Методика подготовки к выполнению заданий ЕГЭ по обществознанию на приведение примеров
Данная статья посвящена вопросу формирования у современных выпускников 11-ых классов умений работы с примерами при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию (№19, №25). В ней рассматриваются основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при работе с заданиями. Определены содержательные характеристики понятия «пример» в структуре ЕГЭ по обществознанию. Предложены приемы работы с примерами на уроках обществознания для повышения уровня эффективности подготовки к экзамену.
На сегодняшний день Единый Государственный экзамен – «смысл жизни» современных школьников, их родителей и учителей. Ставший обязательным еще в 2009 году, с тех пор, казалось бы, должен быть изучен и исследован во всех аспектах. Тем не менее, говоря об экзамене по обществознанию, сейчас достаточно мало трудов, посвященных проблемам, которые возникают у учащихся при выполнении заданий высокого уровня сложности. Нас интересует область проблем, связанная с выполнением заданий №19 и №25. Они ориентированы на проверку умения у учащихся конкретизировать с помощью примеров те или иные теоретические положения и понятия общественных наук. В этих условиях проблема, поднимаемая в нашей статье, приобретает значительную актуальность.
Во-первых, учащиеся испытывают затруднения при приведении примеров, т.к. не представляют, как он должен выглядеть, и зачастую не понимают, что от них требует в задании фраза «пример должен быть сформулирован развернуто». Так как сейчас не существует конкретных, неразмытых критериев, которым должен соответствовать пример, эксперты, проверяющие экзаменационные работы, весьма часто не могут выставить объективный балл за выполнение задания.
Во-вторых, умение правильно и корректно приводить примеры необходимо, на наш взгляд, не только для успешного выполнения заданий ЕГЭ, но и для повседневной действительности. Ни один предмет из школьной программы, по нашему мнению, не ориентирован на реальную жизнь человека в той степени, как приближено к ней обществознание. Рациональное апеллирование примерами помогает людям ориентироваться в различных жизненных ситуациях, решать сложные задачи и справляться с трудностями. Особенно это актуально для выпускников школ, которые вступают в новый важный этап своей жизни, когда нужно быть в несколько раз грамотнее, эрудированнее и сильнее.
Таким образом, целью нашей работы является составление методического сопровождения для формирования умения приводить примеры в заданиях ЕГЭ, основанное на подборе наиболее эффективных приемов работы с примерами на уроках обществознания.
Перед нами стоит задача определить, как трактуется понятие «пример» в структуре ЕГЭ по обществознанию. Основными документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ ЕГЭ, являются его кодификаторы и спецификации. Основываясь на положении спецификатора КИМ о том, что задание №19 проверяет умение конкретизировать примерами отдельные положения текста с опорой на контекстные обществоведческие знания [1, с. 6], мы можем сказать, что «пример» - это некоторая содержательная единица, включающая информацию о конкретном событии или явлении с уточняющими элементами, раскрывающая и подтверждающая собой какую-либо теорию в действии. Необходимо также пояснить, как может выглядеть пример и из чего состоять. Многим учащимся может быть непонятна формулировка в задании «раскройте на примере», «пример должен быть сформулирован развернуто». Важно определить, может ли «пример» быть выражен в форме конкретного явления или произошедшего события, и будет ли этого достаточно для того, чтобы раскрыть то или иное теоретическое положение.
На основании вышесказанного мы можем определить содержательные элементы «примера» в ЕГЭ. Это поможет учащимся в правильности его составления.
Во-первых, «пример» имеет признак конкретности. Он является основным и означает, что в «примере» должны содержаться указания на субъект, объект, предмет действия и т.д. Он не содержит абстрактных понятий и элементов. Так, раскрывая функцию образования, учащийся может привести «неконкретный пример»: «Образование формирует у школьников систему знаний о мире». В задании №19 содержится условие приведения социальных фактов. Это значит, что факты и примеры должны быть связаны с деятельностью человека, выражать какие-либо действия людей или прочих объектов, которые взаимосвязаны с человеком. Таким образом, мы можем выделить еще один критерий – практикоориентированность.
Третий признак – достоверность. «Пример» должен быть «существующим». Он не должен быть воображаемым и содержать иллюзорные единицы. Факты общественной жизни и примеры, приводимые из других учебных дисциплин, должны быть приведены с опорой на авторитетный источник.
