Развитие познавательных способностей школьника в экологическом проекте
Журнал Научные высказывания

Развитие познавательных способностей школьника в экологическом проекте

В статье рассмотрены формы, методы работы, которые применяются в экологическом проекте для развития познавательных способностей школьников  младших классов МОУ «Санаторно-лесная школа имени В.И. Шарова», которые   не выделяются яркими, очевидными достижениями, но  имеют внутренние предпосылки в экологической деятельности. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей исследуемая проблема имеет личностную ценность, она должна соответствовать интересам и потребностям ученика. Познание как деятельность связана с переходом внутренних действий во внешние действия для  воплощения замыслов в реальности. Здесь, когда «мысль проникает в суть объекта мышления, наступает понимание» [1]. Мотивацией к осуществлению познавательной деятельности является любознательность[6,7]. Вопросы развития познавательных  способностей достаточно изучены  в трудах психологов Б. Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, а также  педагогов К. Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует[8]. Остается нерешенным вопрос,  как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности, когда процессы познания  у младших школьников неустойчивы. Важно, что индивидуальные особенности и уровень их развития формируется в самостоятельной деятельности при выполнении определённых принципов в проектной деятельности: естественность; осознанность, самостоятельность, наглядность, культурная сообразность. Познавательные способности являются не только  процессами, отражающими и переводящими план в реальные  действия, это также состояния.

 Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Работа над проектом начинается в школе, затем по возможности дети продолжают ее дома, а защита проекта с презентацией осуществляется на уроке. При представлении проекта оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся.

проект
развитие
познавательные способности
школьники
карта личностного роста
мероприятия
охрана природы

В национальной  образовательной  инициативе «Наша новая школа» заключена идея создания условий для оптимального развития личности,   способности творчески мыслить, находить нестандартные решения, в умении выбирать профессиональный путь, в готовности обучаться в течение всей жизни. Обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей [Программа, 2001, с. 14].

Работа по проекту «Время правильно действовать в сфере экологии» направлена для социализации детей школьного возраста средствами экологического воспитания, формирования экологической культуры на основе краеведческой деятельности, приобщение к традициям, экологии родного края [9, с. 22].

Учреждение интернатного типа МОУ «Санаторно-лесная школа им. В. И. Шарова» – образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся – создано с целью оказания помощи семье в воспитании, формировании навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Важно отметить, что каждый воспитанник, который находится в санаторно-лесной школе, требует особого подхода к осуществлению выбора направления его работы, а также созданию оптимальных педагогических условий для гармоничного развития высокомотивированных воспитанников в творческой самореализации.

Среди воспитанников, начиная с младших классов, возникла проблемная ситуация, проявляющаяся в их низком уровне развития в коммуникативной сфере, недостаточно произвольном поведении, трудностях социализации. Однако именно эти воспитанники имеют потребность и проявляют интерес к проведению самостоятельных исследований по экологическому направлению (изучение экосистемы соснового леса). Благодаря проекту «Время правильно действовать в сфере экологии» появляется реальная возможность решить проблему развития познавательных способностей воспитанников.

Основная цель проекта «Время правильно действовать в экологии» направлена на  выявление, поддержку, развитие познавательных способностей школьников младших классов с помощью органов чувств. Главное в   проекте  создать творческую среду, общение через диалог, доверительные отношения между всеми участниками, договорённость взаимной ответственности, решение проблем личности школьников младших классов.

В задачи проекта вошли вопросы: Вовлечение участников в проект для решения вопросов социализации детей; формирование экологических знаний о биоразнообразии родного края во время экскурсии «Путешествие по экологической тропе памятника природы»; воспринимать гармонию природы через органы чувств: зрения, обоняния, осязания – на экскурсии «Тропою чувств»; слуха – на экскурсии «Звуки природы»; сформировать понятия «Я – часть природы»,  определив черты сходства человека с живой природой; развить навыков заботы о природе – посадка именных деревьев; провести анализ решения вопросов социализации детей, приобщение к традициям, культуре, истории и экологии родного края («В гармонии с природой»).

В экологической проектной деятельности среди младших школьников следует «развивать образное мышление и творческое воображение; воспитывать доброе отношение к природе» [3, с. 54].

