Оценка эффективности использования онлайн платформ в профессиональной деятельности учителя
Журнал Научные высказывания

Оценка эффективности использования онлайн платформ в профессиональной деятельности учителя

Проведен анализ содержания онлайн платформ с точки зрения возможности использования их в качестве педагогического средства в образовательном процессе. В статье представлен методический материал для проектирования профессиональной деятельности учителя иностранного языка в школе.

онлайн платформы
профессиональная деятельность учителя иностранного языка
педагогическое средство
критерии оценки эффективности использования онлайн платформ

Для понимания возможностей использования онлайн платформ как педагогического средства необходим их анализ. В данной статье представлены возможности некоторых онлайн платформ, самых востребованных среди учителей французского языка, используемых в первую очередь во внеклассной деятельности. Занятия, проводимые в рамках внеклассной деятельности, благодаря своему интерактивному, нестандартному, наглядному характеру, способствуют закреплению материала, пройденного учащимися на классно-урочных занятиях. Кроме того, в силу расширения знаний не только о предмете, но и о стране изучаемого языка в целом способствует формированию таких важнейших нравственных качеств человека, как: толерантность, эмпатия, взаимовыручка; расширению кругозора личности и творческого мышления учащихся. Для успешного достижения результатов обучения в рамках внеклассной деятельности, необходимо достичь ряда целей и выполнить определенные задачи, например: погружение в иноязычную среду; углубленное изучение предмета познания; улучшение умений, знаний и навыков иноязычного общения; повышение мотивации школьников к овладению иностранным языком; формирование разносторонней личности учащихся во всех сферах жизнедеятельности.

В ходе беседы с коллегами, преподавателями французского языка, а также, проанализировав собственный опыт работы как школьного учителя, так и педагога, оказывающего дополнительные услуги по изучению языка и подготовке к международным экзаменам по французскому языку, был сделан вывод о том, что именно онлайн платформы способствуют наиболее эффективному изучению иностранного языка, аспектов его культуры и стран носителей учащимися. В результате беседы были выявлены следующие особенности онлайн платформ, которые необходимо учитывать при работе с ними: год создания, язык, на котором проходит работа с интернет-ресурсом, организационные формы работы, вид заданий и аудитория, для которой подходит данная платформа, наличие бесплатной версии и функций сайта.

На данный момент существует немалое количество Интернет-ресурсов, позволяющих привнести в учебный процесс больше интерактивности и творчества. Так, проанализировав опыт учителей и методические рекомендации, полученные от методистов Института иностранных языков РГПУ им. А.И. Герцена в ходе исследования проблемы, можно выделить следующие, применимые в процессе обучения в рамках внеклассной работы Интернет-платформы:

1. Nearpod: https://nearpod.com

Сервис Nearpod был создан в 2012 году. На данном сайте возможно создание комплексов внеклассных занятий, включающих викторины и эссе/письменные ответы в формате .pdf, презентации в форматах .ptx и .ppt, и просмотры видеофайлов в формате .mp4. Оформление сайта яркое и красочное, платформа Nearpod интересна учащимся, поскольку викторины в данной программе проводятся в интерактивном формате, ученики могут выбрать себе аватара - животного, за которого они будут в игровой форме выполнять задания. Данная платформа является бесплатной, базы готовых заданий на сайте нет, но Интернет- ресурс Nearpod позволяет создавать внеклассные занятия по французскому языку на любые темы. Платформа Nearpod проста в использовании учащимися младшей, основной и старшей школы при условии проведения учителем предварительного инструктажа по работе с данным Интернет-ресурсом, т.к. вся платформа на английском языке [1].

