Розничная торговля и ее социальная ориентация: проблемы, тенденции (региональный аспект)
Потребительская способность населения государства — один из важных показателей, характеризующих уровень развития общества и эффективности функционирования государства. Потребление продовольственных и непродовольственных товаров осуществляется посредством реализации розничного товарооборота, который выступает не только как система сбыта и потребления, но и выполняет индикативные функции.
Индикативные функции ритейла можно разделить на группы потребителей информации, которые предпринимают действия по изменению ситуации. Потребителей информации и их структурно-логическую связь можно представить в виде рис. 1.
Рис. 1. Структурно-логическая связь участников рынка
розничной торговли [Разработан автором]
Из рис. 1 можно сделать вывод, что между структурами, участвующими в розничном товарообороте существует как функциональная, так и информационная связь.
Показателями ритмичного развития розничной торговли в России и регионах является товарооборот на душу населения и обеспеченность торговой площадью. Динамика данных показателей представлена в табл. 1.
Хотя и прослеживается рост обеспеченности населения торговой площади, а, следовательно, и развитие розничной торговли продовольственных и непродовольственных товаров, для более объективной оценки, необходимо учесть еще один фактор, оказывающий существенное влияние на формирование товарооборота – уровень жизни населения.
В работе представлен анализ уровня жизни населения РФ и в ее регионах, также представлена методика определения коэффициента покупательской способности населения, который можно расценивать и показателем привлекательности региона для развития ритейла. [2]
В целом состояние рынка розничной торговли характеризуется как удовлетворительное, поскольку основные потребители не обладают достаточным запасом покупательской способности [2].
Таблица 1
Динамика торговых площадей и оборота ритейла
в разрезе федеральных округов РФ [Составлена автором по данным 1]
Федеральный округ |
Торговая площадь, тыс. кв. м |
Динамика наличия торговых площадей (2010 г. к 2009 г.), раз |
Наличие торговой площади на душу населения кв. м |
Динамика наличия торговых площадей на душу населения (2010 г. к 2009 г.), раз |
||
Год |
Год |
|||||
2009 |
2010 |
2009 |
2010 |
|||
РФ в целом |
83910,67 |
89674,93 |
1,068695 |
587,3424 |
626,852 |
1,067268 |
Центральный |
28916,94 |
30518,62 |
1,055389 |
752,1639 |
791,9099 |
1,052842 |
Северо-Западный |
5124,687 |
5704,055 |
1,113054 |
376,0962 |
417,5736 |
1,110284 |
Южный |
7612,389 |
8252,133 |
1,08404 |
549,5913 |
594,3628 |
1,081463 |
Северо-Кавказский |
2399,895 |
2666,679 |
1,111165 |
254,2531 |
280,91 |
1,104844 |
Приволжский |
17166,54 |
18351,09 |
1,069004 |
574,516 |
615,5812 |
1,071478 |
Уральский |
7422,742 |
7986,793 |
1,07599 |
614,1095 |
657,7282 |
1,071027 |
Сибирский |
11719,12 |
12537,82 |
1,06986 |
608,7223 |
650,9435 |
1,06936 |
Дальневосточный |
3548,352 |
3657,737 |
1,030827 |
564,5747 |
583,7435 |
1,033953 |
Решением проблематики развития ритейла служит социальная ориентация рынка розничной торговли товаров и услуг. Достижение поставленной цели реализуется посредством решения комплекса задач по модернизации парадигмы ритейла в России со стороны государства и общества и интеграции комплекса маркетинга в управление социально-экономической сферой.
- Социальная ориентация ритейла базируется на развитии социально-этического маркетинга и дальнейшем его интегрировании в экономическую концепцию построения взаимоотношений между производителем, потребителем, государством и розничной торговлей.
Оценивая состояние системы «население — производитель — государство» в аспекте розничной торговли необходимо учитывать социально-психологическую окраску данного вопроса. Дифференциация населения по уровню доходов не находит отражение в построении розничной торговой сети, что способствует возникновению социальной напряженности.
- Изменение нормативно-правовой базы торговли с целью создания условий для развития малого и среднего бизнеса — основного участника розничного товарооборота.
- 3. Развитие аналитической базы основной и сопутствующей деятельности рынка розничной торговли для трансформации регионального товарооборота в межрегиональную торговую сеть с функционально активной позицией.
Обобщая проблемы и возможности по формированию и развитию социально ориентированного рынка розничной торговли можно составить причинно-следственную модель ритейла (рис. 2).
Рис. 2. Структурно-логическая схема социально ориентированного ритейла
[Разработан автором]
Резюмируя вышесказанное необходимо говорить о необходимости социальной ориентации рынка розничной торговли товаров и услуг для улучшения социально-экономического положения России и выведения ее на новый уровень развития.
- Балаева, О. Н. Управление организациями сферы услуг [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2020. — 155 с.
- Карх, Д.А. Социальная и экономическая эффективность услуг розничной торговли [Текст]: монография / Д.А. Карх. — Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2018. — 304 с.
- Красюк, И.А. (Дудакова, И.А.) Маркетинговая парадигма формирования инфраструктуры розничной торговли в регионах [Текст]: Монография / И.А. Красюк (И.А. Дудакова). — М. : изд-во «Дашков и К», 2008. — 184 с.
- Красюк, И.А. (Дудакова, И.А.) Маркетинговые решения сетевых технологий в розничной торговле [Текст]: монография / И.А. Красюк (И.А. Дудакова). — М. : изд-во «Дашков и К», 2007. — 164 с.
- Новоселов, А. С. Теория региональных рынков [Текст]: учебник / А.С. Новоселов. — Ростов н/Д.: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2020. — 448 с.
- Панкова, Н.В., Иванова, С.В. Концептуальные основы управления социально-экономической эффективностью сферы розничной торговли [текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. С. 108 — 118.
- Панюкова, В.В. Регулирование торговой отрасли как фактор обеспечения социальной устойчивости региона [Текст]: коллективная монография / ФГБОУ ВПО «СПбГТЭУ»; под общ. ред. Н.В. Панковой. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. С. 118 — 133.
- Пшенецкий С.А., Донской А.Д. Роль сферы услуг в экономике России [Текст] / С.А. Пшенецкий, А.Д. Донской // Многополярный мир от науки к практической реализации: состояние и перспективы развития : сборник научных статей по итогам Международной межвузовской научно-практической конференции. 24-25 марта 2023 года. СанктПетербург. – СПб. : Изд-во СПбЦСА, 2023. С 130 — 136.