных и спрятанных преступником вещей. Такой поиск проводится в качестве следственного осмотра, в ходе которого могут применяться отдельные приемы обнаружения, характерные для тактики обыска [2, c. 251].
На практике бывают случаи, когда в силу неблагоприятных условий проведения обыска или недостаточно полного изучения обнаруженных объектов на месте его проведения, их в дальнейшем приходится осматривать снова. В таких случаях производится дополнительный осмотр обнаруженного как самостоятельное следственное действие. Допускаемое законом его проведение должно быть исключением из общего правила полного и всестороннего изучения выявленных при обыске объектов еще в процессе его проведения.
Результаты. Успешному проведению обыска может способствовать и использование некоторых приемов, характерных для других следственных действий. Их применение имеет частный характер и должно способствовать наиболее эффективному достижению основных задач обыска, а главное не исключает поисковую сущность последнего. Изложенная общая характеристика обыска позволяет, прежде всего, найти правильное решение ряда вопросов, возникающих при расследовании в условиях мест лишения свободы в связи с правовым регулированием проведения обыска уголовно- процессуальным законом.
Так, для следователя, принимающего решение о проведении обыска в учреждении лишения свободы, не должен возникать вопрос о правовой природе такого обыска. Другими словами, он имеет право принять решение о проведении только обыска, являющегося следственным действием, поскольку какими-либо другими полномочиями, кроме установленных уголовно-процессуальным законом, следователь не владеет. Проведение такого обыска неизбежно связано с вторжением в сферу повседневной деятельности администрации по выполнению основных задач, стоящих перед исправительными учреждениями.
Необходимо отметить, что при проведении обыска в помещениях и других сооружениях мест лишения свободы обязательно присутствие, кроме понятых, представителя администрации данного учреждения (как правило, из числа должностных лиц, в непосредственном ведении которых они находятся). Кроме того, обыск некоторых жилых помещений, складов и других хранилищ должен производиться в присутствии осужденных, ответственных за сохранность и хранение имущества, находящегося в этих местах.
По общему правилу, при проведении обыска изымаются предметы и документы, которые могут иметь отношение к делу. Кроме того, независимо от отношения к делу, изъятию подлежат предметы и документы, запрещенные к обращению. К последним предметам относятся предметы и документы, изъятые из гражданского оборота, то есть те, которые по законодательству, распространяющемуся на всех граждан РФ, не могут находиться в их личной собственности (например, типографские шрифты) или для владения и пользования которыми граждане должны иметь специальное разрешение государственных органов (например, огнестрельное оружие). Однако на лиц, отбывающих наказание в учреждениях лишения свободы, распространяются не только упомянутые общие правоограничения [3, с. 197]. Исправительно-трудовым законодательством, а также принятыми в его исполнение подзаконными нормативными актами, для них устанавливается ряд специальных правоограничений, а именно запрет осужденным иметь определенные предметы и документы, не изъятые из гражданского оборота (например, острые предметы, не являющиеся холодным оружием, деньги, радио, фотоаппараты, паспорта и другие документы, удостоверяющие личность). Рассмотренный запрет преследует те же цели, что и запрет на обращение предметов и документов, изъятых из гражданского оборота. Отсюда следует, что понятием «предметов и документов, запрещенных к обращению в условиях мест лишения свободы», охватываются и те из них, которые запрещены осужденным для хранения согласно правилам внутреннего распорядка. Иными словами, такие предметы (изделия, вещества) подлежат изъятию в процессе обыска независимо от их отношения к делу.
Что касается места (помещения) возможного нахождения предметов, имеющих значение для дела, то для принятия обоснованного решения о проведении следственного обыска оно всегда должно устанавливаться определенно [4, с. 189].