2. Core: https://coreapp.ai/features

Платформа Core была создана в 2017 году компанией «Агентство стратегических инициатив». Использование данного сайта – бесплатно, но с ограничением некоторых функций. Так в платной версии появляются возможности E-mail рассылки индивидуальных приглашений на курс; Интеграции с Salebot; доступности к курсу после прохождения контрольных уроков и наглядной демонстрации аналитики по курсу и каждому отдельному уроку. Как и платформа Nearpod, Core позволяет учителю создавать онлайн-занятия по внеклассной деятельности, которые могут содержать видео материалы в форматах .jpg .jpeg ,png .gif, викторины, задания с открытым ответом, с автоматической проверкой в форматах .pdf, .doc, .docx, .xls, .ppt .pptx, а также проводить трансляции и диагностику знаний учащихся. Данная платформа позволяет провести рефлексию и получить обратную связь от учащихся. Платформа имеет лаконичный дизайн и проста в использовании, так как вся работа с данным сайтом происходит на русском языке. На мой взгляд, платформа может быть интегрированной в процесс обучения всех трех возрастных групп учащихся средней школы [2].

3. Padlet: https://padlet.com/dashboard

Платформа для проектирования виртуальных досок Padlet была создана в 2008 году. Она позволяет учащимся наглядно продемонстрировать выполненное задание, сравнить свои работы с работами других учеников. Данный ресурс удобен для выставления работ в форматах .jpg .jpeg ,png .gif, поскольку имеет множество функций для создания неповторимой  тематической доски и прост в использовании для учащихся всех 11 классов, поскольку организован на русском языке. На данном сайте можно оформить платную подписку для расширения возможности загрузки файлов большого размера и создания неограниченного количества досок и папок [3].

4. Flipsnack: https://www.flipsnack.com Р

Работа с сайтом Flipsnack бесплатна, данный Интернет-ресурс был создан в 2011. Платформа Flipsnack вызывает у учащихся огромный интерес к созданию проектной работы и мотивацию к обучению, поскольку каждый ученик может почувствовать себя в роли настоящего писателя, редактора и иллюстратора собственной книги. Данный Интернет-ресурс дает возможность спроектировать собственную книгу или журнал в формате .pdf. Для этого сайт предоставляет большое количество шаблонов, большую иллюстративную базу и примеры уже созданных печатных работ. Весь сайт организован на английском языке и предполагает хотя бы базовые знания английского языка для создания учениками проектов. Именно поэтому, работа с данной платформой будет под силу учащимся основной и старшей школы [4].

5. Coggle: https://coggle.it

Платформа Coggle – это сайт, созданный в 2013 году, который предназначен для построения ментальных карт различной направленности в форматах .pdf, .jpg, .jpeg, .png. Учащимся младшей, основной и старшей школ будет комфортно заниматься в данной программе, поскольку она очень проста в использовании, т.к. организована на русском языке. Большинство функций в данной программе бесплатны, за исключением платных функций оформления и дизайна работы [5].

6. Google Forms: https://www.google.ru/forms/about/

Google Forms – бесплатный Интернет-ресурс, созданный в 2014 году. С помощью Google Forms можно составлять викторины, включающие вопросы с одним правильным ответом, с множеством вариантов ответа и с открытым ответом с добавлением таблиц, PDF-файлов, видео, презентаций, изображений, аудио. На данной платформе учитель может с легкостью проследить за результатами участников викторины, поскольку данная программа автоматически составляет диаграммы по итогам опроса учеников. Ресурс Google forms очень прост в использовании учащимися всей средней общеобразовательной школы, т.к. организован на русском языке [6].

7. Youtube: https://www.youtube.com

Youtube – всемирно известный бесплатный видеохостинг, созданный в 2001, в котором хранится большое количество обучающих иностранному языку видеороликов, мультфильмов и фильмов на французском языке различной тематической направленности, просмотр которых с легкостью может быть включен в занятия внеклассной деятельности по французскому языку. Кроме того, данная платформа позволяет создать масштабный проект, подразумевающий коллективную работу сразу нескольких учащихся. Речь идет о создании совместного видео журнала, которое позволяет учителю-организатору сплотить учеников для достижения общей образовательной цели [7].

