Проблемы управления качеством международных образовательных проектов
Образование является главной заботой для всех обществ. Являясь основой и важнейшей движущей силой экономического, социального и человеческого развития, образование находится в центре изменений, которые кардинально влияют на наш мир в областях науки, техники, экономики и культуры. Это причина социальных изменений и научного прогресса, и, в свою очередь, она подвержена результатам прогресса, который она сама и породила. Проекты, которые обеспечивают финансирование образовательной деятельности на национальном и международном уровнях, рассматриваются как единственная возможность для улучшений обмена опытом и образовательными инновациями. Проблема, с которой сталкивается группа специалистов, работающих над проектом, связана не только с нехваткой ресурсов для трансформации существующих образовательных программ, но также и с управлением качества образовательных проектов, реализуемых в международной среде. В статье рассматриваются основные проблемы управления качеством международных, образовательных программ.
Большая часть образовательной деятельности в мире осуществляется в рамках международных проектов и сотрудничества между мультикультурными командами преподавателей и исследователей. Термин «управление» означает процесс, направленный на реализацию решений, их контроль, корректировка объекта управления согласно поставленной цели, анализ и подведение итогов на основе надежной информации. Н.М. Борытко характеризует управление как «особого рода деятельность, обеспечивающую функционирование и развитие общеобразовательного учреждения, реализацию его концепции и программы» [1, с. 40]. «Управление - это процесс организации любых воздействий, направленных на реализацию поставленных задач». М.И. Кондаков полагает, что «система управления образовательным учреждением специализируется на социально-педагогической системе, которая предполагает сознательное, систематическое, целенаправленное влияние субъекта управления на все аспекты жизни в образовательной организации, с целью обеспечения оптимального социально- экономического и организационно-педагогического функционирования процесса обучения и воспитания поколения» [4, с. 198]. «На философском уровне понимание понятия «Управление» заключается в идее, что все системы управления созданы с целью реализовать задуманное, привлекая единомышленников» [2, с. 135].
Процесс управления международными образовательными проектами, которые преимущественно основаны на мягких мерах, полностью отличается от общего понимания управления проектами, представленного всемирно признанными профессиональными организациями, такими как Международная ассоциация управления проектами (IPMA) или Институт управления проектами (PMI). Последний разработал одну из самых влиятельных программ сертификационного обучения, получившую мировое признание. Помимо обширной практики и хорошо разработанного стандартизированного процесса цикла управления проектами, ни методы IPMA, ни PMI, ни опыт, приобретенный даже высококвалифицированными менеджерами проектов, не могут быть непосредственно применены или перенесены в логику международного образовательного проекта, даже для тех, которые финансируются в рамках любой из существующих программ или инструментов, например, программа Европейского союза «Эразмус». Обоснованием этого может служить специфические особенности образовательных проектов, во-первых, потому что этапы международного образовательного проекта такие же, как и у любого другого проекта, независимо от его типа, целей, продолжительности, масштаба, финансирования и воздействия, и это может быть доказано с помощью сравнительный анализ унифицированных этапов проекта различных типов проектов; во-вторых, потому что управление качеством проекта является общим системным процессом, независимо от целей проекта, средств проверки, допущений и рисков, и в-третьих, потому что установленные на международном уровне стандарты надлежащего управления проектами не могут быть признаны стандартами, если на них могут повлиять особенности типологии проекта. Международный образовательный проект, как правило, отличается наиболее высокой стоимостью. К международным проектам относят все проекты, в которых принимают участие организации из разных стран. Далее рассмотрим основные сложности управления международными проектами.
- Экономические факторы. Анализируя внешнюю обстановку для определения перспектив реализации проекта, необходимо оценить такие показатели как: экономический рост, уровень инфляции, кредитоспособность банков, платежеспособность населения, стоимость труда и т.д., например, экономический рост оказывает влияние на возможности и угрозы для организации. Во время экономического роста происходит увеличение расходов потребителей, что вызывает снижение конкуренции и появление свободных денежных средств, которые организации готовы вложить в перспективные проекты. Рецессия ведет к росту конкурентного давления, что вызовет риск к потере прибыли, таким образом, некоторые проекты придется закрыть.
- Политическая обстановка. При реализации образовательной программы, также необходимо учитывать действующее законодательство, той страны, где будет реализовываться проект. Её налоговая и бюджетная политика также может влиять на процесс реализации проекта. Не всегда политика государства может положительно повлиять на осуществление проекта.
- Проблема коммуникаций в рамках управления международными проектами. Проведенные исследования показывают, что на организацию коммуникации в среднем тратится около 70 % времени, а это почти шесть часов из восьмичасового рабочего дня. «Согласно исследованию, PMI о роли коммуникации, на каждый миллиард долларов, потраченный на проект, 135 миллионов — это средняя стоимость рисков и 56 % из этих 135 миллионов или 75 миллионов долларов — это риски, которые случаются из-за неэффективной коммуникации» [3, с. 164]. Статистика показывает, что около 70 % крупных проектов, не достигли положенного результата по причине проблем в планировании и коммуникации. Следовательно, мы полагаем, что коммуникация является важной частью успешного проекта. Коммуникация должна быть эффективной, для этого необходимо знать основные ошибки при планировании образовательных проектов и вовремя их ликвидировать.
Потребность участия в международных проектах той или иной страны обуславливается тем, что можно получить выгоду от таких проектов. Например, в определенных случаях появляются партнёры, которые находятся в разных регионах земли, и они вынуждены сотрудничать в международном образовательном проекте, для того, чтобы не отставать от других стран. Прежде чем принимать участие в том или ином образовательном проекте, образовательная организация должна взвесить все плюсы и минусы подобного рода деятельности.
- Борытко, Н. М. Управление образовательными системами [Текст]: учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова / под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: ВГИПК РО, 2006 - 48 с.
- Белоусова, Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Надежда Владимировна Белоусова. - Москва, 2009. - 235 с.
- Ситдикова, Л. В. Роль коммуникации в управлении международными проектами / Л. В. Ситдикова, Л. Ф. Мухаметдинова. — [Текст]: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 47 (337). — С. 164-165.
- Кондаков, М. И. Теоретические основы школоведения [Текст]: учебник / М. И. Кондаков. - М.: Педагогика, 2001. - 300 с.