Важно отметить, что «использование приемов продуктивных технологий поможет способствовать формированию у младших школьников ценностного отношения к обучению, мотивации к учебной деятельности, формированию самостоятельности и ответственности» [5, с. 86].С помощью современных продуктивных технологий возможны новые способы решения проблем воспитанников: проведение познавательных индивидуальных бесед, экологических экскурсий в природу с развитием органов чувств, выполнение индивидуальных творческих работ в течение семи месяцев. Продуктивная экологическая деятельность «с помощью … последовательных шагов с четко определёнными результатами», снимет у детей эмоциональную неуравновешенность, неудовлетворённость в волевой сфере, происходит интеграция качеств личности воспитанников – овладение социальными нормами, правилами поведения детей в познавательной и коммуникативной сферах. [4, с. 16,37].

Ожидаемые результаты проекта «Время правильно действовать в сфере экологии».

Расширение социальной среды развития познавательных способностей школьников младших классов  позволит создать возможность для детей реализовать себя в процессе деятельности: в мероприятиях,  экскурсиях, в посадке деревьев и уходе за ними, беседе, рассказе, в  оформлении рисунка, в  диалоге и в общении с другими детьми, а также при оформлении «Карты личностного роста».

У детей разовьётся активность, повысится самооценка, это отразится в развитии познавательных интересов и их социализации. Воспитанник будет знать: определение и законы экологии; основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры), взаимосвязи; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); способы сохранения окружающей природы; методы: наблюдение, фиксация результатов в творческих работах.

Воспитанник будет уметь: выполнять правила экологически целесообразного поведения в природе; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды; осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей среде; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности; при оформлении «Карты личностного роста» проводить наблюдение, фиксировать результаты в творческих работах, развивать экологическую одарённость в проекте.

Воспитанник сможет владеть: творческими навыками по проекту, практическими навыками посадки и ухода за деревьями как живыми организмами.

Руководители и участники проекта «Время правильно действовать в сфере экологии» разработали Модель экологической одарённости воспитанника – участника проекта:

Сформировано представление о себе – ощущение сопричастности с миром и природой; принятие и соблюдение норм экологических систем, успешная социализация.

Проявлен поведенческий компонент – включенность и практическое освоение нового экологического пространства, способность к ответственному поведению в различных экологических системах, в социуме.

Выявлена потребность  решения задач – умение задавать вопросы; делать систематизацию информации по признакам объектов природы.

Решается проблемная ситуация между тем, что дано, и что должно быть достигнуто; умение наблюдать, описать, предложить решение.

Отражены противоречия с помощью знаков, рисунков, диалога, плакатов, стихов, сочинений, фотографий.

Осуществлена рефлексия – готовность, способность делать поступки по охране природы.

Количественные результаты: участники – 15 воспитанников с 1 по 4 классы, которые проявили интерес и активность в семи мероприятиях проекта: «Мир вокруг нас»; «Путешествие по экологической тропе памятника природы»; «Тропою чувств»; «Звуки природы»; «Я – часть природы»; Посадка именных деревьев; Конференция по итогам проекта.

Был прослушан цикл Бесед:

Экологическая культура: что такое экологическая культура? её составляющие? история возникновения экологической культуры? значение экологической культуры для человека?

Памятник природы. Экологическая тропа: назовите виды особо охраняемых природных территорий? памятник природы – это лес? какие есть памятники природы рядом?

Тропою чувств: запахи в природе и их роль? цвета и формы в природе? ощущение живых организмов в природе? прикосновение к различным растениям на экологической тропе? описание наблюдений.

Тропою чувств: звуки природы? виды звуков в природе? особенности пения птиц? мелодии в природе? описание наблюдений за природой.

Человек – часть природы: традиции и экология родного края? черты строения человека как части природы? роль человека в природе? что берёт человек у природы? сколько берёт человек у природы? поговорки, пословицы об экологии? традиционные праздники в родном крае.

Как посадить дерево: готовность дерева к пересадке? как посадить дерево? как ухаживать за деревом? что означает «именное» дерево?

Качественные показатели проекта «Время правильно действовать в сфере экологии». Подтверждение результативности определяется следующими методами и технологиями: соцопрос, анкетирование, тестирование, первичные и вторичные исследования. Динамика познавательных, коммуникативных, личностных характеристик социализации и развития одарённости у воспитанников проекта изменилась в положительную сторону (с 49 до 85 %).

