Роль правильного питания в жизни студента
Журнал Научные высказывания

Роль правильного питания в жизни студента

В данной статье рассматривается вопрос о значении правильного питания в жизни современного студента. Актуальность вопроса обусловлена ежегодным ростом степени активности и целеустремленности обучающихся различных учебных заведений, в связи с чем, с целью нормализации их питания и образа жизни, появляется острая необходимость в решении данной проблемы.

правильное питание
студент
университет
еда
сбалансированное питание
витамины
режим питания
здоровый образ жизни
учеба
образ жизни
здоровье

Здоровый образ жизни – это целый комплекс компонентов и мероприятий, направленных на поддержание нормальной жизнеспособности организма, профилактику болезней и общее укрепление здоровья человека. Все это, бесспорно, помогает человеку оставаться активным, мотивированным и целеустремленным, способствует достижению поставленных целей и задач.

К наиболее важным компонентам здорового образа жизни относятся: режим и распорядок дня, рациональное распределение времени на учебу, работу, отдых и сон, и, разумеется, сбалансированное питание.

Целью работы является определение преимуществ поддержания правильного и рационального питания в студенческой жизни, в сравнении с употреблением обучающимися продуктов иных категорий.

Грамотно сбалансированное питание оказывает влияние не только на физические, но и на умственные и психологические способности каждого человека, в особенности, студентов, как все еще растущих организмов, поскольку от употребляемой ими пищи напрямую зависит обмен веществ и метаболизм. Именно в период обучения происходит формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.

Здоровое питание – это не только про качество, но и про количество, ведь важно не только употреблять в пищу правильные продукты, но и делать это, согласно правильному режиму питания.

В силу нехватки денежных ресурсов и свободного времени в течение учебного дня, в рационе питания большинства студентов, особенно тех, что переезжают на период обучения в общежития или на съемные квартиры, наблюдается значительное снижение употребления мяса, рыбы и свежих овощей и фруктов – а это, в свою очередь, недостаток витаминов С, А, В, В2 и В12.

Наряду с этим, происходит рост потребления мучных и макаронных продуктов, сладостей и блюд быстрого приготовления, в состав которых входит огромное количество ароматизаторов, красителей и усилителей вкуса.

Молодежь при этом, как правило, мало задумывается о последствиях подобного рода питания – они все чаще пропускают приемы пищи, «кусочничают» или же переедают на ночь, пытаясь восполнить все «питательные» пробелы за день.

Так, основными заболеваниями, которые могут быть вызваны неправильным питанием, являются:

  • Болезни желудочно-кишечного тракта:
    • Гастрит;
    • Колит;
    • Гастродуоденит и пр.
  • Алиментарные заболевания:
    • Ожирение;
    • Авитаминозы;
    • Анемия и пр.
  • Атеросклероз;
  • Гипертония;
  • Онкологические заболевания и пр.

Таким образом, во избежание подобных последствий, очень важно не просто знать основы грамотного и рационального питания, но также в максимальной мере стараться их придерживаться.

Так, соотношение белков, жиров и углеводов (далее – БЖУ), согласно общепринятым нормам, должно быть следующим:

Таблица 1 – Идеальный баланс БЖУ на день

№ п/п

Наименование питательного вещества

Идеальное %-ое содержание

Примеры продуктов

1

Белки

30 %

Яйца, мясо, рыба, сыр, бобовые.

2

Жиры

30 %

Натуральные молочные продукты, орехи, авокадо, семечки.

3

Углеводы

40 %

Зерновые, овощи, фрукты, ягоды.

         Система питания обязательно должна быть разнообразной, при этом БЖУ должны поступать в организм как можно более сбалансированно.

Белки играют роль специального строительного материала, способствующего росту и восстановлению живых клеток организма. Жиры важны для улучшения и активизации деятельности головного мозга, регулирования обмена веществ, восстановления сил и энергии. Углеводы, находящиеся в свежих фруктах и овощах, являются источниками огромного числа полезных витаминов и микроэлементов.

