Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Цель данной работы - установить взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функциями мышления у детей дошкольного возраста. И с учетом того, что методика предполагает в том числе задействование и речевых и зрительных функций. Рассчитываем получить соответствующий результат в развитии этих областей, что в совокупности должно серьезно повысить общий интеллектуальный уровень личности.
Введение. Предлагается построить тренировочный процесс таким образом, чтобы переходить от более крупной моторики к более мелкой, затем на очень точные, требующие максимальной концентрации действия, а затем вновь по нисходящей возвращаться к общим упражнениям, для расслабления и закрепления результата, так как после напряженной работы обычно еще присутствует продолжительное время так называемое «остаточное возбуждение», которое я и собираюсь использовать.
Методы и организация исследования. В качестве испытуемых были избраны 2 группы – экспериментальная (n=12) и контрольная (n=12). Возраст 5-7 лет. В течение 4 недель на детской площадке в течении того же срока каждый день по 1-2 часа. Были отмечены и зафиксированы основные временные рамки деятельности ребенка: когда он просыпается, когда отходит ко сну, в какое время суток к какой деятельности естественно тяготеет, как переносит ту или иную нагрузку.
Я предлагаю построить тренировочный процесс таким образом, чтобы переходить от более крупной моторики к более мелкой, затем на очень точные, требующие максимальной концентрации действия, а затем вновь по нисходящей возвращаться к общим упражнениям, для расслабления и закрепления результата, так как после напряженной работы обычно еще присутствует продолжительное время так называемое «остаточное возбуждение», которое я и собираюсь использовать. Итак, тренировочный процесс включает в себя упражнения:
- Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивания корпусом;
- Броски мячом в стену по одной руке и ловя двумя руками;
- Перепечатывание текста из книг на компьютер;
- Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа;
- Чтение (любая литература);
- Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились;
Исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы являлся констатирующий. Его основной целью является определение, каков доминирующий уровень развития мелкой моторики у детей до проведения коррекционной работы. Все дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.
Таблица 1. Результаты исследования исходного уровня
Тесты |
К-группа (`X±σ) |
Э-группа (`X±σ) |
t |
p |
1 Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивай корпусом; |
1,42±0,04 |
1,5±0,04 |
0,4 |
>0,05 |
2 Броски мячом в стену по одной руке и ловля двумя руками; |
0,83±0,04 |
1,33±0,04 |
1,7 |
>0,05 |
3 Перепечатывание текста из книг на компьютер; |
0,83±0,04 |
0,92±0,04 |
0,3 |
>0,05 |
4 Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа; |
0,92±0,04 |
1±0 |
0,3 |
>0,05 |
5 Чтение (любая литература; |
0,42±0,04 |
0,5±0 |
0,4 |
>0,05 |
6 Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились |
0,25±0 |
0,33±0,04 |
0,4 |
>0,05 |
Общий показатель |
0,79±0,02 |
0,93±0,0067 |
1,6 |
>0,05 |
Характеризуя данные таблицы можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа на начальном этапе педагогического эксперимента статистически не отличается (p> 0,05) от контрольной по всем измеряемым показателям. По результатам данного исследования мы видим, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе не выявлено ни одного испытуемого, который находился бы на высоком уровне развития мелкой моторики.
Разработка экспериментального комплекса упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Таким образом, как у дошкольников из экспериментальной, так и у детей из контрольных групп нами отмечена недостаточность в развитии мелкой моторики. Это говорит о необходимости разработки коррекционной программы (экспериментального комплекса упражнений), которые направлены на коррекцию недостающего компонента в развитии.
- Броски мяча в стену каждой рукой по 5 раз и ловля обоими руками.
- Прослушивание действия написания буквы «А».
Тренер говорит: «Буква «А» состоит из двух длинных наклонных вертикальных линий, расположенных ввиду крыши дома, а также одной короткой горизонтальной линии, соединяющий две длинные четко посередине. Письмо начинается, когда мы проводим первую длинную наклонную линию сверху вниз, затем отрываемся и возвращаем ручку в исходное место, проводим вторую наклонную линию сверху вниз, снова отрываемся и проводим горизонтальную линию слева-направо.»
- Повтор действия написания вслух, когда дети должны проговорить действие за словами учителя.
- Письмо буквы «А» по опорным точкам и без них.
- Чтение звуков, соединение их в слоги (3-4 предложения)
Мы начинали с 5 минут общего времени занятий, в течении которых детям предлагалось выполнить упражнения с мячом, прослушать, повторить действие написания и написать одну букву.
В конце предлагалось чтение с целью научиться соединять звуки в слоги и выучить их.
Сводная таблица 2. Результаты тестирования
контрольной и экспериментальных групп детей дошкольного возраста
Тесты |
К-группа (`X±σ) |
Э-группа (`X±σ) |
t |
p |
1 Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивай корпусом; |
1,25±0 |
1,75±0 |
2,8 |
≤0,05 |
2Броски мячом в стену по одной руке и ловля двумя руками; |
1,08±0,04 |
1,83±0,04 |
3,4 |
≤0,01 |
3Перепечатывание текста из книг на компьютер; |
1,08±0,04 |
1,75±0 |
3,5 |
≤0,01 |
4 Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа; |
1,17±0,04 |
1,75±0 |
2,4 |
≤0,05 |
5 Чтение (любая литература; |
1,42±0,04 |
1,83±0,04 |
2,3 |
≤0,05 |
6 Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились |
1,17±0,04 |
1,83±0,04 |
3,3 |
≤0,01 |
Общий показатель |
1,2±0,06 |
1,79±0,02 |
5,9 |
≤0,01 |
Таким образом, у детей из экспериментальной группы значительно выше оказался уровень развития мелкой моторики (t=5,9 при р≤0,01), чем у контрольной. Тогда как на констатирующем этапе не было обнаружено статистически значимых различий между показателями обеих групп. Это говорит об эффективности разработанного нами комплекса упражнений.
Выводы
Использование моей методики с последующим видоизменением и увеличением нагрузки позволит детям и дальше увеличивать свой интеллектуальный потенциал. Ребенок всегда будет приучен к усердию и трудолюбию, будет тяготеть к выполнению действия по слову, которое он прежде оценивает и находит ему объяснение, а значит произвол в его действиях будет исключен. Воображение буквенного образа дает представление о анализе и синтезе, которым в последствии можно успешно пользоваться. А поддержание своего тела в тонусе позволит совершать работу легче, с большей настойчивостью и продолжительностью. Рекомендуется предлагать детям такие занятия от 2 до 4 раз в неделю. Техника письма, особенно каллиграфическая это то, что в современном Мире с развитием компьютерных технологий утрачивается безвозвратно. К сожалению, подобная утрата слишком сильно сказывается на развитии личности, ведь письмо, как отображение функционала той области, которая отвечает за управление рукой, то есть тонкие и четкие ее движения, является показателем, насколько человек этой областью умеет владеть.
- Данченкова С. Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 19-20.
- Пырьева И. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 2. № 26. С. 44-52.
- Тлимахова М. Я. Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2015. С. 180-182.