При реализации проекта «Время правильно действовать в сфере экологии» возник союз детей, их родителей, педагогов. В 2021 г. по инициативе одарённых детей будет расширен круг взаимодействия в природу родного края. Важно отметить, что воспитанники проявили интерес в проектах 2019–2021гг.

Информация о ходе проекта размещена на сайте МОУ; сайте ЦС ВООП, в газете «Окно в НКО» № 8(220) август 2019 г., №1 (225) январь 2020 г., на портале НКО по Ярославской области; в местной газете и радио https://nko76.ru/radioefiry/deyatelnost-nko-v-sfere-ekologii.html, https://vesti-yaroslavl.ru/radio/radio-rossii-yaroslavl/delu-vremya/item/40706-delu-vremya-ot-14-02-2020-11-10. По проекту создана группа в социальных сетях Facebook, «Одноклассники» (OK.ru); выложено видео https://nko76.ru/teleefiry/programma-ot-09082017-irina-orlova.html.

В социальных сетях инициативная  группа проекта «Время правильно действовать в сфере экологии» согласует план дальнейших действий.

Выводы. Выполнены оптимальные педагогические условия проекта «Время правильно действовать в сфере экологии»:

Созданы новые продукты – «Карта личностного роста», в которую заносятся результаты самоорганизации, целеустремлённости, работоспособности по теме прохождения этапов проекта (в виде рисунка, сочинения, стихотворения, плаката, рассказа, схемы, символа), благодаря чему формируется уважение к другим, способность к сотрудничеству, эти работы затем демонстрируются перед следующим мероприятием; Методические рекомендации для педагогов, студентов, родителей в дополнительном образовании по развитию познавательных способностей воспитанников.

Сделано своевременное информирование участников проекта: детей, их родителей, педагогов, партнеров в СМИ, социальных сетях. Реализация проекта создаст новую социальную среду для младшего школьного возраста.

Определена эффективность развития познавательных способностей воспитанника: экологическое мышление, активная позиция, лидерские качества, повысится самооценка, это отразится в поведении со сверстниками, общении с родителями, педагогами, в отношении к Миру и к себе как части Мира.

Благодаря проекту продолжится участие в ежегодных Всероссийских экологических субботниках «Зелёная Весна», а также участие в разработке экологических троп в памятниках природы Ярославля. На конференциях школьников «Открытие», «Отечество», «Сабанеевские чтения» воспитанники МОУ «Санаторно-лесная школа им. В. И. Шарова» поделятся результатами своими творческих проектов. Для решения проблем охраны окружающей среды продолжится посадка деревьев детьми совместно с родителями, которые будут переведены в рекреационные зоны.

Список литературы
  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб. 2001.- 288с. https://hum.uch-lit.ru/pedagogika-psihologiya/ananev-b-g-chelovek-kak-predmet-poznaniya-onlayn,
  2. Балин А. В. Использование инновационных методов в образовании // Молодой ученый. 2014. № 2(61).С. 724–725.
  3. Вечтомова Н. В. Сценарий интеллектуальной экологической игры "Юные знатоки природы" // Дополнительное образование и воспитание. 2018. № 8. С. 54–62.
  4. Козлова Н.А. Формирование познавательной активности младших школьников средствами продуктивного образования// Наука-образование. Журнал  для студентов и преподавателей «StudNet». 2020. № 12(61).С. 1637–1642.
  5. Котлярова Т.С., Федотовская М.Н., Савина Н.В. Продуктивные технологии как способ формирования универсальных учебных действий // Науки о человеке: гуманитарные исследования. Науки об образовании. 2019. № 1(7).С. 86-90.
  6. Познавательные способности. https://fb.ru/article/447246/poznavatelnyie-sposobnosti---eto-ponyatie-opredelenie-urovni-sposobnostey-i-metodyi-razvitiya
  7. Познавательные способности: сущность, понятие, способы развития https://poisk-ru.ru/s18660t17.html
  8. Познавательные способности младших школьников  https://multiurok.ru/files/stat-ia-poznavatiel-nyie-sposobnosti-mladshikh-shk.html
  9. Суворова Г.М. Экологические проекты. Экологические истории Ярославии : методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Ярославль : [б.и.], 2019. С. 22–31.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября