Розничная торговля и ее социальная ориентация: проблемы, тенденции (региональный аспект)
Журнал Научные высказывания

Розничная торговля и ее социальная ориентация: проблемы, тенденции (региональный аспект)

Потребительская способность населения государства — один из важных показателей, характеризующих уровень развития общества и  эффективности функционирования государства. Потребление продовольственных и непродовольственных товаров осуществляется посредством реализации розничного товарооборота, который выступает не только как система сбыта и потребления, но и выполняет индикативные функции.

потребительская способность
непродовольственные товары
розничная торговля
ритейл

Индикативные функции ритейла можно разделить на группы потребителей информации, которые предпринимают действия по изменению ситуации. Потребителей информации и их структурно-логическую связь можно представить в виде рис. 1.

Рис. 1. Структурно-логическая связь участников рынка
розничной торговли [Разработан автором]

Из рис. 1 можно сделать вывод, что между структурами, участвующими в розничном товарообороте существует как функциональная, так и информационная связь.

Показателями ритмичного развития розничной торговли в России и регионах является товарооборот на душу населения и обеспеченность  торговой площадью.  Динамика данных показателей представлена в  табл. 1.

Хотя и прослеживается рост обеспеченности населения торговой площади, а, следовательно, и развитие розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров, для более объективной оценки, необходимо учесть еще один фактор, оказывающий существенное влияние на формирование товарооборота – уровень жизни населения.

В работе представлен анализ уровня жизни населения РФ и в ее регионах, также представлена методика определения коэффициента покупательской способности населения, который можно расценивать и показателем привлекательности региона для развития ритейла. [2]

В целом состояние рынка розничной торговли характеризуется как удовлетворительное, поскольку основные потребители не обладают достаточным запасом покупательской способности [2].

Таблица 1

Динамика торговых площадей и оборота ритейла
в разрезе федеральных округов РФ [Составлена автором по данным 1]

Федеральный округ

Торговая площадь, тыс. кв. м

Динамика наличия торговых площадей (2010 г. к 2009 г.), раз

Наличие торговой площади на душу населения кв. м

Динамика наличия торговых площадей на душу населения (2010 г. к 2009 г.), раз

Год

Год

2009

2010

2009

2010

РФ в целом

83910,67

89674,93

1,068695

587,3424

626,852

1,067268

Центральный

28916,94

30518,62

1,055389

752,1639

791,9099

1,052842

Северо-Западный

5124,687

5704,055

1,113054

376,0962

417,5736

1,110284

Южный

7612,389

8252,133

1,08404

549,5913

594,3628

1,081463

Северо-Кавказский

2399,895

2666,679

1,111165

254,2531

280,91

1,104844

Приволжский

17166,54

18351,09

1,069004

574,516

615,5812

1,071478

Уральский

7422,742

7986,793

1,07599

614,1095

657,7282

1,071027

Сибирский

11719,12

12537,82

1,06986

608,7223

650,9435

1,06936

Дальневосточный

3548,352

3657,737

1,030827

564,5747

583,7435

1,033953

 

Решением проблематики развития ритейла служит социальная ориентация рынка розничной торговли товаров и услуг. Достижение поставленной цели реализуется посредством решения комплекса задач по модернизации парадигмы ритейла в России со стороны государства и общества и интеграции комплекса маркетинга в управление социально-экономической сферой.

  • Социальная ориентация ритейла базируется на развитии социально-этического маркетинга и дальнейшем его интегрировании в экономическую концепцию построения взаимоотношений между производителем, потребителем, государством и розничной торговлей.

Оценивая состояние системы «население — производитель — государство» в аспекте розничной торговли необходимо учитывать социально-психологическую окраску данного вопроса. Дифференциация населения по уровню доходов не находит отражение в построении розничной торговой сети, что способствует возникновению социальной напряженности.

  • Изменение нормативно-правовой базы торговли с целью создания условий для  развития  малого и среднего бизнеса — основного участника розничного товарооборота.
  • 3. Развитие аналитической базы основной и сопутствующей деятельности рынка розничной торговли для трансформации регионального товарооборота в межрегиональную торговую сеть с функционально активной позицией.

Обобщая проблемы и возможности по формированию и развитию социально ориентированного рынка розничной торговли можно составить причинно-следственную модель ритейла (рис. 2).

Рис. 2. Структурно-логическая схема социально ориентированного ритейла
[Разработан автором]

Резюмируя вышесказанное необходимо говорить о необходимости социальной ориентации рынка розничной торговли товаров и услуг для улучшения социально-экономического положения России и выведения ее на новый уровень развития.

Список литературы
  1. Балаева, О. Н. Управление организациями сферы услуг [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2020. — 155 с.
  2. Карх, Д.А. Социальная и экономическая эффективность услуг розничной торговли [Текст]: монография / Д.А. Карх. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2018. — 304 с.
  3. Красюк, И.А. (Дудакова, И.А.) Маркетинговая парадигма формирования инфраструктуры розничной торговли в регионах [Текст]: Монография / И.А. Красюк (И.А. Дудакова). — М. : изд-во «Дашков и К», 2008. — 184 с.
  4. Красюк, И.А. (Дудакова, И.А.) Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле [Текст]: монография / И.А. Красюк (И.А. Дудакова). — М. : изд-во «Дашков и К», 2007. — 164 с.
  5. Новоселов, А. С. Теория региональных рынков [Текст]: учебник / А.С. Новоселов. — Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2020. — 448 с.
  6. Панкова, Н.В., Иванова, С.В. Концептуальные основы управления социально-экономической эффективностью сферы розничной торговли [текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. С. 108 — 118.
  7. Панюкова, В.В. Регулирование торговой отрасли как фактор обеспечения социальной устойчивости региона [Текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. С. 118 — 133.
  8. Пшенецкий С.А., Донской А.Д. Роль сферы услуг в экономике России [Текст] / С.А. Пшенецкий, А.Д. Донской // Многополярный мир от науки к практической реализации: состояние и перспективы развития : сборник научных статей по итогам Международной межвузовской научно-практической конференции. 24-25 марта 2023 года. СанктПетербург. – СПб. : Изд-во СПбЦСА, 2023. С 130 — 136.