При отсутствии указаний (прямых или косвенных) на существование предметов, имеющих значение для дела, основанием для проведения обысков могут служить данные, свидетельствующие о повышенной общественной опасности лица, совершившего преступление. Другими словами, в рассматриваемых случаях при установлении в ходе расследования подозреваемого из числа осужденных, почти всегда независимо от вида и способа совершенного им преступления, есть основания, как для его личного обыска, так и для обыска тех мест, где он постоянно находился в УВ [5, с. 151].
О повышенной общественной опасности личности таких осужденных в достаточной степени свидетельствует сам факт совершения ими преступлений в период отбывания наказания в виде лишения свободы в обстановке постоянного надзора (контроля) за их поведением в учреждениях лишения свободы, направленного на предотвращение правонарушений и преступлений.
В свою очередь, это позволяет предположить, что у преступника могут быть орудия, подготовленные для совершения преступления (в том числе и неиспользуемые), или другие предметы, имеющие значение для дела и о существовании которых расследование еще не имеет в своем распоряжении данных. Кроме того, эти лица нередко хранят (носят) предметы, использование которых запрещено осужденным Правилами внутреннего распорядка мест лишения свободы.
Успешное проведение обыска зависит от тактически правильной подготовки к нему, что, как минимум, предполагает принятие ряда решений и предыдущую деятельность следователя, связанных с решением таких взаимосвязанных вопросов: что необходимо отыскивать при проведении обыска; где и когда его следует проводить; кто и в каких целях должен привлекаться для участия (присутствия) в обыске; какие технические средства могут пригодиться при его проведении; как обеспечить тактически эффективную организацию проведения обыска и предотвратить возможное уничтожение (скрывание) разыскиваемых объектов лицами, заинтересованными в противодействии расследованию [6, c. 139].
Решение большинства этих вопросов при подготовке к обыску в условиях мест лишения свободы имеет определенные особенности.
Так, по уже отмеченным причинам, в учреждениях лишения свободы случаются ситуации, когда необходимость проведения обыска возникает при отсутствии информации, позволяющей ориентироваться на конкретные предметы, которые должны быть найдены. К их числу относятся и случаи, когда первоначально собранные в ходе следствия данные о способе преступления указывают на то, что преступник не использовал какие-либо предметы как орудие или средства его совершения. В этих условиях все же нужно проводить личный обыск задержанного подозреваемого и принадлежащих ему вещей, находящихся на складе или на временном хранении. Кроме того, должен производиться обыск его постоянного спального и рабочего места. Необходимость проведения данных обысков определяется возможностью сохранения осужденным в отмеченных местах предметов, относящихся к делам (в том числе и запрещенным) и о существовании которых следствию пока ничего неизвестно.
Сказанное не означает, что при подготовке к обыску в учреждениях лишения свободы не нужно анализировать собранные по делу данные для предварительного определения конкретных объектов будущего поиска. Вместе с тем наличие таких данных не всегда позволяет определить весь круг предметов, имеющих значение для дела и находящихся на месте проведения предстоящего обыска. Поэтому о существовании, а также относительной части предметов к расследуемому событию можно судить только после его обнаружения в ходе обыска.
При проведении обыска сотрудниками оперативного аппарата обычно не нужно предварительно изучать место его предстоящего проведения, поскольку всем представителям администрации конкретного учреждения лишения свободы достаточно хорошо известно, что представляют собой участки открытой местности и др. Если обыск должен проводить следователь, то по возможности изучения такого места он должен проводить каждый раз. Такое изучение, как правило, заключается в предварительном ознакомлении следователя с местом предстоящего проведения обыска с помощью соответствующих объяснений сотрудников оперативного аппарата (иногда других представителей администрации учреждения лишения свободы), в том числе и составлении последними при необходимости схем места проведения предстоящего обыска [7, с. 277].
Личное ознакомление следователя с местом проведения предстоящего обыска путем его предварительного посещения в условиях мест лишения свободы является нежелательным. Оно связано с часто недопустимой в этих условиях отсрочкой проведения обыска, которая ориентирует заинтересованных в противодействии расследованию осужденных по предстоящему обыску определенного места и создает благоприятную возможность последующего отрицания положительных результатов обыска обвинителя.