Четвертым признаком является содержательность. Одно из требований задания, о котором мы говорили выше, указывает на то, что «пример» должен быть сформулирован развернуто. Это предполагает, что при иллюстрации какого-либо положения, учащийся не может называть абстрактные слова или словосочетания. Например, при раскрытии функции социализации института семьи словосочетание «воспитание детей» не будет считаться примером. «Пример» должен отражать суть какого-либо явления и понятия.
Наконец, «пример» должен быть корректным. Данный признак включает в себя четкость, правильность, точность и другие подобные черты. «Пример» должен быть сформулирован в четко, не иметь фактических ошибок.
На основании работ, представленных в ходе практического исследования, которое проводилось нами в школе №189 г. Санкт-Петербурга среди учащихся 11 «А» класса, мы можем выделить типичные ошибки, которые допускают выпускники в работе с заданиями на приведение примеров. Одна из основных – непонимание сущности примера. Это связано с тем, что учащиеся не знают основных содержательных единиц примера и его особенностей, о которых мы упоминали выше. Также необходимо отметить, что данная ошибка распространена в работе с примерами, требующими приведения личного социального опыта, поскольку именно они, в сравнении с другими видами примеров, дают большую возможность вести цепь рассуждения, предполагая минимизированное количество понятий и терминов, в которых учащимся легче всего запутаться. Говоря о примерах из личного социального опыта, можем выделить еще одну типичную ошибку, связанную с ними – неспособность связывать теорию со своим личным опытом. Выпускники не видят действия большинства теоретических положений в, непосредственно, их жизни, особенно тех, которые приводятся в рамках права и политики. Они не понимают, как те или иные явления работают на практике и как они касаются самих учащихся.
Необходимо сказать о категории ошибок, возникающих у учащихся при работе с информацией. С одной стороны, у выпускников прослеживаются трудности с овладением умения критически воспринимать информацию. В основном данная ошибка наблюдается при работе с фактами общественной жизни. Учащимися приводятся либо непроверенные факты, либо вовсе выдуманные ситуации на основе ранее известных с подменой основных понятий, действующих лиц и других субъектов, что приводит, непосредственно, к возникновению фактических ошибок, за которые снижаются баллы на экзамене. С другой стороны, учащиеся не могут критически анализировать информацию. В рамках этой ошибки примеры учащихся зачастую поверхностны, другими словами, имеют слабую связь с рассматриваемым положением [2, с.58]. Еще одной проблемой у учащихся является работа с межпредметными связями. В данном контексте стоит упомянуть о том, что большая часть заданий, требующий приведения примеров из других предметов, не была выполнена.
И, наконец, последняя выделенная нами трудность – это сложность при выстраивании причинно-следственных связей. Учащиеся не видят, как то или иное событие или явление влияет на последующие, на будущее в целом, какие последствия за собой влечет. Также это может быть связано с недостаточным освоением межпредметных связей, о которых мы уже упоминали.
Подводя итог нашего исследования, хочется подчеркнуть его основной вывод: более половины учащихся 11 «А» класса не в полном объеме готовы к работе с заданиями высокого уровня сложности на экзамене. Из общего числа учащихся, выполнивших задание (15 человек), 8 выпускников не справились с работой (53% от общего числа). Для того чтобы повысить уровень подготовки учащихся, необходимо, в первую очередь, устранить возможные ошибки. С этой целью, как уже было упомянуто выше, нами будет предложено методическое сопровождение формирования умения приводить примеры.
Каждая выделенная нами ошибка возникает на базе несформированности конкретного умения, поскольку, работая с материалом, учащиеся в основном либо неверно интерпретируют его, либо неуместно применяют, либо не могут контекстно использовать и др. На базе этого мы можем утверждать, что, овладев рядом необходимых умений, учащиеся смогут таким образом устранить возникшую ошибку. Чтобы подобрать наиболее эффективные приемы и значительно упростить непосредственно работу с учащимися, необходимо выделить так называемые «вспомогательные» умения, которые являются составляющими основного для нас – умения приводить примеры.
