Оценка и самооценка текущего состояния здоровья школьников
Журнал Научные высказывания

Оценка и самооценка текущего состояния здоровья школьников

Рассмотрено изменение состояния здоровья школьников на основании тестов по самооценке здоровья и проведения ряда анализа данных медосмотра, опроса учащихся и расписания. Даны рекомендации по сохранению и улучшению здоровья.

объективные и субъективные показатели здоровья
здоровье
подросток
причины изменения состояния здоровья

Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал [1]. Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма. Подростковый возраст — это период полового созревания и бурного физического развития. Резкие изменения в строении организма не могут не сказаться на здоровье подростков.

Проблема поддержания и повышения уровня здоровья населения страны стоит сегодня на первом месте. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения.

Как известно, здоровье человека определяется комплексом факторов: наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни (степенью удовлетворения потребностей), образом жизни человека. При этом, по мнению ученых, доля влияния образа жизни на здоровье человека оценивается в 50 %. Поэтому грамотное отношение к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.

Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной проблемой, обостренной в настоящее время сложными экономическими и экологическими условиями. Наркомания, алкоголизм, курение, парение и хулиганство подростков является одной из причин снижения здоровья населения, снижения численности детского поколения. А мы прекрасно знаем, что сильное государство – это сильная и здоровая нация.

Кроме этого, подростки не умеют, а подчас и не хотят контролировать и оценивать функциональное состояние своего организма и своевременно выявлять отклонения и корректировать простыми и доступными оздоровительными действиями.

Мы должны задуматься, что успехи детей в умственном и физическом развитии напрямую зависят от показателей здоровья.

Данное исследование включает наблюдение и анализ самочувствия, измерение массы тела, самооценку основных показателей функционального состояния организма, функционирования сердечно-сосудистой системы. Анализ итогов медосмотра и физической подготовленности учащихся; влияние учебной деятельности; анкетирование и анализ занятости учеников.

Состояние здоровья организма наиболее полно определяется при квалифицированном врачебном контроле. Однако существенным дополнением к нему может быть самоконтроль текущего состояния здоровья, который позволяет своевременно выявлять имеющиеся отклонения.

К объективным показателям функционального состояния здоровья относят морфологические (рост, масса тела) и функциональные (ЧСС – частота сердечных сокращений; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; частота дыхания; мышечная сила; температура тала).

К субъективным характеристикам жизнедеятельности организма относят самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение (психоэмоциональное состояние).

Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

Неутешительными остаются в России показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах. [1]

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма[1]. В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором, компьютером или телефоном. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли[1]. Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств.

Анализ самооценки текущего состояния здоровья школьников по результатам объективных и субъективных показателей. На параллели 8-х классов выборочно (8а, 8в, 8д и 8е) была предложена методика проведения исследования «Самооценка состояния здоровья». После проведения анализа самооценки текущего состояния здоровья было выявлено, что: доля детей в 8-х классах с высоким уровнем состояния здоровья составляет 8 %; доля детей в 8-х классах со средним уровнем состояния здоровья составляет 49 %; доля детей в 8-х классах с низким уровнем состояния здоровья составляет 43 %;

Полученные результаты позволяют актуализировать данную проблему и ставят перед учащимися следующие проблемные вопросы:

  • Как можно улучшить состояние здоровья?
  • Какой образ жизни будет способствовать сохранению и укреплению здоровья?

    Таким образом, данная работа позволяет обратить внимание школьников на свое здоровье, показать важность изучаемого на уроках биологии материала для сохранения и укрепления здоровья, сделать изучаемый материал личностно значимым.

Из показателей функционального состояния здоровья организма вызывает беспокойство: состояние иммунитета; отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.