8. Learningapps: https://learningapps.org

С помощью данного бесплатного Интернет-ресурса, созданного в 2011 году, учителя могут создать упражнения на заполнение пропусков, на соотнесение ответов («Скачки», «Игра -Парочки», «Классификация» и т.д.), викторины в формате известной телепередачи «Кто хочет стать миллионером», кроссворды, тесты, филворды, упражнения на заполнение таблиц и на восстановление хронологии в форматах .mp3, .mp4, .wav, .jpg, .jpeg, .png, .gif. Учащимся младшей, основной и старшей школ по силам работа с упражнениями, составленными в Learnis, поскольку платформа позволяет сделать их наглядными и интерактивными, что непременно заинтересовывает и мотивирует школьников. Также в данной программе легко отслеживать результаты учеников, выполнивших задания [8].

9. Wordwall: https://wordwall.net/ru/community

Wordwall – сервис по созданию интерактивных заданий с помощью шаблонов, созданный в 2015 году. Так, сайт позволяет создать образовательные игры различной направленности: упражнения на сопоставление, «Случайное колесо», викторина «Игровое шоу», филворды, игры «Погоня в лабиринте», «Самолет» и т.д. в форматах .mp3, .mp4, .wav, .jpg, .jpeg, .png, .gif, .pdf, .doc, .docx, .xls, .ppt, .pptx. В бесплатной версии сайта можно создать только 4 задания, но готовая база различных по тематике заданий настолько велика, что в большинстве случаев это и не требуется. За счет своей простоты и организации сайта на русском языке, интерактивности, яркого визуала, данная платформа может быть применима на занятиях внеклассной деятельности всех трех возрастных групп учащихся [9].

10. Learnis: https://www.learnis.ru

Бесплатный ресурс Learnis был создан в 2019. Он позволяет перевести обычную викторину в интерактивный формат за счет просмотра видеоролика или иллюстраций в форматах .jpg, .jpeg, .png, .gif, .mp3, .mp4, .wav, внутри которого учителем «спрятаны» тестовые вопросы. Данные викторины могут проводится в основной и старшей школе, поскольку уровень французского языка позволяет учащимся 5-11 классов воспринимать иностранную речь на слух [10].

Целью данной работы является не только знакомство педагогов с таким средством обучения как «онлайн платформы» и демонстрация возможностей их использования в профессиональной деятельности учителя, но и выявление тех аспектов, функций онлайн платформ, которые следовало бы учитывать разработчикам при их создании. В результате анализа был составлен экспертный лист, рекомендованный разработчикам онлайн платформ для оценки эффективности и качества обучающих онлайн платформ, предназначенных для изучения иностранного языка. Основными критериями оценки онлайн платформ в данном экспертном листе являются следующие:

