Совершенствование особенностей преподавания физической культуры в образовательных организациях МВД России
Журнал Научные высказывания

Совершенствование особенностей преподавания физической культуры в образовательных организациях МВД России

В настоящей статье акцентируется внимание на направления физического воспитания, используемые преподавательским составом образовательных организаций МВД России для развития физических, волевых, психологических качеств курсантов и слушателей. Вместе с тем, в статье рассматриваются физическая культура и физическое воспитание как образовательные категории, влияющие на профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел РФ.

спорт
физическое воспитание
физическая культура
курсант
психологические качества

Главной частью культуры общества и культуры образования является физическая культура. В связи с чем, изменение системы образования отражает необходимость внесения изменений в физическую культуру.

В свою очередь на протяжении многих лет роль физического усовершенствования человека выполняло физическое воспитание.

Современные программы образования высших учебных заведений не только должны отвечать Государственным образовательным стандартам, но также обязаны быть направлены на усовершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Каждый год образовательные учреждения МВД РФ готовят новых сотрудников.

Как показывает практика, в ВУЗы МВД поступают уже физически подготовленные юноши и девушки, которые проходят вступительные испытания в виде сдачи беговых и силовых нормативов.

Эволюция теории физического воспитания и ее расширение научными знаниями привели к рождению теории воспитания физической культуры, которая в большой мере соответствовала представлениям постиндустриального общества.

При этом, в теории выделяют два уровня ценностей физической культуры. В первую нишу классифицируются общественные ценности: общий уровень знаний о средствах и методах физического усовершенствования человека, об элитарности физической культуры и ее популярности в обществе. Что же касается второй группы, то в нее входят личные физкультурные ценности[1. с.8-11].

Но на этом физическое развитие сотрудников не заканчивается. В обучении сотрудников полиции применяется комплекс методов, средств и форм физической подготовки, направленные на всестороннее развитие, соответ­ствующее современному уровню общественного прогресса и правового закрепления.

Главной частью культуры общества и культуры образования является физическая культура. В связи с чем, изменение системы образования отражает необходимость внесения изменений в физическую культуру.

В свою очередь на протяжении многих лет роль физического усовершенствования человека выполняло физическое воспитание. Эволюция теории физического воспитания и ее расширение научными знаниями привели к рождению теории воспитания физической культуры, которая в большой мере соответствовала представлениям постиндустриального общества[2, с.41].

При этом, в теории выделяют два уровня ценностей физической культуры. В первую нишу классифицируются общественные ценности: общий уровень знаний о средствах и методах физического усовершенствования человека, об элитарности физической культуры и ее популярности в обществе. Что же касается второй группы, то в нее входят личные физкультурные ценности.

Итак, физическое усовершенствование курсантов и слушателей образователь­ных организаций должно быть направлено на совершенствование их двигательных навыков и умений, а в целом и уровня физической подготовки.

В образовательных организациях России для решения вышеназванных задач по учебному плану проводятся занятия по физической готовности курсантов и слуша­телей[3,с.27].

Рассматривая физическую готовность в широком смысле, она представляет собой процесс воспитания физических умений и качеств, которые имеют прикладную направленность в трудовой, военной или иной деятельности .

Физическая подготовка, как дисциплина, имеет сильную прикладную направ­ленность, в связи с наличием высочайших требований, предъявляемых к физической подготовленности студентов.

Программы физической подготовки и физического воспитания курсантов должны способствовать достижению жизненных и профессиональных целей.

В целях совершенствования профессиональной подготовки обучающихся в предмет «физическая подготовка» были добавлены принципы теории и практики спорта:

  • принцип отражения цели как основы построения тренировочной деятельности;
  • принцип программно-целевой организации тренировочного процесса;
  • принцип применения сопряжено-последовательной системы организации нагрузки.

Как и любой вид воспитания, профессионально-прикладное физическое воспитание в образовательных организациях имеет свою систему, которая включает в себя следующие элементы[4, с. 31].

  1. Первое - это неспециальное физкультурное образование, реализация которого, в частности, происходит на занятиях по физической подготовке. Данный эле­мент системы направлен на решение двух основных задач. Главная задача заключается в необходимости овладения студентами базовым уровнем физической культуры.
  2. Второе - это прикладные виды спорта. Данный элемент направлен на повы­шение уровня физической и психологической подготовленности обучающегося, а также на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями.
  3. Третье - это физическая рекреация. Данный элемент направлен на удовле­творение биологических потребностей человека в активности и движении, укрепление здоровья, повышение физической работоспособности. Кроме того, физическая рекреация помогает курсантам организовать свой досуг.
  4. Четвертое - это двигательная реабилитация. Это элемент, основная функция которого заключается в быстром восстановлении своей физической формы после различных травм и заболеваний.

Вместе с тем, в теории существуют и иные взгляды на строение профессионально-прикладного физического воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций.

Так, следует выделить следующие компоненты профессионально-прикладного физического воспитания:

  1. образовательный компонент, сущность которого заключается в накоплении знаний о средства и методах физической культуры, ее принципах, а также знаний о способах повышения уровня физической выносливости и работоспособности;
  2. мотивационно - ценностный компонент;
  3. практико - деятельностный компонент - активное участие сотрудника в различного рода физкультурно-спортивных мероприятиях;
  4. компонент физической подготовленности, которые включает в себя как физическую, так и умственную готовность к выполнению различных нормативов, а также совершенное владение умениями и навыками профессионально-прикладного характера.

Кроме того, изучая данный вопрос, имеются научные разработки В. С. Кшевиной. Ею были выделены две группы задач физического воспитания: специфические и общепедагогические[4, с. 61] .

К первой группе относятся:

  1. задачи по оптимизации физического развития человека;
  2. образовательные задачи.

Рассматривая наиболее значительные аспекты процесса обучения физической подготовки сотрудников в целях дальнейшего обеспечения собственной безопасности, можно выделить следующие:

- физическая выносливость (это результат активной двигательной деятель­ности человека, который определяет способность выполнять заданные практи­ческие упражнения продолжительно; уровень выносливости определяется временем, за которое человек может выполнить заданное физическое упражнение; физическая выносливость развивается при занятиях по атлетике, ускоренному передвижению, плаванию, лыжной подготовке и преодолению препятствий);

  • самозащита (это комплекс приемов, основной целью которых является приобретение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективной защиты жизни и здоровья при любых условиях, независящих от степени опасности посягательства);
  • медицинские основы физической культуры (сотрудник должен владеть знаниями об анатомии человека, медицинском контроле, травматизме и его профи­лактики, а также навыками первой медицинской помощи).

Преподаватели физической подготовки образовательных учреждений на своих занятиях своей задачей предусматривают воспитание курсантов и слушателей. Для достижения поставленной задачи предлагается решение следующих воспитательных задач:

  • определение роли и значения физической подготовки в повседневной жиз­ни и деятельности сотрудников ОВД;
  • создание условий, которые способствуют оптимальному освоению знаний, умений и навыков по физическому развитию;
  • поддержание и укрепление состояния здоровья посредством проведения спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, спортивных соревнований);
  • формирование патриотизма, моральных, нравственных и волевых способностей.

Поэтому одним из наиболее эффективных средств улучшения двигательной активности обучающихся в образовательных организациях России является грамотное использование широкого спектра средств физической подготовки и спорта, а также использование индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Таким образом, физическая культура и физическое воспитание явления взаимообусловленные и взаимосвязанные.

 Физическое воспитание составляет ядро физической культуры.

Вместе с тем, физическое воспитание, как профессионально - прикладной вид воспитания, также имеет свою структуру и задачи, направленные на всестороннее развитие курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России.

Физическая подготовка и ведение предмета физической культуры в ВУЗах системы МВД РФ находится на достойном уровне, не смотря на все трудности с которыми сталкивается Министерства внутренних дел и высшего образования РФ. К тому же в физическом воспитании принимает участие не только кафедра физической культуры и спорта, но и другие непрофильные кафедры тактико-специальной и огневой подготовки.

Список литературы
  1. Холодков О. М. Физическое воспитание курсанта в процессе обучения //Физическая культура, спорт, здоровье в современном обществе. 2020. С. 382-386.
  2. Зягинцев М. В. Физическое воспитание курсантов как часть процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 56. С. 75 - 81.
  3. Галимова А. Г., Лебедева К. В. Физическое воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций учреждений МВД России // Научный журнал Дискурс. 2021. № 6. С. 7-14.
  4. Волкова В. А. Значение физической подготовки в воспитании профессиональных качеств курсантов образовательных организаций системы МВД России // Совершенствование физической, огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов. 2021. С. 194-196.