ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТРЕБОВАНИЯМИ НА ЭТАПЕ НАПИСАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Журнал Научные высказывания

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ТРЕБОВАНИЯМИ НА ЭТАПЕ НАПИСАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье представлено описание основных действий аналитика при разработке программного обеспечения. Основные работы распределены по этапам, по итогам обзора каждого этапа локализованы критичные ошибки, представлены рекомендации по улучшению качества работы аналитика. Это позволяет наглядно представить трансформацию бизнес-потребностей Заказчика в аналитическую документацию.

управление проектами
аналитика
разработка программного обеспечения
управление требованиями
техническое задание

Управление требованиями включает в себя процессы сбора потребностей от основных стейкхолдеров, их первичной обработки и анализа, документирования, определения приоритетов, контроля изменений и реализации [1].

Количество требований и их логическая сложность непредсказуемы, а в дополнении с возможными изменениями во время разработки может привести к некачественному и некорректному формату разработки, поэтому важно, чтобы в любой момент времени аналитик мог определить историчность функциональности.

Жизненный цикл управления требованиями состоит из следующих этапов [2]: выявление требований; согласование требований; фиксация и анализ требований; систематизация требований в рамках единой документации (техническое задание, пояснительная записка или любой другой формат аналитической документации).

В рамках проектной работе на каждом этапе может возникнуть вариативность действий аналитика. При выборе некорректного варианта действия могут повлечь за собой срыв сроков и увеличения стоимости проекта.

Выявление согласование требований

Данный этап включает в себя выявление и управление стейкхолдерами, проведение процедуры сбора требований, а также фиксация результатов.

Чаще всего аналитики на проекте пропускают момент фиксации договоренностей, что в дальнейшем приводит к неудовлетворенности Заказчика. Каждый аналитик должен помнить, что необходимо не только собирать требования с Заказчика, но также и валидировать соответствие виденья реализации системы.

На данном этапе рекомендуется после каждой встречи с стейкхолдерами подготавливать соответствующие артефакты (протоколы встречи), с которыми каждый стейкхолдер должен иметь возможность ознакомиться.

Такие артефакты позволят в дальнейшем на любом этапе отследить, кто является носителем потребности и насколько корректно потребность легла в описания требования, а затем и в реализацию функциональности.

Фиксация и анализ требований

В рамках инженерии требований самыми популярными способами фиксации требований являются [3.4]:

  • канонический вид «Система должна…»;
  • пользовательские истории «Как «роль» должен иметь возможность…»;
  • модель прецедентов, включающая в себя пошаговое описание варианта использования системы.

Чаще всего аналитики прибегают к тому способу, который удобен аналитику, понятен Заказчику, учитывает специфику того или иного требования.

На данном этапе чаще всего не учитываются способности Заказчика корректно прочитать и воспринять описания требования. Для дальнейшей корректной работы рекомендуется на раннем этапе согласовать с стейкхолдерами формат передачи требований, предоставить пробный артефакт и найти баланс между принятыми нормами понимания требований и возможностями к восприятию конкретным стейкхолдером.

Анализ требований должен включать в себя не только проверку на однозначность, ясность, возможность исполнения, но и контроль согласованности требований от каждого стейкхолдера. Артефакты, подготовленные на этапе выявления требований смогут помочь восстановить источник требований и найти более подходящий вариант обработки потребности.

Подготовка аналитической документации

В проектной деятельности могут встречаться разные типы аналитической документации, помимо этого могут быть добавлены ограничения и особенности ГОСТ 19 или ГОСТ 34.

Подготовка детальной документации с требованиями по ГОСТ может повлечь за собой дополнительные затраты времени аналитики, что приведет к удорожанию проекта. Чаще всего аналитик настаивает на принятом в компании формате документации, не обращая внимания на особенности проекта (размер, сроки, наличие прошлых аналитических атрибутов у Заказчика).

Для написания корректного и адекватно отображающего особенности проект аналитического документа для всех стейкхолдеров рекомендуется заранее, по возможности на начальном этапе согласовать основные требования к документу, а в дальнейшем лишь до уточнять их. Такой подход гарантирует удовлетворенность как Заказчиком, так и команду проекта.

Управление изменениями

В ходе разработки ИТ-проекта как со стороны Заказчика, так и со стороны команды могут появиться дополнительные требования не только на этапе аналитики, но и позже. Новые требования достаточно просто добавляются в проект при гибкой методологии разработки. Так как в рамках рассматриваемого проекта разработка системы проводилась по фиксированной оплате за фиксированный объем задач добавление новых требований со стороны Заказчика в систему было решено фиксировать в дополнительном аналитическом документе. Важным аспектом выполнения этой работы была корректная интеграция новых требований в систему с учетом уже разработанной функциональности.

Выводы

По результатам выполненных работы был подготовлен ряд выводов:

  • на этапе сбора требований к проекту аналитику рекомендуется фиксировать все договоренности и контролировать ознакомление с ними у всей рабочей группы;
  • на ранних этапах работы на проекте рекомендуется согласовывать формат представления требований и написания аналитической документации, что позволит гарантировать единое понимание поведения системы всей командой;
  • отслеживание историчности требований (трассировка) позволяет на поздних этапах разработки интегрировать новые требования к системе с минимальными затратами.
Список литературы
  1. Карл Вигерс, Джой Битти. Разработка требований к программному обеспечению. 3-е изд., дополненное / Пер. с англ. М.: Издательство «Русская редакция»; СПб.: БХВ-Петербург, 2014. 736 стр.
  2.  Элизабет Халл, Кен Джексон, Джереми Дик. Разработка и управление требованиями. Практическое руководство пользователя (Второе издание). [Электронный ресурс]: Электронная версия. URL: http://www.interface.ru/iarticle/files/19771_42776753.pdf (дата обращения: 10.09.2021).
  3. Пилон, Д. Управление разработкой ПО / Д. Пилон, Р. Майлз. – СПб.: Питер, 2011. – 460 с.
  4. Грэхем, И. Объектно-ориентированные методы. Принципы и правктика / И. Грэхем; пер. с англ., ред. Н.Н. Куссуль. – 3-е изд. – М.: Вильямс, 2004. – 800 с.