Особенности страхов у современных дошкольников
Статья рассматривает само понятие страха, которое проявляется у современных дошкольников, а также приводит результаты изучения страхов у дошкольников в рамках эмпирического исследования. В статье приведены основные положения коррекционной программы для дошкольников, направленной на работу со страхами.
Тема детских страхов является довольно актуальной в современном мире, так как дети довольно часто испытывают стрессы, которые потом являются источниками фобий [5]. Страх также является фактором развития разных девиантных отклонений в поведении детей. Актуальность исследования состоит в том, что детские страхи поддаются коррекции до десятилетнего возраста. Соответственно, при своевременном выявлении детских страхов, к ним можно найти подход. На данный момент нет унифицированного подхода ко всем детским страхам, необходимо работать с каждым ребенком индивидуально, в соответствии с его возможностями, особенностями, темпераментом и интеллектом [1].
Вопросами о детском страхе занимался и продолжает заниматься ряд исследователей, таких, как Е.В, Антонова, О.А. Томашевская, В.А. Артемов, Т.В, Бавина, Н.Г. Вологдина. С.Г. Зубанова, А.Н., С. Холл Малахова и многие другие.
Практическая значимость: полученные результаты исследования позволят совершенствовать процесс коррекции страхов дошкольников, благодаря разработанной и апробированной психолого-педагогической программе по коррекции страхов дошкольников.
В целом понятие «страх» в психологии обозначает ряд эмоциональных состояний, которые могут быть как в пределах нормы (слабые или умеренные реакции, к примеру, это инстинкт самосохранения – он основан на страхе), сильный же страх без обоснованной причины является уже отклонением от нормы и требует серьезной работы по коррекции [4].
В рамках данной статьи рассмотрим результаты исследования, полученные при работе с выборкой размером в 100 дошкольников. Возрастная группа: 4-7 лет (исследование проходило на базе МДОАУ «ДС № 18» г. Оренбурга).
При выборе методик учитывалась: положительная оценка применения и надежность методики по данным ряда отечественных и зарубежных исследователей; доступность методики для изучаемого контингента; простота в проведении и обработке.
Для выявления наличия определенных страхов у дошкольников использовался опросник Захарова А.И., который состоит из 29 вопросов. Испытуемому необходимо ответить на вопрос «да» - «нет» или же «боюсь» - «не боюсь».
Выборка была разделена по годам, так как восприятие детей в 4 года и в 7 лет серьезно отличаются друг от друга. Результаты исследования страхов у детей согласно опроснику представлен в таблице 1.
Таблица 1
Группы страхов
Вид страха |
Выраженность страха у дошкольников (в %) |
|||
|
4 года |
5 лет |
6 лет |
7 лет |
Страх в связи с полом |
22 |
19 |
47 |
24 |
Страх одиночества |
11 |
|
|
|
Страх родительского наказания |
|
|
15 |
|
Страх стихийных бедствий |
|
|
|
18 |
Страх войны |
|
|
|
16 |
Страх сделать неверно |
|
|
|
22 |
Страх темноты |
41 |
12 |
11 |
9 |
Страх животных |
|
53 |
18 |
11 |
Страх сказочных персонажей |
26 |
16 |
9 |
|
По данным протоколов диагностирования произведена количественная и качественная интерпретация результатов обследования.
В возрасте четырех лет у детей присутствуют такие страхи, как страх темноты, страх в связи с полом (22% - 5 испытуемых), сказочных персонажей (26% - 6 испытуемых) и боязнь одиночества (11% - 3 испытуемых). Доминирующим страхом является страх темноты, который присутствует у 41% испытуемых (9 детей).
Рис. 1. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет
В пять лет у дошкольников присутствуют следующие страхи: боязнь животных (53%), страх в связи с полом (19%), страх перед сказочными персонажами у 16% испытуемых (5 детей). Также у 12% испытуемых (4 ребенка) присутствует страх темноты. Более выраженным является страх животных (53% опрошенных - 14 детей)
Рис. 2. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте пяти лет
Соответственно. Такие результаты позволяют говорить о том, что на данном возрастном этапе дети сохраняют «сказочность» страхов – то есть переносят образы сказочных отрицательных персонажей в реальный мир, который их окружает. Также страх темноты – как страх неизвестности – сохраняется довольно продолжительное время [2].