  • в содержании учебного материала онлайн платформы не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской федерации, федеральному законодательству;
  • содержание учебного материала обеспечивает достижение личностных и предметных результатов;
  • онлайн платформа доступна для осмысления учителем и не создает неоправданных трудностей для его использования в учебном процессе;
  • онлайн платформа не провоцирует негативных психологических и социально-педагогических эффектов (информационная и эмоциональная перегрузка, потеря интереса к предмету, блокирование самостоятельности);
  • отсутствуют тексты, иллюстративный материал, задания и т. д., формирующие искаженное представление о современной действительности;
  • изложение учебного материала характеризуется разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;
  • изложение учебного материала характеризуется наглядностью;
  • вопросы и задания способствуют: формированию навыков смыслового чтения, развитию аудитивных навыков, развитию навыков письменной речи, развитию критического мышления, формированию ИКТ-компетентности обучающихся, развитию умения работы учащегося с информацией (умений работать с таблицами, схемами, графиками, диаграммами, и пр.), формированию навыков самостоятельной деятельности, организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса;
  • имеются вопросы и задания, предусматривающие установление, применение межпредметных связей;
  • обучающий материал онлайн платформы обеспечивает применение полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения;
  • онлайн платформа учитывает региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации;
  • на базе онлайн платформы присутствуют задания, организующие контрольно-оценочную деятельность учащихся с учетом четких и объективных критериев оценки учебных достижений;
  • онлайн платформа учитывает основные интересы учащихся данной возрастной группы;
  • в содержании материала учитывается гендерный подход (соблюдены интересы мальчиков и девочек);
  • содержание способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • стиль изложения материала доступен и понятен учащимся данной возрастной группы;
  • содержание имеет воспитывающий характер, способствующий духовно-нравственному развитию обучающихся;
  • содержание способствует становлению российской гражданской идентичности обучающихся, содействует формированию у них патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своему народу, своему краю;
  • содержание имеет поликультурный характер, отражает многообразие и единство национальных культур народов России, культуры других народов, содействует формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу;
  • организационные формы работы с онлайн платформой имеют вариативный характер;
  • наличие готовых упражнений на базе онлайн платформы.
  • возможность разработки и создания собственных методических разработок на базе онлайн платформы;
  • наличие готовых и/или возможность создания упражнений вариативного характера (электронных версий журналов и книг, тестов, викторин, интерактивных упражнений, выставочных мероприятий и т.д.)
  • наличие бесплатной версии и функций Интернет-ресурса;
  • язык, на котором проходит работа с Интернет-ресурсом;
  • дизайн сайта образовательного ресурса современен, использование графических элементов умеренное, визуальный облик сайта не перегружен;
  • интерфейс сайта понятен и удобен как взрослым, так и детям

Таким образом применительно к иностранному языку онлайн платформы открывают перед учителем новые возможности проектирования своей профессиональной деятельности, создания интерактивных упражнений и мотивации учащихся, поскольку данный вид работы отвечает интересам современного обучающегося.

Разработанные критерии рекомендованы к осмыслению разработчиками онлайн платформ с целью последующего создания образовательных Интернет-ресурсов, отвечающих основным потребностям всех субъектов образовательного процесса.

Внедрение содержания образовательных онлайн платформ в проектирование профессиональной деятельности учителя является обязательным и необходимым, поскольку соответствует современным тенденциям образовательного процесса и оказывает мотивационное и воспитательное воздействие на каждого ученика и раскрывает их творческий потенциал.

Список литературы
  1. Онлайн платформа [Nearpod]: [образовательный портал]. – Венгрия, [2009]. – URL: https://nearpod.com (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  2. Онлайн платформа [Core]: [Интернет-ресурс]. – ООО «Цифровая жажда», [2022]. – URL: https://coreapp.ai/features (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  3. Онлайн платформа [Padlet]: [образовательный портал]. – [2008]. – URL: https://padlet.com/dashboard (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  4. Онлайн платформа [Flipsnack]: [Интернет-ресурс] – Мичиган, [2011]. – URL: https://www.flipsnack.com (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  5. Онлайн платформа [Coggle]: [Интернет-ресурс] – [2013]. – URL: https://coggle.it (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  6. Онлайн платформа [Google Forms]: [Интернет-ресурс] – Калифорния, [2014]. – URL: https://www.google.ru/forms/about/ (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  7. Видеохостинг [Youtube]: [Интернет-ресурс] – Калифорния, [2001]. – URL: https://www.youtube.com (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  8. Онлайн платформа [Learningapps]: [образовательный портал] – Деникен, Швейцария, [2011]. – URL: https://learningapps.org (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  9. Онлайн платформа [Wordwall]: [образовательный портал] – Дорсет, Англия, [2011]. – URL: https://wordwall.net/ru/community (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ;
  10. Онлайн платформа [Learnis]: [образовательный портал] – Москва, [2019]. – URL: https://www.learnis.ru (дата обращения: 11.06.2023). – Режим доступа: открытый доступ.