Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Журнал Научные высказывания

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель данной работы - установить взаимосвязь между развитием мелкой моторики и функциями мышления у детей дошкольного возраста. И с учетом того, что методика предполагает в том числе задействование и речевых и зрительных функций. Рассчитываем получить соответствующий результат в развитии этих областей, что в совокупности должно серьезно повысить общий интеллектуальный уровень личности.

Развитие
моторика
дети
дошкольный возраст
мелкая моторика

Введение. Предлагается построить тренировочный процесс таким образом, чтобы переходить от более крупной моторики к более мелкой, затем на очень точные, требующие максимальной концентрации действия, а затем вновь по нисходящей возвращаться к общим упражнениям, для расслабления и закрепления результата, так как после напряженной работы обычно еще присутствует продолжительное время так называемое «остаточное возбуждение», которое я и собираюсь использовать.

Методы и организация исследования. В качестве испытуемых были избраны 2 группы – экспериментальная (n=12) и контрольная (n=12). Возраст 5-7 лет. В течение 4 недель на детской площадке в течении того же срока каждый день по 1-2 часа. Были отмечены и зафиксированы основные временные рамки деятельности ребенка: когда он просыпается, когда отходит ко сну, в какое время суток к какой деятельности естественно тяготеет, как переносит ту или иную нагрузку.

Я предлагаю построить тренировочный процесс таким образом, чтобы переходить от более крупной моторики к более мелкой, затем на очень точные, требующие максимальной концентрации действия, а затем вновь по нисходящей возвращаться к общим упражнениям, для расслабления и закрепления результата, так как после напряженной работы обычно еще присутствует продолжительное время так называемое «остаточное возбуждение», которое я и собираюсь использовать. Итак, тренировочный процесс включает в себя упражнения:

  1. Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивания корпусом;
  2. Броски мячом в стену по одной руке и ловя двумя руками;
  3. Перепечатывание текста из книг на компьютер;
  4. Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа;
  5. Чтение (любая литература);
  6. Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились;

Исходный уровень развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Первым этапом нашей опытно-экспериментальной работы являлся констатирующий. Его основной целью является определение, каков доминирующий уровень развития мелкой моторики у детей до проведения коррекционной работы. Все дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную.

 Таблица 1. Результаты исследования исходного уровня

Тесты

К-группа

(`σ)

Э-группа

(`σ)

t

p

1 Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивай корпусом;

1,42±0,04

1,5±0,04

0,4

>0,05

2 Броски мячом в стену по одной руке и ловля двумя руками;

0,83±0,04

1,33±0,04

1,7

>0,05

3 Перепечатывание текста из книг на компьютер;

0,83±0,04

0,92±0,04

0,3

>0,05

4 Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа;

0,92±0,04

1±0

0,3

>0,05

5 Чтение (любая литература;

0,42±0,04

0,5±0

0,4

>0,05

6 Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились

0,25±0

0,33±0,04

0,4

>0,05

Общий показатель

0,79±0,02

0,93±0,0067

1,6

>0,05

 

Характеризуя данные таблицы можно сделать вывод о том, что экспериментальная группа на начальном этапе педагогического эксперимента статистически не отличается (p> 0,05) от контрольной по всем измеряемым показателям. По результатам данного исследования мы видим, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе не выявлено ни одного испытуемого, который находился бы на высоком уровне развития мелкой моторики.

Разработка экспериментального комплекса упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Таким образом, как у дошкольников из экспериментальной, так и у детей из контрольных групп нами отмечена недостаточность в развитии мелкой моторики. Это говорит о необходимости разработки коррекционной программы (экспериментального комплекса упражнений), которые направлены на коррекцию недостающего компонента в развитии.

  • Броски мяча в стену каждой рукой по 5 раз и ловля обоими руками.
  • Прослушивание действия написания буквы «А».

Тренер говорит: «Буква «А» состоит из двух длинных наклонных вертикальных линий, расположенных ввиду крыши дома, а также одной короткой горизонтальной линии, соединяющий две длинные четко посередине. Письмо начинается, когда мы проводим первую длинную наклонную линию сверху вниз, затем отрываемся и возвращаем ручку в исходное место, проводим вторую наклонную линию сверху вниз, снова отрываемся и проводим горизонтальную линию слева-направо.»

  • Повтор действия написания вслух, когда дети должны проговорить действие за словами учителя.
  • Письмо буквы «А» по опорным точкам и без них.
  • Чтение звуков, соединение их в слоги (3-4 предложения)

Мы начинали с 5 минут общего времени занятий, в течении которых детям предлагалось выполнить упражнения с мячом, прослушать, повторить действие написания и написать одну букву.

В конце предлагалось чтение с целью научиться соединять звуки в слоги и выучить их.

Сводная таблица 2. Результаты тестирования

контрольной и экспериментальных групп детей дошкольного возраста

Тесты

К-группа

(`X±σ)

Э-группа

(`X±σ)

t

p

1 Ходьба по узкому коридору без участия рук и размахивай корпусом;

1,25±0

1,75±0

2,8

≤0,05

2Броски мячом в стену по одной руке и ловля двумя руками;

1,08±0,04

1,83±0,04

3,4

≤0,01

3Перепечатывание текста из книг на компьютер;

1,08±0,04

1,75±0

3,5

≤0,01

4 Прослушивание, воображение и проговаривание буквенного образа;

1,17±0,04

1,75±0

2,4

≤0,05

5 Чтение (любая литература;

1,42±0,04

1,83±0,04

2,3

≤0,05

6 Письмо по опорным точкам и без них букв, которые проговорились

1,17±0,04

1,83±0,04

3,3

≤0,01

Общий показатель

1,2±0,06

1,79±0,02

5,9

≤0,01

Таким образом, у детей из экспериментальной группы значительно выше оказался уровень развития мелкой моторики (t=5,9 при р≤0,01), чем у контрольной. Тогда как на констатирующем этапе не было обнаружено статистически значимых различий между показателями обеих групп. Это говорит об эффективности разработанного нами комплекса упражнений.

Выводы

Использование моей методики с последующим видоизменением и увеличением нагрузки позволит детям и дальше увеличивать свой интеллектуальный потенциал. Ребенок всегда будет приучен к усердию и трудолюбию, будет тяготеть к выполнению действия по слову, которое он прежде оценивает и находит ему объяснение, а значит произвол в его действиях будет исключен. Воображение буквенного образа дает представление о анализе и синтезе, которым в последствии можно успешно пользоваться. А поддержание своего тела в тонусе позволит совершать работу легче, с большей настойчивостью и продолжительностью. Рекомендуется предлагать детям такие занятия от 2 до 4 раз в неделю. Техника письма, особенно каллиграфическая это то, что в современном Мире с развитием компьютерных технологий утрачивается безвозвратно. К сожалению, подобная утрата слишком сильно сказывается на развитии личности, ведь письмо, как отображение функционала той области, которая отвечает за управление рукой, то есть тонкие и четкие ее движения, является показателем, насколько человек этой областью умеет владеть.

Список литературы
  1. Данченкова С. Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс // Воспитание и обучение детей младшего возраста.  2015.  № 3-4. С. 19-20.
  2. Пырьева И. А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Моя профессиональная карьера.  2021.  Т. 2.  № 26.  С. 44-52.
  3. Тлимахова М. Я. Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2015.  С. 180-182.

 

 

международный научный журнал

Научные высказывания #57

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 мая по 31 мая
Осталось 10 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июня
Рассылка печатных экземпляров
21 июня