БУДУЩЕЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОСТАВОК: ТЕНДЕНЦИИ В ЛОГИСТИКЕ ИЗ КИТАЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЙ РЫНОК
Журнал Научные высказывания

БУДУЩЕЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОСТАВОК: ТЕНДЕНЦИИ В ЛОГИСТИКЕ ИЗ КИТАЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЙ РЫНОК

В данной статье исследуются ключевые тенденции в области логистики, возникающие в Китае в контексте глобальных поставок, а также их влияние на мировой рынок. Актуальность темы объясняется возрастанием роли Китая как одного из ведущих игроков на международной арене, а также значительными изменениями в структуре мировой логистики, вызванными новыми технологиями, политическими факторами и изменением потребительских предпочтений.

тенденции
Логистика
логистические цепи
глобальные цепочки поставок
международный рынок

Китай на протяжении последних трех десятилетий демонстрирует устойчивый экономический рост, что обстоятельно меняет динамику глобальных поставок. Страна стала не только крупным производителем, но и важным логистическим узлом, обеспечивающим доставку товаров по всему миру. С появлением новых технологий, изменениями в внешнеэкономической политике и изменениям потребительских ожиданий, китайская логистика находит новые формы и методы работы, что напрямую сказывается на мировом рынке.

Среди основополагающих тенденций в китайской логистике можно выделить цифровизацию. Внедрение технологий, таких как интернет вещей (IoT), большие данные и искусственный интеллект, позволяет оптимизировать процессы складирования, распределения и перевозки товаров. Применение систем управления цепочками поставок (SCM) на основе облачных технологий делает возможным реализацию прозрачности на всех уровнях логистических операций.

Alibaba Group, одна из крупнейших e-commerce компаний в мире, владеет логистической площадкой Cainiao. Cainiao использует технологии больших данных и искусственного интеллекта для анализа покупателей и оптимизации логистических маршрутов. Система отслеживания грузов в реальном времени позволяет китайским и международным клиентам получать актуальную информацию о статусе доставки в любое время.Такие технологии позволяют значительно сократить время доставки, что увеличивает удовлетворенность клиентов и может привлечь больше международных партнеров, тем самым усиливая позицию Китая на глобальном рынке.

С учетом мировых трендов, Китай активно продвигает стратегии устойчивого развития, включая «зеленую» логистику. Это предполагает применение экологически чистых транспортных средств, использование возобновляемых источников энергии на складах и оптимизацию маршрутов для уменьшения углеродного следа. Частота применения таких методов становится важным критерием для многих мировых компаний, стремящихся к экологически устойчивому развитию.

JD.com внедряет экологически чистые технологии в свою логистику, включая использование электрических транспортных средств для доставки и адаптацию центров распределения на основе принципов устойчивого развития. Компания активно развивает сеть «умных» складов, которые используют возобновляемые источники энергии и автоматизированные системы для эффективного управления.

Сокращение углеродного следа и использование зеленых технологий делают JD.com более привлекательной для экологически сознательных потребителей и бизнес-партнеров, усиливая международную репутацию компании.

Китай также делает масштабные инвестиции в обновление и расширение своей инфраструктуры. Проекты, такие как «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative), направлены на создание новых транспортных коридоров и улучшение существующих, что увеличивает пропускную способность и снижает логистические издержки. Эти инвестиции способствуют увеличению доли Китая на международных товарных рынках.

Порт Ухань на реке Янцзы стал частью инициативы «Один пояс, один путь». Его развитие включает модернизацию транспортных путей, создание логистических хабов и улучшение связи с другими регионами Китая и мира. Строительство новых контейнерных терминалов позволяет значительно увеличить ёмкость и скорость перевалки грузов. Улучшая доступ к одному из крупнейших внутренних портов, Китай создает более эффективные маршруты для экспортных операций, что влияет на глобальные торговые цепочки и снижает логистические издержки для международных клиентов.

Изменения в потребительских предпочтениях также диктуют новые правила логистики. Увеличение спроса на e-commerce привело к необходимости формирования быстрых и гибких логистических систем. Китайские компании, такие как Alibaba и JD.com, внедряют новые решения для интерактивной доставки, включая использование дронов и беспилотных автомобилей.

SHEIN, китайская интернет-магазин одежды, успешно приспосабливается к требованиям e-commerce. Компания использует модель «быстрого модного» ритейла, которая позволяет обновлять ассортимент каждые несколько недель. SHEIN использует локальные склады в различных регионах (например, в США и Европе), что обеспечивает быструю доставку товаров. Гибкость модели SHEIN позволяет ей быстро реагировать на меняющиеся тренды, что привлекает молодежную аудиторию и укрепляет её позиции на международных рынках. Это также побуждает другие бренды адаптировать свои логистические стратегии.

Китайская логистика значительно повышает конкурентоспособность китайских товаров на международных рынках, что приводит к росту воздействия традиционных поставщиков. Это создает вызовы для стран, в которых концентрация производства и поставок осуществляется исторически. Данные изменения требуют адаптации бизнес-моделей и логистических стратегий для поддержания конкурентоспособности.

С учетом вышеописанных тенденций в логистике, наблюдается смещение глобальных торговых маршрутов. На пути товаропотока возникают новые порты и транспортные узлы, что формирует альтернативные каналы поставки, уменьшая зависимость от традиционных маршрутов, таких как трансатлантические или трансеазиатские логистические цепи.

Сложности, вызванные пандемией COVID-19, выявили уязвимости в глобальных цепочках поставок. Компании начали более осторожно подходить к выбору поставщиков и логистических партнеров, учитывая риски, связанные со сбоем в доставках. В результате это может привести к диверсификации поставок и большему вниманию к локальным производителям.

Во время пандемии COVID-19 наблюдалось значительное увеличение использования контейнерных перевозок из Китая, что привело к перенаправлению грузовых потоков через порты, например, через Шанхай и Нинбо. Инфраструктура этих портов была адаптирована для обработки увеличенного объема грузов, что позволило им стать ключевыми узлами в восстановлении глобальной торговли. Изменение привычных торговых маршрутов и зависимостей от других портов улучшают логистическую гибкость и устойчивость забросов в цепочках поставок, что создает новые возможности для международной торговли.

Тенденции в логистике из Китая кардинально меняют мировую экономическую карту. Потенциал цифровизации, устойчивое развитие, активные инвестиции в инфраструктуру и гибкость в отношении потребительского спроса — все это создает новые возможности и вызовы для участников глобального рынка. Важно учитывать, что успешная адаптация к этим изменениям возможна только через интеграцию новых технологий, стратегий и более глубокого понимания мировых трендов. В конечном итоге, дальнейшие исследования в этой области необходимы для обеспечения устойчивого и конкурентоспособного развития глобальных цепочек поставок.

Список литературы
  1. Акимова О.Е. Перспективы торгово-экономического сотрудничества России и Китая / О.Е. Акимова, В.В. Исаев // Изв. Волгогр. гос. техн. ун-та. – 2020. –No11 (114). – С.51–55.
  2. Ань Чжао Чжэнь. Эффективный путь к всестороннему развитию экономических связей между Китаем и Россией / Ань Чжао Чжэнь, Д.В. Суслов // Власть и упр. на Востоке России. – Хабаровск, 2021. – No4. – С.14– 20.
  3. В.В. Путин: Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи и выстраивать новые логистические коридоры // URL: http://russian.people.com.cn/ n3/2023/0222/c31519-10211113 (Дата обращения: 05.11.2024)
международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 20 мая
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
29 мая