Изображение женского характера в условиях трудных жизненных ситуаций
Журнал Научные высказывания

Изображение женского характера в условиях трудных жизненных ситуаций

Статья посвящена изучению женских образов в художественной литературе, способов изображения женских характеров в трудных условиях  жизненных обстоятельств.

характер
художественный характер
литературный характер
образ
женский образ

Характер представляет собой одно из самых важных составляющих в литературном произведении. В словаре С.П. Белокуровой термин «литературный характер» трактуется как «художественный образ человека, в котором, в отличие от типа, преобладают индивидуальные черты, социальная, бытовая, психологическая обусловленность свойств личности, проявляющихся в тех или иных обстоятельствах, причем индивидуальное может раскрываться на фоне типического или наоборот». В то время как в литературном энциклопедическом словаре под редакцией В.М. Кожевникова и П.А. Николаева «художественный характер» определяется как «образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли, переживания, речь), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования» [1].

В процессе создания характера героя писатель, как правило, отражает черты реальной или исторической личности. Литературный характер определяется как художественная идея произведения, является активным и играет при этом важную роль в развитии личности и жизни героя. Говоря о художественном произведении и художественном характере, необходимо также уточнить связь взаимообусловленности: поведение и поступки персонажа определяют художественный характер, создают его, что становится далее достоянием восприятия и оценки [1].

Персонаж является категорией художественной формы как неповторимая индивидуальность, информация о которой, как правило, одинакова абсолютно для всех читателей. Характер есть осмысленная категория содержания, воспринимаемая в его социально-психологических и нравственно-философских связях и обусловленности [1].

Что касается женских образов в литературе, здесь следует отметить, что они формируются авторами в определенном социальном контексте, содержание которых отражается и определяется обыденными представлениями о желательности и адекватности определенных черт характера и особенностей женщины. Иными словами, обычно в художественном произведении представляется тот женский образ, который является типичным для конкретного общества [1].

Как известно, существует большое количество различных типов женского образа в литературе. Поскольку важно изобразить человека во всем его многообразии, Е.Ю. Коржова предлагает следующую характеристику женских образов, основываясь главным образом на свою типологию личности:

  1. Личность с активной жизненной позицией – Незнакомка (С. Цвейг «Письма незнакомки»), Катерина Ивановна (Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»), Анна Каренина (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»), Кармен (П. Мериме «Кармен»),
  2. Личность с пассивной жизненной позицией – Нана (Э. Золя «Нана»), Ольга Семеновна (А. П. Чехов «Душечка»),
  3. Личность, стремящаяся достичь равновесия со средой – Скарлетт О'Хара (М. Митчелл «Унесенные ветром»),
  4. Личность, стремящаяся нарушить равновесие со средой – Татьяна Ларина (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»), Катерина (А. Н. Островский «Гроза»),
  5. Ситуативно-целостная личность с деятельной жизненной позицией – Ольга Ивановна (Чехов А. П. «Попрыгунья»),
  6. Внутренне целостная личность – Соня Мармеладова (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»), Елена Стахова (И. С. Тургенев «Накануне») [2].

Проблема свободы, несвободы человеческой личности, жизни в трудных условиях, выживания продолжает волновать писателей и, безусловно, читателей из-за изменений в политической, социальной и культурной сферах человечества.

Так, например, в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» мы отмечаем эстетическую функцию и практическую применимость на разных этапах восприятия, поскольку подобные произведения изобилуют болью, эмоциями, слезами души, повествуя при всем этом различные трагические моменты. В романе Г. Яхиной главным героем является женщина, которая сумела выжить в условиях ГУЛАГа. Эта особенность гендерного аспекта показывает нам одновременно и женскую слабость, и женскую силу. По словам Людмилы Улицкой этот роман повествует нам о созидательной функции женщины, которая во всем видит духовное начало и не теряет своей человечности в нечеловеческих условиях. Именно эти черты помогают главной героине выжить. Также не стоит забывать об особенностях национального характера. В данном романе речь идет о женщине тюркского происхождения. Как правило, татары спокойны и смиренны и не требуют от жизни слишком многого. Автор изображает национальный характер своей героини посредством использования народных ценностей. Зулейха является динамичным персонажем, которая эволюционирует, «открывает глаза» и выходит из «темноты», обретает уверенность и из молчаливой женщины предстает перед читателем личностью со своими принципами, духовными ценностями, что кардинально меняет ее жизненные ориентиры. Традиционный уклад жизни теряет свою значимость и разрушается. Так, перед главной героиней романа предстают иные реалии, благодаря которым Зулейха становится сильной, рациональной, а новые мировидение и самоощущение заменяют страдание и боль [4].

В романе Луизы Мей Олкотт «Маленькие женщины» представлены несколько женских образов, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Главной мыслью данного произведения является обретение настоящего женского счастья. Главные героини романа уверены, что материальные ценности ни в коем случае не смогут заменить счастья. Автор, в свою очередь, отмечает, что «для женщины и любого человека намного важнее окружение и прекрасное отношение с домашними, чем деньги всего мира. Ведь за них не купишь искренние улыбки и детские впечатления». Женские образы в романе имеют совершенно противоположные характеристики. Так, основным противоречивым персонажем является Джо, которая наделена сильными чертами; она является собирательным образом в романе, и автор часто сравнивает ее с мужчиной. Джо действительно предстает перед читателями сильной женщиной, которая не страшится брать на себя ответственность за свои поступки и даже за поступки остальных членов семьи. Она всегда стремится развиваться. Автор наделила ее способностью легко сочетать в себе как женские, так и мужские черты характера. Луиза Мей Олкотт намеренно представила Джо как женщину, которая не боится трудностей и остаться в одиночестве, поскольку для Джо одиночество – это своего рода свобода. Стоит отметить, что эти черты не делают ее антигероем романа, а наоборот доказывают, что идеальный женский образ является многогранным, не зависящим от стереотипов того времени. Все эти характеристики помогают Джо и ее семье выжить в непростых условиях, в условиях отсутствия финансирования и опоры в жизни, ведь их отец, полковой священник, был на войне. Поэтому Джо приходится быть сильной [3].

Используя различные способы изображения героя в условиях трудных жизненных ситуаций, авторы художественных произведений поистине создают уникальные образы сильных, смелых женщин, которые верны своим жизненным принципам, ценят духовную нравственность, выделяются силой духа, свободой от предрассудков, гармоничностью и учат читателей справляться с трудностями, не бояться перемен и стремиться к большему.

Список литературы
  1. Белокурова, С. П. Словарь литературоведческих терминов. Спб: Паритет. – 2007. – 320 с.
  2. Коржова, Е.Ю. Психология личности в художественной литературе. Спб.: Институт практической психологии. – 2004. – 542 с.
  3. Фуйзайлова, В. Б. Специфика изображения женских характеров в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» / В. Б. Фуйзайлова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 38 (328). – С. 211-213. – URL: https://moluch.ru/archive/328/73733/ (дата обращения: 18.09.2022).
  4. Чотчаева Марина Юрьевна, Ключникова Ирина Владимировна Художественные особенности изображения женского национального характера в условиях несвободы (на примере произведения Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennye-osobennosti-izobrazheniya-zhenskogo-natsionalnogo-haraktera-v-usloviyah-nesvobody-na-primere-proizvedeniya-guzel (дата обращения: 18.09.2022).