Оценка и самооценка текущего состояния здоровья школьников
Рассмотрено изменение состояния здоровья школьников на основании тестов по самооценке здоровья и проведения ряда анализа данных медосмотра, опроса учащихся и расписания. Даны рекомендации по сохранению и улучшению здоровья.
Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал [1]. Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. Подростковый возраст — это период полового созревания и бурного физического развития. Резкие изменения в строении организма не могут не сказаться на здоровье подростков.
Проблема поддержания и повышения уровня здоровья населения страны стоит сегодня на первом месте. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.
Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни на здоровье человека оценивается в 50 %. Поэтому грамотное отношение к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. Наркомания, алкоголизм, курение, парение и хулиганство подростков является одной из причин снижения здоровья населения, снижения численности детского поколения. А мы прекрасно знаем, что сильное государство – это сильная и здоровая нация.
Кроме этого, подростки не умеют, а подчас и не хотят контролировать и оценивать функциональное состояние своего организма и своевременно выявлять отклонения и корректировать простыми и доступными оздоровительными действиями.
Мы должны задуматься, что успехи детей в умственном и физическом развитии напрямую зависят от показателей здоровья.
Данное исследование включает наблюдение и анализ самочувствия, измерение массы тела, самооценку основных показателей функционального состояния организма, функционирования сердечно-сосудистой системы. Анализ итогов медосмотра и физической подготовленности учащихся; влияние учебной деятельности; анкетирование и анализ занятости учеников.
Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.
К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (рост, масса тела) и функциональные (ЧСС – частота сердечных сокращений; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; частота дыхания; мышечная сила; температура тала).
К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).
Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации
Неутешительными остаются в России показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. [1]
Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма[1]. В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором, компьютером или телефоном. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли[1]. Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств.
Анализ самооценки текущего состояния здоровья школьников по результатам объективных и субъективных показателей. На параллели 8-х классов выборочно (8а, 8в, 8д и 8е) была предложена методика проведения исследования «Самооценка состояния здоровья». После проведения анализа самооценки текущего состояния здоровья было выявлено, что: доля детей в 8-х классах с высоким уровнем состояния здоровья составляет 8 %; доля детей в 8-х классах со средним уровнем состояния здоровья составляет 49 %; доля детей в 8-х классах с низким уровнем состояния здоровья составляет 43 %;
Полученные результаты позволяют актуализировать данную проблему и ставят перед учащимися следующие проблемные вопросы:
- Как можно улучшить состояние здоровья?
- Какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья?
Таким образом, данная работа позволяет обратить внимание школьников на свое здоровье, показать важность изучаемого на уроках биологии материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал личностно значимым.
Из показателей функционального состояния здоровья организма вызывает беспокойство: состояние иммунитета; отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.
Комплекс оздоровительных мероприятий. По результатам самооценки учащимся 8-х классов были предложены следующие рекомендации:
- усилить занятия физкультурой и спортом (обязательно посещать занятия в плавательном бассейне);
- проводить мероприятия закаливания;
- усилить внимание к режиму питания;
Анализ практических работ по изучению состояния здоровья. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому практические работы, организующие различные действия по отношению к своему организму, выполняются подростками с большим интересом. Так, на уроках биологии были проведены ряд практических работ по изучению состояния здоровья и уровня развития организма.
Проанализировав данные, были получены следующие результаты:
- В развитие организма – только 6 человек из 75 учащихся 8-х классов (8 %) имеют нормальную массу тела, остальные либо слабое истощение и истощение – 66 человек (88 %), либо чрезмерный вес – 3 человека (4 %). Это можно объяснить особенностью развития организма в подростковом возрасте -усиленный рост.
- Пропорции телосложения показали, что у 75 % учащихся физическое развитие пропорциональное; у 7 % - относительно малая длина ног; у 8 % - большая длина ног.
- При изучении правильной осанки выяснилось, что у 15 % выраженное нарушение осанки и 17 % не сохраняют правильную осанку при ходьбе.
- При изучении пульса и артериального давления выяснились незначительные расхождения, в основном проявилась норма.
- При определении частоты сердечных сокращений после нагрузки выяснилось, что у 18 % частота сердечных сокращений выше, чем 30 % - сказывается недостаточная тренированность; у большинства – 90 % - ЧСС возвращается к норме 2-3 мин.;
- Выполняя тест на время задержки дыхания, ученики показали хорошие результаты - 100 % учащихся справились с нормативом здорового ребенка, из них 52 % - с нормативом взрослого человека (это можно объяснить достаточно благоприятной экологической обстановкой воздуха в Саянске); выполняя трехфазную пробу профессора Л.Г.Серкина выяснилось, что состояние здоровья у 68 % оценивается как здоров, нетренирован; у 15 % - здоров, тренирован; у 17 % - скрытая недостаточность кровообращения.
- Хорошая физическая работоспособность у 68 % учащихся 9-х классов.
Данные показатели подтвердили правильность самооценки состояния здоровья учащимися. Им было предложено продолжать соблюдать те рекомендации, которые были даны при проведении I этапа работы.
