Проблемы реализации гражданами активного избирательного права: на примере выборов президента РФ 15-17 марта 2024 года
Журнал Научные высказывания

Проблемы реализации гражданами активного избирательного права: на примере выборов президента РФ 15-17 марта 2024 года

Научно-исследовательская работа посвящена вопросам институтаизбирательного права. На основе анализа процедуры проведения выборов президента Российской Федерации (15.03.24г.-17.03.24г.) автором определены пробелы законодательства по вопросу невозможности реализовать право на избрание высшего должностного лица государства. Основную базу исследования составили юридические документы, факты жалоб участников избирательного процесса, статистика правонарушений во время процедуры выборов. Базируясь на результатах исследования, составлены предложения по внесению изменений в конституционное законодательства.

активное избирательное право
процедура выборов
избиратели
статус граждан без прописки
конфликтная ситуация
избирательная комиссия
законодательство

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что современное общество подразумевает соответствующий подход в законодательстве, в данном случае – преобразование системы закона о выборах в соответствии с требованиями информационного общества. На сегодняшний день существует проблема конфликтных ситуаций с осуществлением активного избирательного права граждан на выборах главы государства. В эту категорию входят граждане, не имеющие постоянной прописки. В свою очередь, для таких граждан предполагается определённая процедура участия в выборах.

Как показывает практика, в настоящее время возникают проблемы с приёмом граждан на избирательных участках в субъектах Российской Федерации в связи с тем, что в базе данные люди не числятся.

Изучение процедуры выборов президента Российской Федерации, проходивших с 15 по 17 марта 2024 года, показывает наличие конфликтных ситуаций, решение которых не отражено в законодательстве. Действующее законодательство по избирательному праву даёт возможность («лазейки») для провокаторов, основания для конфликтных ситуаций может приводить к нарушению прав участников избирательного процесса. Внесение поправок в законы о выборах, с одной стороны, поможет минимизировать спорные конфликтные ситуации, возникающие при реализации активного избирательного права гражданами РФ, с другой, вызовет цепочку последствий, преобразуя избирательное право в соответствии с потребностями современного информационного общества.

Россия является демократическим государством. Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, и высшим выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. [1, ст.3]

В рамках избирательного процесса осуществляется политическая деятельность, которая проявляется в форме участия граждан в выборах государственных должностей. В политической системе РФ важная роль отводится осуществлению активного избирательного права, которое является основой выборной процедуры. В современной конституционно-правовой науке к числу малоизученных проблем законодательства относится реализация избирательного права гражданами РФ. Наделение правами избирателей регулируется Федеральным Законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". [2, ст.16-19]

В настоящее время большая часть граждан РФ проявляют активность в данной сфере и следуют тенденциям активной жизненной позиции, участвуя в политической жизни государства. Отдельные граждане придерживаются довольно консервативной позиции, выбирая очевидных кандидатов, некоторые отдают предпочтение новым лицам, давая возможность проявить себя. В связи с этим, очень важно, чтобы все граждане имели возможность на осуществление политического права на избрание кандидата на высшие государственные должности. На современном этапе политического развития общества важно создать комфортные условия всем гражданам для реализации политических прав, предоставив чёткий план действий. В данном случае, чем проще, тем лучше – и для избирателей, и для членов участковых и территориальных избирательных комиссий.

На сегодняшний день ведётся активная политика государства на вовлечение граждан в выборы высших государственных должностей, чем и обусловливается политическая социализация общества. Участковые и территориальные избирательные комиссии являются важным элементом процедуры выборов. Очевидно, что их деятельность связана не только с наблюдением, но и правоприменением в соответствии с законодательством РФ. Конечно, нельзя исключать возможность возникновения конфликтных ситуаций по предмету противоправности деяния кого-то из участников процедуры выборов, и разрешение возникших ситуаций, как правило, процесс неэффективный и бюрократический. Именно поэтому очень важно определить максимально ясные правила поведения в тех или иных случаях для комфортного протекания избирательного процесса.

Законодательная база Российской Федерации по избирательному праву носит обширный характер. Государство предлагает множество вариантов осуществления избирательного права гражданами, указывая разные сроки и учитывая все возможные жизненные ситуации. Нет чёткого и конкретного плана действий по осуществлению избирательного права, что порождает конфликтные ситуации. Так, в ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указаны различные сроки подачи заявления гражданами, находящимися в местах нахождения, а не жительства/прописки. Статья 17 п.17 гласит о том, что избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем в день голосования.  В данном случае, правоприменение создаёт большую проблему для работы самой комиссии и основу для злоупотреблений. Также и с трёхдневным сроком подачи заявления. За определённый срок необходимо определиться контингентом, чтобы не было основы для вседозволенности членов избирательной комиссии и возможностей влияние на итог выборов. В статье 4 п.4.1 не менее чем за три месяца до дня голосования государство предлагает подать заявление гражданину о включении в список избирателей по месту нахождения. Данный срок, по моему мнению, слишком большой по времени, так как жизненные обстоятельства меняются часто, и гражданину сложно просчитать или предугадать ход событий вокруг своей личности. Исходя из того, что есть проблема правоприменения закона, избирательные комиссии вынуждены адаптироваться к ситуациям, что создаёт дополнительные проблемы в процедуре выборов.

