Роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи
Физическая культура – это одна из областей социальной деятельности людей. В ней реализуется и формируется социальная активность людей. Она служит одной из форм проявления социальной, политической и моральной структуры. То есть она отражает состояние общества в целом. Всё это говорит о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.
Введение
В современном обществе существует запрос на здоровый образ жизни. Как известно, это понятие включает в себя не только отказ от вредных привычек и правильное питание, но и физические нагрузки - чаще всего, именно в виде занятий физической культурой и спортом. Среди части молодежи, спортивный образ жизни стал модным, популярным явлением.
С другой стороны, современные условия жизни, напротив не способствуют развитию спорта — это и сидячий образ жизни (особенно характерный для офисных работников, сам род занятий которых этому способствует), и чрезмерная распространенность компьютерной зависимости, и слабое развитие спортивной инфраструктуры в регионах.
Давайте рассмотрим роль спорта и физической культуры в жизни современной молодежи и выявим несколько факторов: распространенность таких занятий, основные мотивации занятия спортом, а также роль спорта в жизни молодежи.
1. Роль спорта в жизни молодежи
Роль физических упражнений в жизни человека невозможно недооценить, ведь помимо общей очевидной пользы физической культуры для здоровья, она развивает характер человека и способствует психологическим разгрузкам. Современные ученые, например В.С.Хагай и И.В.Барсагаева, докладывают, что студенты, регулярно занимающиеся спортом, включая период экзаменов, на 5-7% успешнее закрывают сессию, чем игнорирующие это[1]. Но и деятели прошлого имели свое представление об этом, так, спорт еще в античные времена входил в программу обучения (см.гимнасии, где подростки и молодые мужчины обучались не только философии, но и активно тренировались). Карл Маркс, немецкий философ, социолог и политический деятель, говорил: “"Под воспитанием, - писал Маркс, - мы понимаем три вещи: “Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и в то же время дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств”[2]. То есть, спортивному воспитанию уделялась не меньшая роль, чем умственному. Недаром, даже сейчас физическая культура изучается на всех факультетах любых ВУЗов.
Какие виды спорта наиболее популярны среди молодежи? Разумеется, популярными являются такие виды спорта как легкая атлетика (в особенности - бег), футбол, хоккей, баскетбол, пауэрлифтинг, поскольку на любительском уровне ими может заниматься любой желающий, правила довольно доступны и не требуется дорогой экипировки. Немалый интерес вызывают единоборства. Некоторые энтузиасты из числа преподавателей, такие как А.А.Оплетин, даже имеют желание ввести это во всех ВУЗах (даже не связанных с силовыми структурами)[3]. В моду вошли так же и экстремальные виды спорта - сноубординг, скейтбординг, виндсерфинг, скайсерфинг. По мнению В.Х.Тонояна, они особенно полезны, поскольку позволяют выплеснуть свои эмоции, грамотно удовлетворить инстинкты самосохранения и самоуничтожения, а также развивает волю и выносливость[4],
Важную роль в последнее время стал играть уличный спорт - начиная от банальных подтягиваний на турнике, заканчивая воркаутом - комплексом более сложных упражнений. Это породило “спортивную субкультуру” “туркникменов”[5].
2. Основные мотивации
Нами было проведено анкетирование среди случайных представителей городской молодежи. Были опрошены 30 юношей и 30 девушек.
Рис.1. Диаграмма отношения к физической культуре
Все опрошенные занимаются физкультурой в ВУЗах и ССУЗах, однако самостоятельно занимающиеся практикуют такие виды как - посещение фитнес-центра, workout, утренняя гимнастика, посещение спортзала, пробежка.
Рис.2. Диаграмма мотивации к занятиям
Независимо от гендерной роли, большинство ставит эстетические цели - достижение рельефности мышц, похудение и т.д. Так же - распространенными показателями являются поддержание здорового образа жизни и интерес.
Подводя итоги исследования, следует подчеркнуть, что непременным уровнем освоения интернациональных ценностей физической культуры студента является его вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность.
Результаты доказывают, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют студенту активно включаться в другие виды деятельности.
Заключение
Мы исследовали роль спорта в жизни молодежи и основные мотивации. Вопреки мифу о том, что молодежь предпочитает пассивный отдых за компьютером, употребление алкоголя и наркотиков, большинство все же занимается спортом не только в рамках учебной программы школ, ССУЗов и ВУЗов. Но количество тех, кто занимается спортом достаточно низкое. Здесь идет влияние различных факторов. Для многих это недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие условий и нехватка профессионалов в данной сфере. В России спортивная инфраструктура недостаточно развита. Но она совершенствуется. Правительство выделяет всё больше финансовых для создания оптимальных условий развития спорта и привлечения к нему молодёжи.
[1] Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. - С. 158-161.
[3] Оплетин А.А., Титова Л.А. Использование модуля российской отечественной системы самообороны в учебно-воспитательном процессе вуза для саморазвития личности студента // Наука-2020. 2015. №2 (6).
- Барсагаева И.В., Хагай В.С. Культура личности студента: состояние проблемы формирования и характеристика компонентов / В сборнике: Современное гуманитарное знание о проблемах социального развития материалы XXIV Годичного научного собрания профессорско-преподавательского состава. - 2017. - С. [158-16]1.
- Маркс — Энгельс, Соч., т. XIII, ч. 1, стр. 199, изд. 1936 г.
- Оплетин А.А., Титова Л.А. Использование модуля российской отечественной системы самообороны в учебно-воспитательном процессе вуза для саморазвития личности студента // Наука-2020. 2015. №2 (6).
- Тоноян Вадим Хоренович Влияние экстремальных видов спорта на развитие молодежного движения в России // Власть. 2011. №9.
- Шеметов Станислав Владимирович, Гончарук Ярослав Алексеевич "дворовой" спорт - как база для популяризации и агитации здорового образа жизни среди молодежи // Евразийский научный журнал. 2016. №10.
- Крамской С.И.. Педагогические принципы учебно – воспитательного процесса по дисциплине « Физическая культура» как базовый компонент круговой тренировки / С.И. Крамской, И.А. Амельченко, В.В. Кудряшов // Энергосберегающие технологические клмплексы и оборудование для производства строительных материалов: межвуз. сб. ст. / под ред. В.С. Богданова. – Белгород, 2013. – [стр. 234 – 237].
- Крамской С.И. Спорт в современной социокультурной ситуации: к проблеме выявления социальной активности молодежи / С.И. Крамской, В.В. Кудряшов, М.В. Кудряшов // Тенденции развития общества: единство сомоорганизации и управления: Сб. материалов Междунар. Науч. – практ. конф. – Белгород, 7 февраля 2011 г. / под ред. Н.С. Данакина, В.Ш. Гузаирова, И.В. Конева. – Белгород: ИП Осташенко А.А., 2011. – С. [192 – 195].
- Крамской С.И. Стратегия развития физической культуры и спорта в России: практический анализ / С.И. Крамской, В.В. Кудряшов // Совершенствование системы физического воспитания в вузе: сб. материалов науч.-практ. конф. МГСУ 21 — 22 июня 2012 года / М-во образования и науки Росс. Федерации, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. строит. ун-т.»; ред. колл. В.А. Никишкин, Л.М. Крылова, Т.Г. Савкив. — Москва, 2012. — Вып. 5. — С. [244 — 248].