Нестандартные формы контроля знаний в начальной школе
В данной аннотации рассмотрено использование нестандартных форм контроля знаний в начальной школе, их преимущества и возможные области. Нестандартные методы оценки могут включать в себя проектные работы, творческие задания, игровые формы контроля, практические задания и другие необычные способы проверки знаний учащихся. Такие методы могут быть более интересными и мотивирующими для детей, способствовать развитию творческого мышления и практических навыков.
Контроль знаний является важной составляющей образовательного процесса. В начальной школе он проводится с целью определения уровня качества усвоения, пройденного материла, и имеет несколько важных задач:
- Оценка уровня обученности учащихся. Контрольные работы и тесты позволяют учителям оценить знания и навыки учеников по определенным предметам. Это помогает выявить слабые места и проблемы в обучении, чтобы принять меры для их устранения.
- Мотивация к учебе. Контроль знаний стимулирует учеников к более серьезному отношению к учебе. Зная, что их знания будут проверены, ученики более ответственно подходят к занятиям и выполнению домашних заданий.
- Подготовка к дальнейшему обучению. Контроль знаний помогает учителям и родителям оценить готовность учеников к переходу на следующий уровень образования или к новым темам и материалам.
- Обратная связь. Результаты контрольных работ могут быть использованы для обратной связи с учениками и родителями. Во время беседы я могу выявить прогресс или трудности ученика и обсудить их с ними для дальнейшего улучшения обучения.
Но обычный классический контроль знаний, с моей точки зрения, не всегда подходит для детей младшего школьного возраста. Поэтому стараюсь, если позволяет программный материал, использовать нестандартные приемы контроля знаний. Такие формы контроля знаний нужны для того, чтобы:
Развивать творческий потенциал учеников. Они позволяют ученикам проявить свою индивидуальность и креативность, что способствует развитию их творческого потенциала.
Развивать навыки коммуникации. Многие нестандартные формы контроля знаний, такие как игры, ролевые игры и проектные работы, требуют от учеников коммуникации и сотрудничества, что помогает развивать навыки общения.
Сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. Использование нестандартных форм контроля знаний способствует повышению их мотивации и интереса к учебе.
Оценить знания и умения учеников более полно. Нестандартные формы контроля знаний позволяют оценить знания и умения учеников более полно, чем традиционные формы контроля, такие как тесты и экзамены.
Помочь ученикам лучше запомнить материал. Использование игр, головоломок и других нестандартных форм контроля знаний помогает ученикам лучше запомнить материал, так как они могут использовать свои навыки и знания в реальных ситуациях.
Все нестандартные формы контроля знаний, собранные мною за период моей педагогической деятельности, делю на 6 групп.
Таблица 1. Группы нестандартных форм фонтроля
Группа |
Примеры |
Игры и конкурсы |
Игры на память, кроссворды, головоломки, квесты, викторин |
Проектные работы |
Презентации, постеры, модели, видео и другие креативные проекты, которые демонстрируют их знания и умения |
Обзорные работы |
Ученики проводят исследования на определенную тему и представляют свои результаты в форме обзорных статей или докладов |
Ролевые игры |
Ученики играют роли различных персонажей и демонстрируют свои знания о них |
Мультимедийные презентации |
Ученики используют различные мультимедийные инструменты для создания презентаций, которые демонстрируют их знания |
Портфолио |
Ученики создают портфолио своих работ и достижений, которые оцениваются учителем |
Игры на контроль знаний – это одна из нестандартных форм контроля знаний, которая позволяет ученикам проявить свою креативность и интерес к учебе. Такие игры могут быть разнообразными и варьироваться в зависимости от уровня сложности и темы учебного материала. Приведу несколько примеров игр на контроль знаний, которые я использую в своей работе.
Например, использую игру «Кто хочет стать миллионером», где ученики отвечают на вопросы по учебному материалу и зарабатывают баллы или награды за правильные ответы. Удобнее всего игру проводить после завершения какой-либо темы, во время проведения контрольно-обобщающего урока.
Еще один пример – «Пазлы знаний». Во время игры ученики собирают пазлы, состоящие из фрагментов учебного материала, и отвечают на вопросы, связанные с каждым фрагментом.
Хорошо знакомая и понятная школьникам, а также простая в использовании игра «Крестики-нолики». Ученики играют в крестики-нолики, отвечая на вопросы по учебному материалу для того, чтобы поставить свой знак на поле.
Еще один вариант, который дети любят «Загадки знаний». Ребята решают загадки, связанные с учебным материалом, и отвечают на вопросы, чтобы получить подсказку для решения загадки.
Также использую игры-головоломки, где ученики должны решать задачи и загадки, связанные с учебным материалом.
Приведу примеры заданий на нестандартный контроль знаний из группы «Обзорные работы».
Создание книжки-раскраски на тему «Моя семья». Школьники рисуют и описывают свою семью, используя новые слова и фразы, которые они изучили в учебнике.
Исследование животных и растительности, погоды. Ученики изучают различные виды животных, их особенности и место обитания, создают проект, который демонстрирует их знания и понимание темы.
Создание коллажа на тему «Моя любимая игрушка». Мальчики и двочки выбирают свою любимую игрушку и создают коллаж, используя различные материалы, такие как бумага, ткань и пластик.
Создание презентации на тему «Моя школа». Ученики рассказывают о своей школе, ее истории, учителях и друзьях, используя новые слова и фразы, которые они изучили в учебнике.
Создание афиши на тему «Моя любимая книга». Школьники выбирают свою любимую книгу и создают афишу, используя различные материалы, такие как бумага, краски и маркеры.
Важно, чтобы игры на контроль знаний были интересными и привлекательными для учеников, и чтобы они позволяли проверить знания и навыки, полученные в процессе обучения. Кроме того, игры на контроль знаний могут помочь ученикам лучше запомнить учебный материал и повысить мотивацию к учебе.
Такие нестандартные формы контроля знаний помогают ученикам проявить свой творческий потенциал, развить критическое мышление и улучшить навыки коммуникации.
- Апанасенко Г. А. Балльно-рейтинговая система: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Современная школа. 2008. № 2. С. 9-14.
- Иванов А. И. Формы и инструменты оценки образовательных достижений // Директор школы. 2008. № 8. С. 49.
- Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя / Г.Ю. Ксензова. – М., 2020. -324с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 236-238.
- Шоган, В.В. Технология личностно ориентированного урока: Учеб.- метод. пособие/ В.В. Шоган.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2013.-160 с.