Страх к животным – скорее всего формируется из рассказов при формировании представлений ребенка об окружающем мире, так как детям объясняется, к примеру, что лев – хищник, собака – друг человека, но может укусить, с такими «программами» дети учатся бояться потенциальной опасности, соответственно, с данной группой страхов можно работать даже в рамках семейного воспитания – объяснять ребенку более детально, что всех животных бояться не нужно, а нужно знать их, чтобы как раз избежать опасности [7].
Рис. 3. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте шести лет
Из полученных данных по детям возрастной группы 6 лет можно сделать вывод о том, что связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх в связи с полом. Этот страх тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных. Все эти страхи имеют своей мотивацией угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей.
Стоит отметить, что к шести годам ребенок начинает понимать, что персонажи, которые пугали его в более раннем возрасте, являются ненастоящими – сказочными [2]. То есть ребенок начинает различать вымышленные события из сказок и мультфильмов от реальных, по-разному воспринимает мультфильмы и фильмы. Однако сказочный персонаж у особо впечатлительных детей может остаться в воображении – то есть ребенок сам наделяет его какими-то свойствами. В исследовании 9% исследуемых проявили такой страх, его можно уже назвать деструктивным, так как ребенок поддерживает образ в своем мировосприятии.
В семь лет ребенок готовится стать школьником, разумеется, страхи у школьника уже иного характера и больше развернуты в сторону социума, так как ему приходится взаимодействовать с большим количеством малознакомых людей в малознакомой обстановке [6].
В данном возрасте остается страх в связи с полом (характерно для 24% испытуемых - 6 детей), возникает страх сделать что - либо не так, неправильно (свойственно для 22% - 5 детей), что связано непосредственно с учебной деятельностью, страх стихийных бедствий (наводнения, землетрясения, ураганов, бури) у 18% испытуемых (4 ребенка). Данный страх появляется из - за расширения знаний ребенка об окружающем мире, общей осведомленности.
Остаются страх войны, как смерти у 16% испытуемых (3 ребенка), темноты у 9% испытуемых (1 ребенок) и боязнь животных у 11% испытуемых (2 ребенка).
Рис. 4. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что каждому возрастному периоду характерен определенный страх.
В рамках коррекционной работы предлагаются следующие направления для борьбы со страхами дошкольников: рисование страха, сочинение рассказа (устного или письменного) на тему страха, сочинение героической сказки, в которой главный герой – ребенок – побеждает отрицательного персонажа – свой страх.
Применение на практике данных коррекционных мер дало следующие результаты.
Рассмотрим изменения, произошедшие после проведения коррекционной работы у дошкольников в возрасте четырех лет.
Рис. 5. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте четырех лет
По рисунку 5 можно говорить о том, что дети постепенно смогли справиться с большей частью страхов в исследуемой группе.
Рис. 6. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте шести лет
Далее перейдем к рассмотрению полученных данных после повторного обследования дошкольников в возрасте семи лет на доминирование того или иного вида страха.
Рис. 7. Распределение дошкольников по доминированию страхов в возрасте семи лет
Как видно из рисунка 8, для данной выборки также характерна положительная динамика. Деструктивный страх темноты, который присутствовал у 9% испытуемых (2 ребенка), после повторного обследования не был выявлен. Также наблюдается снижения выраженности страха животных с 11% до 3%. По всем остальным видам страха также наблюдается снижение уровня влияния в два раза.
Таким образом, предлагаемые пути коррекции являются эффективными. Однако стоит учитывать, что работа должна проводиться с психологом, так как крайне важно направлять детей в коррекционной деятельности по борьбе со страхами в нужное русло.
- Антонова Е.В., Томашевская О.А. Коррекция страхов у детей ст.д/в методами арт - педагогики. Конференция 2015.
- Артемов, В.А. Детская экспериментальная психология / В.А. Артемов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 256 c.
- Бавина, Т. В. Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. - М.: АРКТИ, 2016. - 135 c.
- Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2017. - 224 c.
- Зубанова, С. Г. Детские страхи / С.Г. Зубанова. - М.: Научная книга, 2013. - 281 c.
- Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. – СПб.: ООО « Изд. « Детство – Пресс», 2016 – 314 с.
- Холл, С. Дети. Любовь, страх, нравственные недостатки и заблуждения. Очерки по детской психологии и педагогике / С. Холл. - Москва: СИНТЕГ, 2013. - 377 c.