Лучшим вариантом является усреднённый срок подачи заявления – «не ранее, чем за 45 дней до первого дня голосования – 14 часов по местному времени» (ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ред. от 25.12.2023 ст.64 п.16). Данный срок оптимален, так как учитывает и трудовые, и социальные, а также иные управляемые события человека в социуме. [2, ст.64 п.16]

В Российской Федерации избирательный процесс базируется на старой форме процедуры голосования: «по месту жительства». Данный вид вызывает конфликтные ситуации и недовольства некоторых участников избирательного процесса. Обстоятельства, вызывающие недовольства и жалобы бывают разными: изменение прописки, командировка, длительное лечение в стационаре, нет возможности использовать электронную систему Госуслуг и т.д. Избирательный закон и процедуры имеют «лазейки», которыми пользуются и провокаторы.

 Современное общество мобильно и предполагает новые подходы во всех процессах. В данный период времени модернизируются все системы, создаются базы данных: потребителей, банковских услуг, служб МВД, военкомата, судебных приставов и т.п. А выборы носят характер важного политического процесса, имеющего влияние на будущее страны на ближайшие 5-6 лет, в связи, с чем и в области осуществления активного избирательного права необходимы изменения.

Основой проведения голосования является паспортная система: когда гражданин получает избирательный бюллетень при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписан в 2002, с того времени общество поменялось и законодательству необходимо «идти в ногу со временем» и интегрироваться в современные требования, минимизируя ситуации, порождающие конфликтные ситуации. Дополнительным вариантом осуществление права является предоставление водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством. Предложение оптимально, так как в современном обществе наблюдается тенденция увеличения числа автомобилистов. Как сообщает «Автостат», на 1 января 2023 года в России зарегистрировано 53,8 млн. автомобилей. В России идёт рост продаж легковых автомобилей с начала 2024 года. [4] По данным ГИБДД за первые четыре месяца зарегистрировали более 465 тысяч новых машин – рост почти 90%. Только в апреле россияне купили более 135,5 тысячи автомобилей, что на 82,6% больше апрельских показателей в 2023 году. Все автомобилисты в России – избиратели. Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем дополнить базу документов, по которым избиратель может осуществить право участия в выборах.

Суммируя вышесказанное, уточняем наши предложения. Во-первых, необходимо внести конкретику в законодательство, убрав множественные толкования; мною планируется предложить единый срок подачи заявления гражданами на реализацию активного избирательного права в случае возникновении проблем, выбрав оптимальный вариант – 45 дней – в целях усреднённого учёта возможных ситуаций и образования упрощённой системы для реализации политического права избирателями и работы комиссий. Во-вторых, нужно дополнить базу возможных документов, предоставляемых при получении бюллетеня, внеся в неё – водительское удостоверение.

Предлагая поправки в законодательство РФ по избирательному праву, изложенные выше, ожидаемые результаты предполагаются следующие: получение современной системы голосования, которая будет действовать в соответствиями требованиям информационного общества; предотвращение злоупотребления и провокаций из-за отсутствия возможности использовать  в своих целях слишком большой и маленький сроки; данное новшество упростит работу избирательных комиссий, так как у участников процедуры будут чёткие инструкции действий в соответствии с единым законным правилом. И как следствие - минимизация жалобы в связи с нарушением процедур. Участие в выборах – это право, а не обязанность, каждый гражданин Российской Федерации может выстроить экономическую, социальную, духовную жизнь так, чтобы в назначенный срок – 3-х дневный очного голосования и дистанционного – реализовать политическое право избирательного процесса.

Предлагая данные поправки на внесение в существующее законодательство по избирательному праву, ожидаю получить следующие вероятные изменения: формирование более удобной системы голосования на выборах, как для государства, так и для граждан; уменьшение спорных случаев, связанных с нарушением прав участников избирательного процесса; появление новых инструкций для членов участковых и территориальных избирательных комиссий, которые буду уже регистрировать участников выборов, имея более ясные положения специальных инструкций, формирование электронной закрытой базы для членов избирательной комиссии в целях перехода на более цифровой формат и отслеживания статуса избирателя, осуществляющего активное избирательное право; отсутствие привязки граждан к территориальной избирательной комиссии.

Участие граждан в выборах государственных деятелей имеет огромное значение для функционирования демократического общества и обеспечения его стабильности. Голосование на выборах позволяет гражданам выразить свою волю и выбрать представителей, которые будут отражать их интересы и ценности в правительстве. Важно, чтобы у всех категорий граждан была такая возможность – осуществить своё право беспрепятственно. Легитимность выборов является основой для признания власти и обеспечивает стабильность политической системы. Выборы позволяют гражданам контролировать действия правительства, следить за его работой и, при необходимости, менять представителей, которые не выполняют свои обязанности. Участие граждан в выборах способствует развитию демократических институтов и ценностей в обществе, что формирует культуру гражданского участия и ответственности перед страной. Выборы позволяют гражданам выбирать представителей, которые будут заниматься решением актуальных общественных проблем, таких как экономическое развитие, социальная справедливость, экологическая безопасность и другие. Важно встроить все политические процедуры в реалии современного информационного общества, чтобы не получить конфликтных ситуаций. Участие граждан в выборах является фундаментальным элементом демократии и гражданского общества. Оно способствует укреплению правового государства, защите прав и свобод граждан, а также обеспечивает разнообразие мнений и интересов в политической жизни страны, поэтому очень важно иметь чёткую законодательную базу для регулирования данного процесса, на это и направлена моя законодательная инициатива.

Список литературы
  1. "Конституция Российской Федерации" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399
  2. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
  3. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (последняя редакция) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/
  4. Аналитическое агентство «Автостат» Аналитическое агентство АВТОСТАТ (autostat.ru)  
  5. Статистика зарегестрированных автомобилей по данным ГИБДД в 2024 году URL: https://www.gazeta.ru/auto/news/2023/04/26/20298595.shtml
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября