Подвижные игры - средство физического развития ребенка
Журнал Научные высказывания

Подвижные игры - средство физического развития ребенка

Современное общество испытывает потребность в творческих, активных, гармонично развитых, а главное физически здоровых личностях. К сожалению, большинство детей нашего поколения ведут малоподвижный образ жизни, предпочитая просмотр телевизора и других гаджетов  подвижным играм, тем самым лишая себя возможности полноценно развивать свои физические качества. Известно, что дошкольный возраст является фундаментальным для общего физического развития ребенка.  Таким образом, очень важно посредством подвижных игр развивать и совершенствовать физические качества подрастающего поколения.

двигательная активность
физические качества
дети старшего дошкольного возраста
подвижные игры
физическое воспитание

Полноценному и гармоничному развитию личности способствует совершенствование таких физических качеств как быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость. Старший дошкольный возраст ребенка является одним из фундаментальных периодов, в котором формируются и совершенствуются физические качества будущего члена общества.  В наши дни ритм жизни взрослого человека не всегда позволяет уделять должное внимание физической активности своего ребенка. Суета, многозадачность, работа, бытовые проблемы и др. зачастую отнимают много времени, которого и так катастрофически не хватает, что позволяет родителю сделать выбор в пользу сидячего образа жизни его чада. Но, ведь задача взрослых научить ребенка культуре физического воспитания, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы – это естественный и постоянный процесс. Только в этом случае ребенок в дальнейшей жизни будет воспринимать физическую нагрузку, как часть нормального образа жизни.

Известно, что игра – является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, а подвижная игра в свою очередь представляет собой совокупность активных движений детей, позволяющих им упражняться в своем многообразии. Посредством подвижных игр формируются все физические качества детей, реагируя активными движениями на одни сигналы и включая тормозные процессы, позволяющие удержаться от тех или иных движений, при других сигналах[3, с.208].

Развитие основных физических качеств у ребенка старшего дошкольного возраста происходит в тесной связи с формированием его двигательных навыков. Именно поэтому, игры с элементами спорта являются высшей формой обычных подвижных игр, требующих от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве[2, с. 162].

Для развития общей двигательной активности, ловкости и точности движений, рекомендуется вовлекать ребенка в подвижные игры с предметами, такими как мяч, обруч, кольцо и др. С целью развить у дошкольника чувство равновесия можно использовать шаги по ограниченной поверхности, например, по узкой дощечке или по веревочке. Развить у ребенка выносливость – это означает повысить сопротивляемость его организма определенным нагрузкам. Для этого хорошо подходят гимнастические упражнения, повторяющиеся в несколько подходов.

Упражнения для развития силовых способностей можно условно разделить на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания) и упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание). Таким образом, любая подвижная игра с правилами или без требует от ребенка сознательной и  активной деятельности.

Известно, что дети все разные по темпераменту, психологическому и физическому уровню созревания, некоторые из них более активны и непоседливы, другие, наоборот, более робкие и осторожные. Поэтому очень важно заинтересовать каждого ребенка, вовлекая в ход игры постепенно, ни в коем случае не заставляя и не навязывая определенную роль. Таким образом, подвижные игры являются одним из педагогических средств не только физического, но и социального развития.

Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно[1]. Учитывая это, важно чтобы спортивные и подвижные игры способствовали развитию физических качеств, а для этого необходимо соблюсти ряд условий планирования и проведения подобных игр:

- при планировании подвижных игр в домашних условиях или в условиях детского дошкольного учреждения, необходимо учитывать физическую нагрузку ребенка в других активностях или опираться на программное содержание физических занятий (в случае ДОО).

- в обязательном порядке учитывать исходный уровень физической подготовленности ребенка (высокий, средний или низкий), определяющийся по степени сформированности: навыков основных видов движений, физических и волевых качеств; функций равновесия и  координационных способностей.

 

-  возрастные особенности ребенка.

По мнению многих известных педагогов, педиатров и психологов, таких как  П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, В.В. Гориневский и др., развитие двигательных навыков дошкольников интенсивнее и эффективнее всего происходит в подвижных играх, так как потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Неоспорим тот факт, что развитие и воспитание физических качеств ребенка решает ряд социально обусловленных задач, а именно достижение высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышение адаптивных свойств организма, а на основе всего этого всестороннее и гармоничное развитие личности.

Обобщив сказанное, можно сделать выводы, что для полноценного и гармоничного развития личности просто необходимо совершенствование физических качеств, а игра в свою очередь, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, позволяя всесторонне развивать ребенка.

Посредством подвижных игр формируются все физические качества детей, именно поэтому рекомендуется вовлекать ребенка в подвижные игры, так как развитие двигательных навыков дошкольников интенсивнее и эффективнее всего происходит в подвижных играх.

 

Список литературы
  1. Лукьяненко В.П., Лукьяненко Н.В., Моргун И.Н. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР // Ученые записки университета Лесгафта. 2022. №8 (210). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-fizicheskih-kachestv-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-osnove-ispolzovaniya-podvizhnyh-igr (дата обращения: 31.03.2024).
  2. Мурашова, Л. В. Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов подвижных и спортивных игр в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников / Л. В. Мурашова // Научный альманах. – 2020. – № 11-1(73). – С. 160-163.
  3. Патрушева, З. В. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста / З. В. Патрушева, Т. В. Соина // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20 марта 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 208-210.
международный научный журнал

Научные высказывания #68

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 27 декабря
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
10 января