Комплекс оздоровительных мероприятий. По результатам самооценки учащимся 8-х классов были предложены следующие рекомендации:

  • усилить занятия физкультурой и спортом (обязательно посещать занятия в плавательном бассейне);
  • проводить мероприятия закаливания;
  • усилить внимание к режиму питания;

Анализ практических работ по изучению состояния здоровья. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности становится рефлексивная, направленная на осознание человеком своей индивидуальности. Поэтому практические работы, организующие различные действия по отношению к своему организму, выполняются подростками с большим интересом. Так, на уроках биологии были проведены ряд практических работ по изучению состояния здоровья и уровня развития организма.

Проанализировав данные, были получены следующие результаты:

  1. В развитие организма – только 6 человек из 75 учащихся 8-х классов (8 %) имеют нормальную массу тела, остальные либо слабое истощение и истощение – 66 человек (88 %), либо чрезмерный вес – 3 человека (4 %). Это можно объяснить особенностью развития организма в подростковом возрасте -усиленный рост.
  2. Пропорции телосложения показали, что у 75 % учащихся физическое развитие пропорциональное; у 7 % - относительно малая длина ног; у 8 % - большая длина ног.
  3. При изучении правильной осанки выяснилось, что у 15 % выраженное нарушение осанки и 17 % не сохраняют правильную осанку при ходьбе.
  4. При изучении пульса и артериального давления выяснились незначительные расхождения, в основном проявилась норма.
  5. При определении частоты сердечных сокращений после нагрузки выяснилось, что у 18 % частота сердечных сокращений выше, чем 30 % - сказывается недостаточная тренированность; у большинства – 90 % - ЧСС возвращается к норме 2-3 мин.;
  6. Выполняя тест на время задержки дыхания, ученики показали хорошие результаты - 100 % учащихся справились с нормативом здорового ребенка, из них 52 % - с нормативом взрослого человека (это можно объяснить достаточно благоприятной экологической обстановкой воздуха в Саянске); выполняя трехфазную пробу профессора Л.Г.Серкина выяснилось, что состояние здоровья у 68 % оценивается как здоров, нетренирован; у 15 % - здоров, тренирован; у 17 % - скрытая недостаточность кровообращения.
  7. Хорошая физическая работоспособность у 68 % учащихся 9-х классов.

Данные показатели подтвердили правильность самооценки состояния здоровья учащимися. Им было предложено продолжать соблюдать те рекомендации, которые были даны при проведении I этапа работы.

Нельзя обойти стороной и влияние школьных перегрузок на состояние здоровья школьников. Сейчас даже далекие от педагогики люди понимают, что прессинг школьных нагрузок не выдерживает даже здоровый ученик (а в школе их сейчас не более 10 %). Нельзя, конечно, рассматривать школу как главную причину плохого здоровья детей, но результаты медицинских наблюдений убедительно доказывают связь состояния здоровья школьников с объемом учебных нагрузок [3]. Мною была проведена анкета, где учащиеся 8-х классов определяют свое состояние в школе. Большинство учеников – 58 человек (77 %) имеют радостное или сосредоточенное, приподнятое эмоциональное состояние; конфликты с учителями случаются иногда и редко; состояние стресса на уроке испытывает небольшая часть учеников – 16 человек (21 %); в основном дети в школе испытывают состояние радости. 25 человек (33 %) – считают, что школа хорошо влияет на здоровье учащихся; 22 человека (29 %) – почти не влияет; 12 человек (16 %) – плохо влияет; 16 человек (21 %) – не определились с ответом. Но все-таки, 40 человек (53 %) устают к концу недели. Усталыми возращаются домой – 32 человек (42,6 %). На вопрос помогает ли школа тебе заботиться о здоровье, 63 человека (84 %) ответили положительно.