Таким образом, с опорой на ФГОС среднего общего образования к ним мы можем отнести следующие умения и навыки:
- Умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- Умения обобщать, анализировать и оценивать информацию;
- Навыки оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
- Навыки критического мышления, анализа и синтеза [3, с. 7].
Например, для развития умения ориентироваться в различных источниках информации и правильно интерпретировать, ее стоит поработать с заданием из ЕГЭ по обществознанию прошлых лет на определение факта, суждения и оценки. Отработка данного задания поможет школьникам ориентироваться в отличиях теоретического положения от факта, от оценки, и наоборот. Также задание сформирует у учащихся представление о том, как наглядно должен выглядеть пример. Необходимую информацию учащиеся смогут черпать из этого задания, поскольку его текст может быть полезным для составления индивидуальной базы примеров ученика.
Также учителю можно предложить подобного рода задание – на поиск ошибок в тексте. Причем в виде текста может быть представлен как готовый, уже сформулированный пример, так и вырезки из документов или материалов СМИ. Если дается работа с примером, в котором допущены ошибки, можно предложить учащимся работу с дополнительным источником информации, авторитетность которого они должны объяснить, найти в нем совпадения или несовпадения и на их основе выделить ошибки. Это поможет сформировать умение поиска необходимой информации. Можно усложнить задание, попросив учащихся сделать общий вывод об источнике, а именно: насколько объективным он является. Достоинства задания, во-первых, в том, что учащиеся, смогут понять, как может выглядеть конкретный пример, а, во-вторых, научатся работать с источниками СМИ, избегая допущения фактических ошибок и работы с непроверенными фактами. Это задание также поможет учащимся овладеть навыками критического мышления и критического анализа информации. Это упражнение можно использовать в работе с источниками на уроке, поскольку, данным образом учитель одновременно расширяет кругозор школьников и базу полезных источников, к которым выпускник сможет обратиться на практике. Задание может использоваться на разных этапах урока, как на стадии актуализации, так при изучении нового материала или при закреплении.
Поскольку мы говорим о приемах, основанных на работе с личным опытом ученика, в формировании умения применять знания в жизни и навыков критического мышления, анализа и синтеза может помочь составление анкеты учащимися. Ее особенность в том, что для выполнения заранее заданного требования учителем, которое подразумевает приведение примера из жизни учащегося, школьнику необходимо составить анкету для своих родственников. Вопросы анкеты учащийся составляет самостоятельно. Его целью является получение максимального количества необходимой информации, которая поможет ему в составлении требуемого примера. Учащийся учится отбирать информацию, анализируя ее и систематизируя, обобщать ее, самостоятельно осуществлять поиск путей решения заданной проблемы. Рекомендуется использовать данный прием на уроках по праву, политике и экономике.
Также необходимо отметить значение литературных произведений как в личном опыте учащегося, так и в межпредметных связях. Мы можем предложить учителю брать темы литературных сочинений и преобразовывать их с учениками в социальные проблемы. Учащийся прямым образом будет работать с аргументацией. Художественные произведения могут помочь примерами личного социального опыта в качестве прочитанных книг, а также примерами из истории или искусства. Многие произведения описывают исторические факты, явления и события через призму художественного повествования. Наконец, благодаря этому учащихся можно заинтересовать чтением художественной литературы. Данный прием сформирует умение применять теоретические знания в жизни, навыки критического мышления и анализа информации.
В рамках работы с примерами на уроке обществознания учитель может использовать прием, суть которого состоит в выделении максимального количества аспектов из конкретно заданного примера. Под аспектами имеются в виду дидактические единицы определенной темы, какие-либо социальные проблемы и др. Перед учеником ставится задача по осуществлению поиска информации. Таким образом, пользуясь источником (примером), учащийся может показать, в каких темах его можно использовать, какие теоретические положения и социальные проблемы можно им иллюстрировать. Например, учитель предлагает учащемуся следующий пример: «В 2014 г. во Владимирской области произошло ДТП с участием депутата Законодательного Собрания Сергея Курышева. В ночь на 19 мая 2014 г. он сел за руль своего автомобиля в состоянии алкогольного опьянения и в связи с превышением скорости и потерей управления столкнулся с автомобилем другого мужчины, который погиб, став виновником аварии. Несмотря на ложные показания его жены об угоне машины, он был приговорен судом к 5-ти годам колонии за это ДТП. Несмотря на его социальный статус, он был наказан за преступление, как могли бы быть наказаны обычные люди». Учащийся должен сказать, что данный пример может иллюстрировать один из признаков правовой нормы – общеобязательность, форму вины, вид юридической ответственности, проблему равенства всех перед законом и т.д. Данное задание формирует у учащегося навыки анализа информации, умения обобщать и анализировать ее.