Что касается режима питания, то в идеале должно быть 3-4 основных приемов пищи, преимущественно в одно и то же время. Несмотря на желание поспать утром подольше, завтрак у студента должен быть обязательно, причем максимально насыщенный и плотный, поскольку не у всех есть возможность успеть попасть на комплексный обед из-за коротких перерывов или больших очередей в столовых. Если же такая возможность присутствует, то стоит отдать предпочтение полноценной горячей пище, способной восстановить потраченные за первую половину дня силы. На ужин предпочтительнее всего употреблять легкоусвояемые блюда из овощей, круп или молочной продукции. В качестве перекусов удобно брать с собой фрукты, сухофрукты или орехи.

В период экзаменов стоит уделять больше внимания дополнительному добавлению в свой рацион масел – для работоспособности мозга и увеличения концентрации внимания. Справиться с волнением помогает употребление молочного белка (творог, сыр, кефир), поскольку он снижает уровень стресса в организме. При усталости можно выпить тонизирующий зеленый чай с медом и соком лимона.

Как правило, у студентов наблюдается дефицит витамина С, необходимого для укрепления иммунитета и профилактики сезонных заболеваний. Восполнить его недостаток можно, добавив в свой рацион капусту, лук, отвар шиповника или любые цитрусовые.

Обеспечить организм витамином А можно с помощью моркови в салатах или соках. Витамины группы В можно найти в печени говядины, курице, бананах, шпинате, орехах и  бобовых. Употребление в пищу рыбных продуктов позволит обеспечить суточную дозу кобаламинов.

Не стоит забывать и о злаках, которые, благодаря содержащимся в них углеводам и клетчатке, отлично справятся с вопросами очищения организма.

Значение питания в жизни студентов, безусловно, очень велико. Так или иначе, оно оказывает огромное влияние на все жизненно-важные системы органов человека – пищеварительную, нервную, выделительную и другие. Правильное питание и умеренная физическая нагрузка являются гарантией поддержания организма в его наилучшей форме. Главное условие здесь – желание самого студента вести здоровый образ жизни, правильно питаться и заниматься спортом.

Образовательным учреждениям не стоит пренебрегать проведением курсов лекций, семинаров и прочих мероприятий, нацеленных на поднятие уровня культуры питания среди студентов. Благодаря этому, у молодых людей появилась бы возможность подробнее ознакомиться со всей необходимой информацией, касающейся данного вопроса и, возможно, пересмотреть свое представление о здоровом образе жизни. Кроме этого, необходимо более ответственно отнестись к вопросу о предоставлении обучающимся полноценного питания в столовых при образовательных учреждениях и общежитиях.

Список литературы
  1. Балова, С.Л. Комплексный подход в развитии профессиональных компетенций и формировании здорового образа жизни у студентов [Текст] / С.Л. Балова, И.А. Безденежных, Л.В. Воронкина, М.В. Горячева – 1-е изд. – М.: Прометей, 2020 – 190 c.
  2. Влияние дистанционного обучения на состояние здоровья студенческой молодежи Ильницкая Т.А., Ковалева Т.В. В книге: Итоги научно-исследовательской работы за 2021 год. Материалы Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Кубанского ГАУ. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. Краснодар, 2022. С. 476-478.
  3. Зименкова, Ф.Н. Питание и здоровье: учебное пособие для студентов по спецкурсу «Питание и здоровье» [Текст] / Ф. Н. Зименкова – 1‑е изд. – М.: Прометей, 2016 – 168 c.
  4. Методика проведения занятий по плаванию в режиме дистанционного обучения Ковалева Т.В., Ильницкая Т.А. В сборнике: Современные методические подходы к преподаванию дисциплин в условиях эпидемиологических ограничений. Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. Краснодар, 2021. С. 323-324. 
  5. Николаев, В.Ю. Выбор пищи – выбор судьбы [Текст] / В.Ю. Николаев – 1-е изд. – М.: Концептуал, 2022 – 96 c.
  6. Организация тренировочного процесса пловцов в домашних условиях Соболь Ю.В., Ковалева Т.В. В сборнике: Современные методические подходы к преподаванию дисциплин в условиях эпидемиологических ограничений. Сборник статей по материалам учебно-методической конференции. Краснодар, 2021. С. 348-351.