Во время личного обыска осужденный ставится в позу, что затрудняет внезапное нападение на обыскивающего, в частности, ему предлагают поднять руки вверх и расставить ноги на максимальную ширину. Если у обыскиваемого лица может оказаться оружие (другие предметы для нападения), то от такого лица следует потребовать упереться в стену и расставить ноги. Предварительно у обыскиваемого должны отбираться головной убор и имеющиеся в руках предметы.
В ходе личного обыска осужденных необходимо учитывать те ухищрения, к которым они чаще всего прибегают для сокрытия разыскиваемых предметов. Так, ножи или другие предметы относительно больших размеров они могут подвесить на грудь, в паховых впадинах между ногами, засовывают в рукава или за пояс по центру живота (спины), а иногда закладываются в головной убор или под стельку обуви. Мелкие предметы заглатываются и удерживаются нитью, зажатой в зубах, закладываются в естественные отверстия тела или межпальцевые промежутки рук и ног, зашиваются в одежду, прячутся в каблуки обуви и под подошву. Кроме того, ножи (штыри) маскируются в авторучках, протезах и тростях (последние также используются для оборудования тайников, в которых прячутся и другие предметы) [5, с. 153].
Для выявления этого необходимо уделять особое внимание осмотру или прощупыванию упомянутых мест. В частности, необходимо обязательно прощупывать заплаты, швы, воротники и подкладки одежды, обследовать обувь с наружной и внутренней сторон, обязательно проверяя их на изгиб, подозрение на сокрытие предметов места одежды (в том числе обуви) следует прокалывать шилом или распарить (отдергивать). При обследовании деревянных тростников, верхней одежды и обуви могут использоваться металлоискатели, а при наличии данных о проглатывании предметов – и другая поисковая техника [8, с. 249].
Что касается допроса, наиболее актуальной проблемой тактики допроса свидетелей и обвиняемых из числа осужденных является преодоление их нежелания давать показания или стремление дать заведомо ложные показания на допросе. Отсюда следует необходимость в ходе подготовки к допросу осужденных особое внимание уделять изучению конкретного содержания тех качеств и свойств их личности, которые способны наиболее существенно влиять на их позицию в деле [9, c. 141].
Особое внимание должно также уделяться выяснению фактов, свидетельствующих о наличии и характере связей лица, подлежащего допросу, с обвиняемым (подозреваемым) или соучастниками и свидетелями (потерпевшими) по расследуемому делу.
Источниками получения процессуальной или непроцессуальной информации о личности допрашиваемого могут выступать показания осужденных. Однако на этот источник получения сведений следует полагаться с большой осторожностью: беседа (допрос) с осужденным о личности другого осужденного редко сохраняется в тайне лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Нередко целесообразно обращаться за получением таких сведений к представителям администрации учреждения лишения свободы (начальнику отделения, инспектору оперативной части и др.).
Выводы. При подготовке к допросу каждый раз нужно определять место и время его проведения, а также способ вызова свидетеля или обвиняемого.
Местом проведения первоначальных допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых и определенной части обвиняемых обычно являются пределы той воспитательной колонии, в которой совершено преступление и отбывают наказание вызванные на допрос лица. Тактические преимущества проведения допросов в местах лишения свободы, где совершено преступление, состоят в возможностях немедленного получения от тех или иных представителей администрации сведений о личности осужденного и другой информации, необходимой для тактической эффективности проведения допроса, а также для быстрой проверки показаний с помощью следственных действий и некоторых оперативных мероприятий.
Кроме того, оно позволяет в допустимых законом пределах использовать авторитет отдельных представителей администрации для склонения допрашиваемых из числа осужденных к даче полных и правдивых показаний.
Предупреждение заговора допрашиваемых и негативного влияния на них осужденных, заинтересованных в противодействии расследованию, наряду с другими средствами, может достигаться путем изменения места проведения допроса, перевода обвиняемых (подозреваемых) и отдельных потерпевших (свидетелей) к другому.
Данные аспекты должно учитывать проводящее расследование лицо при выборе места допроса в конкретной ситуации.
Свидетели и обвиняемые должны вызываться на допрос безотлагательно после происшествия, о котором они будут допрашиваться. При расследовании преступлений, совершенных в учреждениях лишения свободы, немедленность вызова на допрос нередко является тактическим условием, что, с одной стороны, препятствует организации противодействия расследованию, с другой – способствует субъективной переоценке допрашиваемым (главным образом подозреваемым) фактического состояния расследования и реальных перспектив преступления, которые существуют на момент допроса [10, с. 208]. Кроме того, немедленность вызова на допрос устраняет опасность забывания лицом тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выбор времени вызова на допрос обвиняемых и особо свидетелей из числа осужденных должен производиться с учетом внутреннего распорядка,
существующего в том учреждении лишения свободы, где проводится расследование.
Основные тактические требования, предъявляемые к выбору конкретных способов вызова свидетелей и обвиняемых из числа осужденных, на допрос заключаются в том, что данные способы должны обеспечивать (при необходимости) сохранение в тайне от других осужденных факта вызова на допрос свидетелей, а также соучастников преступления и добровольное (без применения физического принуждения) их следование на допрос.
- Ефимова, Е. С. Современная тюрьма: быт, традиции и фольклор / Е. С. Ефимова. – Москва: ОГИ, 2018. - 398 с. - Текст: непосредственный.
- Джекобсон, М. Песенный фольклор советских тюрем и лагерей как исторический источник: 1917–1991 / М. Джекобсон, Л. Джекобсон. – Москва: РГГУ, 2019. - 424 с. - Текст: непосредственный.
- Шалагин, А. Е. Криминальная субкультура как опасность публичной нравственности / А. Е. Шалагин. - Текст: непосредственный // Библиотека криминалиста. –2022. - №4. - С. 196-202.
- Лукашевич, С. Уголовная субкультура как один из факторов негативного воздействия на осужденных / С. Лукашевич. - Текст: непосредственный // Вестник Академии правовых наук. - 2018. -№ 3. - С. 182- 190.
- Батюк, О. В. Расследование преступлений, совершенных в пенитенциарных учреждениях: в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством / О. В. Батюк. - Текст: непосредственный // Юридический журнал Национальной академии внутренних дел. – Москва, 2023. - №2. - С. 149-154.
- Сербин, М. М. Расследование преступлений, совершенных в местах лишения свободы / М. М. Сербин. – Москва: Право, 2020. - 216 с. - Текст: непосредственный.
- Богатырев, И. Г. Деятельность оперативных подразделений учреждений исполнения наказаний по выявлению лиц, склонных к совершению преступления / И. Г. Богатырев. - Текст: непосредственный // Научный вестник университета внутренних дел. –2019. - №4. - С. 275-281.
- Сербин, М. М. Тактические особенности проведения обысков при расследовании преступлений, совершенных в местах лишения свободы / М. М. Сербин. - Текст: непосредственный // Вестник юридического института. – 2020. - № 5. - С. 248-253.
- Климкин, В. М. Совершенное и всестороннее изучение личности осужденного к лишению свободы как одна из главных предпосылок разработки действенных средств борьбы с насильственной преступностью в пенитенциарных учреждениях / В. М. Климкин. - Текст: непосредственный // «Актуальные проблемы борьбы с преступностью». – 2021. - № 3. - С. 137- 142.
- Сербин, М. М. Тактические особенности проведения допроса свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) из осужденных при расследовании преступлений в условиях ВТУ / М. М. Сербин. - - Текст: непосредственный // Вестник юридического института. – 2019. - №4. - С. 203- 213.