Анализ и оценка влияния собственного образа жизни на состояние здоровья. Наркомания, алкоголизм, курение и парение являются одной из причин снижения здоровья населения, в особенности подростков. После проведения анкетирования среди учащихся 8-х классов (о вредных привычках и их причинах), можно сделать вывод, что 62 % учащихся уже попробовали курить (причем большинство это сделало в 6-7 классах). В настоящее время продолжают курить 17 % учеников 8-х классов. Распивать спиртные напитки пробовали 21 %, отрадно, что регулярно употребляющих спиртные напитки нет. Наркотики, психоактивные вещества и вейпы пробовали 13 % учащихся (причем большая часть в первый раз это сделали в 7-8 классах). Лишь 7% учеников 8-х классов продолжают время от времени употреблять их. На вопрос: почему я это сделал?  Большинство ответили: из любопытства (53 %); желание быть взрослее (45 %). Называли и другие причины: модно, из-за скуки, подражания, стремление к самоутверждению.

Выводы: Наибольший рост заболеваемости подростков в России отмечается по классам так называемых «школьных» болезней, наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, болезни органов пищеварения.

Причинами развития этих нарушений являются неправильный

режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов.

Вызывает беспокойство в состоянии здоровья учащихся 8-х классов СОШ №69 следующие показатели: состояние иммунитета;                                        отклонение в массе тела (недостаточная масса); состояние кожных покровов и их образований.

  1. У 9 человек (13 %) выявлено нарушение осанки.
  2. У 13 человек (18 %) выявлено нарушение зрения. Причем цифра увеличилась на 6 % в течение года.
  3. У 26 человек (37 %) проявляются ЛОР- патологии.
  4. У 21 человека (29,5 %) человека – диффузное увеличение щитовидной железы.
  5. У 7 человек (9,8 %) – функциональные шумы сердца. 
  6. 17 % учеников ухудшают свое здоровье из-за пристрастия к никотину, а 7 % - к наркогенным и психоактивным веществам и вейпу. 
  7. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают.
  8. Неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию с осанкой и общим состоянием здоровья.
  9. В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма.
  10. Частое использование в обучении и в повседневной жизни электронных гаджетов снижает общее состояние здоровья подростков: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли

Предложения. Рекомендовать учащимся:

  • Продолжать активные занятия физкультурой и спортом.
  • Проводить мероприятия по закаливанию организма постоянно.
  • Усилить внимание к режиму питания, особенно поступлению йода с продуктами питания в организм. Употреблять больше белковой и витаминизированной пищи, растительной клетчатки, и снизить количество потребляемых быстрых углеводов.
  • Ужесточить требования к соблюдению режима дня.
  • Научиться контролировать и при необходимости понижать высокий уровень эмоционального напряжения.
  • Контролировать время, проведенное за телевизором, компьютером и телефоном.
  • Выйти с предложениями к учителям о том, чтобы на уроках во время проведения физкультминуток больше внимания уделялось гимнастики для глаз.
  • Обратиться к родителям и администрации школы с просьбой витаминизировать, по возможности, школьные обеды.
  • Усилить работу классных руководителей с учащимися и родителями по пропаганде активного образа жизни.
Список литературы
  1. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
  2. Журнал «Здоровье детей» №22, 2003 г. Издательский дом «Первое сентября»: Особенности подросткового возраста Александр ИЛЬИН, кандидат медицинских наук.
  3. Журнал «Директор школы» №7, 2000 г., с. 40. «Школьные реформы: взгляд врача-гигиениста» М. Степанова.
  4. Ильницкая А.И. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. «Педагогика и психология».; №1).
  5. Лернер Е. Раскрытие взаимосвязи экологического и гигиенического содержания в курсе биологии восьмого класса средней школы: Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.02. – М., 1987.
  6. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении. В 3-х тт. – М.: Астрель, 2004.
  7. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.  
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 (СП 2.4.3648-20).
  9. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (СанПиН 1.2.3685-21)
  10. Федорова М.З., Кучменко В.С. Экология человека. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2004.
  11. https://angarsk-gb.ru/news/6523 - Здоровье подростка (angarsk-gb.ru)
международный научный журнал

Научные высказывания #68

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 27 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
10 января