Нельзя обойти стороной и влияние школьных перегрузок на состояние здоровья школьников. Сейчас даже далекие от педагогики люди понимают, что прессинг школьных нагрузок не выдерживает даже здоровый ученик (а в школе их сейчас не более 10 %). Нельзя, конечно, рассматривать школу как главную причину плохого здоровья детей, но результаты медицинских наблюдений убедительно доказывают связь состояния здоровья школьников с объемом учебных нагрузок [3]. Мною была проведена анкета, где учащиеся 8-х классов определяют свое состояние в школе. Большинство учеников – 58 человек (77 %) имеют радостное или сосредоточенное, приподнятое эмоциональное состояние; конфликты с учителями случаются иногда и редко; состояние стресса на уроке испытывает небольшая часть учеников – 16 человек (21 %); в основном дети в школе испытывают состояние радости. 25 человек (33 %) – считают, что школа хорошо влияет на здоровье учащихся; 22 человека (29 %) – почти не влияет; 12 человек (16 %) – плохо влияет; 16 человек (21 %) – не определились с ответом. Но все-таки, 40 человек (53 %) устают к концу недели. Усталыми возращаются домой – 32 человек (42,6 %). На вопрос помогает ли школа тебе заботиться о здоровье, 63 человека (84 %) ответили положительно.
Анализ и оценка влияния собственного образа жизни на состояние здоровья. Наркомания, алкоголизм, курение и парение являются одной из причин снижения здоровья населения, в особенности подростков. После проведения анкетирования среди учащихся 8-х классов (о вредных привычках и их причинах), можно сделать вывод, что 62 % учащихся уже попробовали курить (причем большинство это сделало в 6-7 классах). В настоящее время продолжают курить 17 % учеников 8-х классов. Распивать спиртные напитки пробовали 21 %, отрадно, что регулярно употребляющих спиртные напитки нет. Наркотики, психоактивные вещества и вейпы пробовали 13 % учащихся (причем большая часть в первый раз это сделали в 7-8 классах). Лишь 7% учеников 8-х классов продолжают время от времени употреблять их. На вопрос: почему я это сделал? Большинство ответили: из любопытства (53 %); желание быть взрослее (45 %). Называли и другие причины: модно, из-за скуки, подражания, стремление к самоутверждению.
Выводы: Наибольший рост заболеваемости подростков в России отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, болезни органов пищеварения.
Причинами развития этих нарушений являются неправильный
режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.
Вызывает беспокойство в состоянии здоровья учащихся 8-х классов СОШ №69 следующие показатели: состояние иммунитета; отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.
- У 9 человек (13 %) выявлено нарушение осанки.
- У 13 человек (18 %) выявлено нарушение зрения. Причем цифра увеличилась на 6 % в течение года.
- У 26 человек (37 %) проявляются ЛОР- патологии.
- У 21 человека (29,5 %) человека – диффузное увеличение щитовидной железы.
- У 7 человек (9,8 %) – функциональные шумы сердца.
- 17 % учеников ухудшают свое здоровье из-за пристрастия к никотину, а 7 % - к наркогенным и психоактивным веществам и вейпу.
- Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают.
- Неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию с осанкой и общим состоянием здоровья.
- В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма.
- Частое использование в обучении и в повседневной жизни электронных гаджетов снижает общее состояние здоровья подростков: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли
Предложения. Рекомендовать учащимся:
- Продолжать активные занятия физкультурой и спортом.
- Проводить мероприятия по закаливанию организма постоянно.
- Усилить внимание к режиму питания, особенно поступлению йода с продуктами питания в организм. Употреблять больше белковой и витаминизированной пищи, растительной клетчатки, и снизить количество потребляемых быстрых углеводов.
- Ужесточить требования к соблюдению режима дня.
- Научиться контролировать и при необходимости понижать высокий уровень эмоционального напряжения.
- Контролировать время, проведенное за телевизором, компьютером и телефоном.
- Выйти с предложениями к учителям о том, чтобы на уроках во время проведения физкультминуток больше внимания уделялось гимнастики для глаз.
- Обратиться к родителям и администрации школы с просьбой витаминизировать, по возможности, школьные обеды.
- Усилить работу классных руководителей с учащимися и родителями по пропаганде активного образа жизни.
- Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
- Журнал «Здоровье детей» №22, 2003 г. Издательский дом «Первое сентября»: Особенности подросткового возраста Александр ИЛЬИН, кандидат медицинских наук.
- Журнал «Директор школы» №7, 2000 г., с. 40. «Школьные реформы: взгляд врача-гигиениста» М. Степанова.
- Ильницкая А.И. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология».; №1).
- Лернер Е. Раскрытие взаимосвязи экологического и гигиенического содержания в курсе биологии восьмого класса средней школы: Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.02. – М., 1987.
- Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х тт. – М.: Астрель, 2004.
- Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
- Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4.3648-20).
- Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (СанПиН 1.2.3685-21)
- Федорова М.З., Кучменко В.С. Экология человека. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004.
- https://angarsk-gb.ru/news/6523 - Здоровье подростка (angarsk-gb.ru)