Для работы с примерами учащимся необходимо уметь работать с понятиями, поскольку, не зная их основных признаков и свойств, становится невозможным их раскрытие. Поэтому стоит предложить еще один важный прием работы с понятиями и терминами. Речь идет об индуктивном и дедуктивном пути формирования понятий. Данный прием направлен на развитие умения, в первую очередь, давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, навыков критического мышления, анализа и синтеза, а также умения структурировать знания. Дедуктивный путь формирования понятий предполагает принцип работы от общего к частному. Интересующее нас понятие вводится полным определением с наличием его основных признаков и особенностей, затем учащиеся добавляют дополнительные черты и на основе этого приводят примеры, иллюстрирующие понятие со всех его сторон (на основе набора признаков). Например, понятие «политическая партия» может быть рассмотрено на примерах, иллюстрирующих партию как политический институт, как малая группа, как носитель идеологии и т.д. По сути пример должен иллюстрировать и объяснять деятельность политической партии и ее значение в политической системе. Индуктивный путь, напротив, предполагает выведение понятия или явления из нескольких примеров. Простыми словами, происходит действие наоборот, когда учащемуся представлены примеры, иллюстрирующие различные признаки той или иной единицы, его задача их собрать, условно, и вывести конечное понятие. Например, из примеров по истории СССР, нацистской Германии, Италии периода правления Муссолини, учащиеся, на основании признаков тоталитарного режима, обозначенных в примере, «собирают» определение тоталитарного режима. Также можно использовать различные видеоисточники. Учащимся можно показывать отрывки из художественных фильмов, мультипликационных фильмов, в которых раскрывается на примере какое-либо явление. К примеру, можно использовать отрывок из фильма советского режиссера Э. Рязанова «Берегись автомобиля», в котором показывается сразу несколько признаков правонарушения. Данное задание отлично вписывается в ход урока на разных его этапах, когда учитель работает непосредственно с понятиями. Помимо умений, оно развивает у учащихся логику мышления и рассуждения.
Умение ясно и логично выражать свою точку зрения поможет сформировать такой прием, как проведение политических пятиминуток в классе. Практиковать данное мероприятие лучше всего, начиная с 9 класса. В зависимости от желания учителя и возможностей класса пятиминутки можно проводить либо по всем изучаемым темам каждый урок, либо после изучения блока тем, либо по самым интересным и дискуссионным темам. В качестве, например, дополнительного домашнего задания, учащиеся изучают различные источники информации, готовят короткие сообщения и представляют их в форме «новостей» перед классом. Учащиеся учатся выстраивать пример, логически рассуждать, критически анализировать информацию и, самое главное, оценивать социальную информацию, осуществляя поиск авторитетных источников. Данный вид деятельности поможет структурировать знания учащихся и саму работу с примерами. Полученные на уроке факты общественной жизни они смогут помечать, и на практике у них не возникнет затруднения в поиске примеров по определенной теме.
Таким образом, сформировав перечисленные умения и навыки у учащихся, мы сможем достичь главного результата – сформировать умение приводить примеры.
В дальнейшей практике возможно расширение базы приемов работы с примерами и более глубокая оценка эффективности их применения. Увеличение количества приемов, делающих акцент на формировании набора различных составляющих умения приводить примеры, также подчеркивание их важности в образовательном процессе и актуальности для самих учащихся сделает более эффективным учебный процесс и облегчит работу педагогов.
- Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по обществознанию (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений») / утвержд. Директором ФГБНУ «ФИПИ» О.А. Решетниковой.- М., 2022. – 17 с.
- Пазин Р.В. Обществознание. ЕГЭ. 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности: учебно-методическое пособие / Р.В. Пазин. – Изд. 6-е, перераб. – Ростов н/Д : Легион, 2019. – 432 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05. 2012 №413) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.11.2022).