Коррупция - угроза национальной безопасности РФ
Коррупция - это раковая опухоль экономики и государственного управления, способная уничтожать мощнейшие империи и государства. Проблема актуальна для всех стран мира. Россия не исключение.
В статье изучены её проявления в современном российском государстве. Применяя методы экономического и политического анализа, были выявлены области экономики, на которые коррупция оказывает негативный эффект.
Был проанализирован опыт стран, успешно нивелирующих последствия коррупции. На основании сопоставления и анализа, в выводе были представлены методы, которые смогут успешно быть применены в России для устрашения данной проблемы.
Коррупция - явление давно известное человечеству. Огромное количество художественных произведений посвящено высмеиванию этого порока. На данный момент, трудно найти человека, который относился бы к нему положительно, о чем свидетельствуют социальные опросы, проведенные РБК (90% опрошенных заявляют, что коррупция абсолютно неприемлема).
Моя цель - доказать, что коррупция – угроза национальной безопасности РФ, обосновать необходимость искоренения проблемы путем анализа ее влияния на различные сферы жизни государства и общества, проанализировать опыт стран, успешно противодействующих данному явлению и определить на основании анализа специальные методы противодействия коррупции на территории Российской Федерации.
Данная тема рождает множество мифов и спекуляций с целью влияния на общественное мнение для того, чтобы реализовать свои политические амбиции и устранить конкурентов, однако это не повод перестать вести борьбу.
Необходимо также сделать важную оговорку: искоренить коррупцию полностью невозможно, но снизить негативное влияние на различные сферы государственной и общественной жизни возможно.
Определение понятия:
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами(такое определение дает “Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О противодействии коррупции")
Необходимость борьбы подчеркивается также «Конвенцией ООН против коррупции», принятой на 58 сессии генассамблеи, РФ ратифицировала конвенцию вместе с подавляющим числом стран.
Несмотря на все вышеперечисленное, Россия, как и большинство стран СНГ занимает последние места (136 место) в «Списке стран по индексу восприятия коррупции», рейтинг составляется неправительственной международной организацией, имеющей авторитет в мире. Исключать политизированность рейтинга нельзя, именно поэтому делая выводы опираясь только на один только этот источник нельзя.
Опросы ВЦИОМ показывают также далеко не радужные цифры. Аресты чиновников и политиков всего лишь 42% россиян воспринимают как реальное противодействие преступлению, 47% считает, что данные акции проводятся с целью «создать видимость борьбы с казнокрадством». То есть, люди не видят реальных результатов и не считают методы, используемые сейчас, эффективными.[1]
По данным РБК, за 2021 и 2022 год, коррупция нанесла ущерб в размере 100 млрд. рублей, это только раскрытые преступления.
Заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев не раз высказывал опасения, касающиеся высокого уровня коррумпированности некоторых государственных учреждений.
Имея все эти данные, необходимо модернизировать меры противодействия, о которых и пойдет речь в работе.
Если мы хотим видеть нашу страну сильной, мощной и развитой - нам необходимо в кратчайшие сроки ликвидировать угрозу. Для того, чтобы выполнить задачу, нужно быть готовым действовать максимально быстро и принимать сложные решения.
- Как взялась коррупция и как она эволюционировала?
Коррупция - проблема, которая тревожила различных государственных деятелей с глубокой древности. С этим явлением сталкивались первые правители Египта, о чем свидетельствуют найденные надписи и таблички. Также, с этой угрозой столкнулась и Римская Империя, в результате чего она и распалась.
Слово «коррупция» происходит от латинского «corruptio», что означает «порча», «разложение», «продажность».
Так в чем же причина столь печального положения вещей?
Ответ на вопрос дает профессор Роберт Клитгаард. По его мнению, виновато стечение нескольких факторов:
- Низкий уровень экономического развития. У всех членов общества в таком случае есть «мотивация» совершать правонарушение, выжить иначе невозможно(мизерный уровень заработных плат и т,д)
- Наличие большого бюрократического аппарата. Характерно для РФ, наличие его связано с огромной территорией.
- Централизация государства подстрекает рост коррупционных правонарушений. Хорошо известны примеры государств, где, к сожалению, такая тенденция наблюдалась. Это Византийская и Римская империя.
- Географический фактор (в сочетании с фактором централизации власти). Огромные размеры страны неизбежно влекут за собой трудности в управлении и контроле над деятельностью чиновников на местах. Также характерен для России.
- Социальный. В некоторых странах, преимущественно в Африке, сохранилась клановость. «Дружеские связи», процедура «дарения» вождям клана подарков — все это норма.
- Исторический фактор. В некоторых странах взяточничество переплелось с повседневной жизнью. Такая ситуация сложилась исторически. Мы остановимся на историческом факторе поподробнее, рассмотрим его в контексте Российской Федерации.
Российское государство имеет особую предрасположенность к коррупции. Дело в том, что во времена становления абсолютизма, приблизительно 16 век, в Российской Империи чиновники получали очень небольшое жалованье, поэтому за каждую услугу государственному служащему было принято приносить в качестве благодарности за проделанную работу подарки. В те времена, это не являлось правонарушением. С приходом к власти Петра Первого (1682 год) ситуация изменилась — будущий император ввёл европейскую систему: теперь «подарки» были вне закона, за них очень сурово наказывали. Жалование чиновников при этом никак не изменилось. Как в такой системе обойтись без взяток? Еще и ко всему добавляется запутанное делопроизводство, в особенности, в области финансов. В России не велась приходно—расчетная книга(в этой книге записаны все источники доходов и зафиксированы расходы). Неудивительно, что из-за такой непрозрачной системы, красть деньги из бюджета было несложно.
Для борьбы с казнокрадством были назначены комиссары-чиновники, однако зачастую уполномоченные оказывались сами вовлечены в преступную деятельность. В 1725 году за казнокрадство и взятки были повешены комиссары Арцибашев, Баранов, Волоцкий.
Петр I выстраивал в государстве систему борьбы с коррупцией. Расследованиями по факту «похищении казны» первоначально занималась тайная канцелярия во главе во главе с графом П.А.Толстым.
Взошедшая на трон дочь Петра I Елизавета абсолютно не разделяла курс Петра Первого в данном вопросе. Страна вернулась к прежним порядкам. Была отменена выплата жалования чиновникам и смертная казнь за взяточничество. Сенат пытался что-то предпринять, но эффективность предпринимаемых мер была мала.
Екатерина II вернула Россию на рельсы, заложенные первым Императором, в вопросах борьбы с коррупцией была с ним солидарна. Смертную казнь лихоимцам императрица не ввела, а вот выплату жалованья чиновникам возродила. Содержание им было установлено вполне приличное, позволяющее жить вполне достойно. Но все равно, психология людей не изменилась, уже привычно было брать и давать взятки, останавливаться никто не собирался.
Художественная литература всегда отражала быт определенной эпохи. Очень показательны бессмертные произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» и «Ревизор», в которых писатель-классик описывает «популярные коррупционные схемы» своего времени и высмеивает их.
Так продолжалось до 1917 года, серьезных реформ так и не было проведено. Первая мировая война дала множество поводов для казнокрадства. Проблему взяточничества в Российской Империи с марксисткой точки зрения описал Владимир Ильич Ленин. Последующая Гражданская война, смена политико-экономического курса (НЭП) расширила возможности для коррупции: также в период НЭПа увеличилось количество чиновников.
Одна из основных целей НЭПа заключалась в подъеме сельского хозяйства, данные властью послабления привели к возникновению большой прослойки зажиточных крестьян. Вот на них-то и обратили свой взор чиновники. Обложение налогами зажиточных крестьян было их новым источником обогащения и далеко не всегда было законно.
Следующий исторический этап тоже привел к росту коррумпированности и казнокрадства - период дефицита товаров общественного потребления в СССР. Люди, чтобы получить «редкий» товар давали взятки товароведам, также, это делалось для того, чтобы покупателя продвинули в очереди, и он быстрее получил так нужный ему товар.
Пик коррумпированности пришелся на период развала Советского Союза, когда коррупция очень тесно переплелась с государственным аппаратом. Всеми известная, так называемая «приватизация», привела по факту к разграблению народных предприятий. Брали взятки многие ведомства и министерства, новое законодательство еще толком не было проработано, в нем легко найти лазейку. Также, уровень жизни в РФ с 1991 года сильно падал, людям приходилось выживать в нестабильных экономико-политических условиях, зарплату получали не всегда вовремя, в такой среде, люди, из-за безвыходности брали и давали взятки.
Коррупция зашла еще дальше. С 2000-х годов и по наше время происходит огромный отток капитала, это негативно сказывается на всех сферах государственной жизни. Таким образом, за 20 лет незаконно было вывезено 782 млрд. долларов. В итоге получилось так, что 46% экономики оказалось в офшорах зарубежом, (по подсчетам депутатов Государственной Думы, в частности Николая Арефьева).
-
Психологический портрет правонарушителей.
Для полного понимания данного явления необходимо осознавать, что движет преступниками. Проблема кроется не только в экономических, политических факторах, она лежит очень глубоко, заложена в менталитете и воспитании. Какие особенности человеческой психологии способствуют проявлению нарушений:
1) У многих лиц наблюдается нарушение эмпатии – они не способны поставить себя на место другого человека или понять, как их действия могут повлиять на благополучие других людей.
2) Эгоцентричность – потенциальные правонарушители жаждут личного обогащения и выгоды, им абсолютно все равно какие последствия наступят.
3) Склонность к манипуляциям – коррупционеры умеют манипулировать другими людьми, контролировать их поведение, маскируя свои истинные цели. Существует такое понятие как «макиавеллизм» – расчетливые манипуляции, двуличие, хитрость в сочетании с пренебрежением моралью. Макиавеллисты берут взятки только тогда, когда есть максимальная выгода с минимальным наказанием, только тогда, когда нет или почти нет риска быть пойманным.
4) Право на вознаграждение – преступники искренне считают, что они заслуживают вознаграждение и удовлетворения своих потребностей больше, чем другие люди, и что они заслуживают особого отношения, и выполнение требований закона, этических моральных норм и правил для них не обязательны.
5) Склонность возлагать вину на других избегают ответственности за свои действия, всегда возлагая ее на кого-то другого (неграмотный народ, зарубежные враги).
6) Импульсивность поведения (психопатические отклонения) – неспособность откладывать получение желаемого вознаграждения, склонность к риску и острым ощущениям.
7) Доминирование – сильная потребность во власти над другими людьми.
Нарциссизм в сочетании с импульсивностью и верой в удачу – индикатор потенциального нарушителя.
8) Ощущение безнаказанности – не совсем честный работник видит, что наказание за правонарушение несерьезное. У правонарушителя сразу же пропадает страх.
9) Желание быстрой выгоды – коррупционер предпочитает получить вознаграждение прямо сейчас, не откладывая, даже упуская большую прибыль в перспективе, не способен выстраивать долговременные стратегии и прогнозировать возможные негативные последствия своего противоправного поведения.
Необходимо учитывать эти данные при прохождении собеседования в органы государственной власти, если у претендента сильно проявляются вышеперечисленные черты характера - не принимать на работу.
-
Влияние коррупции на экономическое развитие государства.
Невозможно представить сильное государство без развитой экономики. Все страны, имеющие сильные экономические системы схожи в своей решимости в борьбе с коррупцией. Почему же ей уделяется столько внимания? Как коррупция влияет на экономическое развитие?
1. Увеличивается инфляционное давление.
При росте коррупции в государстве наблюдается рост инфляции. Все это происходит из-за того, что правонарушители завышают стоимость государственных заказов или берут взятки с предприятий. Для предприятий взятки являются дополнительной издержкой, в результате чего последние вынуждены завышать цены на свои товары и услуги. По оценкам экспертов, уровень инфляции может подскочить до 15%.
2. Дефицит бюджетов: регионального, проектного, федерального
Правительством и органами власти выделяются деньги на определенные проекты и задачи. В ходе реализации различных «схем» казнокрадства, деньги не доходят до органов исполнителей и подрядчиков, работа стопорится, экономические показатели падают, за счет того, что проекты не были выполнены вовремя.
Государство недополучает налоги в бюджет, что проявляется при взимании налогов и было характерно для налоговой системы РФ в 1990-х годах и начале 2000. Авторитет налоговой службы настолько был подорван, что многие просто не считали нужным платить налоги. Из-за чего происходил дефицит бюджета.
3. Инвестиционная непривлекательность страны.
В условиях рыночной экономики развитие без заложения иностранных инвестиций в экономику попросту невозможно. Разумный инвестор не будет вкладывать деньги в ту страну, где велика вероятность того, что выделенные финансы просто не будут реализованы, это приведет компанию к нерациональным расходам и убыткам. Одним из первых критериев, на который иностранные компании смотрят при выборе страны для вложения инвестиций, является уровень коррумпированности и эффективности системы противодействия этому явлению.
4. Начинают проявляться черты монополизации рынков.
Монополия губительна для рыночной экономики. Некоторые черты монополизации наблюдаются при наличии сильной коррумпированности. Издержки предприятий растут, а прибыль минимизируется. Количество этих предприятий будет сильно сокращаться, следовательно более сильные игроки будут стремится «захватить рынок», затем будут создаваться искусственные препятствия для выхода на рынок новых участников экономических отношений.
5. Рост теневого сектора в экономике.
Теневой сектор практически невозможно контролировать. Государство предпримет попытки к налаживанию контроля за ним, но все попытки выливаются в увеличение количества бюрократических процедур и проверок, что затруднит огромное количество экономических процедур.
6. Снижение роста ВВП.
Все вышеперечисленные проблемы выливаются в одну главную: снижение роста ВВП и стагнация экономического развития. Количество предприятий, а соответственно товаров и услуг, которые они могут произвести сокращается, это не может не отразится на ВВП.
- Влияние коррупции на общество.
Коррупция опасна еще и тем, что поражает не только экономику, последствия этой проблемы влияют на социальные отношения, и на психологию человека.
1. Растет социальная напряженность
Малообеспеченные граждане начинают с пренебрежением и отторжением относится к более обеспеченным людям. Им начинает казаться, что если кто-то добился определенных успехов в финансовом плане, то скорее всего этот заработок является незаконным.
2. Рост недоверия к правительству.
Граждан не устраивает экономические последствия, к которым приводит коррупция. Помимо этого, некоторые деятели начинают спекулировать на растущих чувствах недовольства для удовлетворения своих личных политических амбиций. Возникает рост революционных настроений.
3. Наличие теневого сектора увеличивает уровень преступности.
Теневой сектор практически невозможно контролировать. Соответственно, финансы могут быть переправлены на снабжение террористических и других криминальных организаций. Сам факт его существования может вызвать всплеск насилия из-за внутренних «клановых» разборок.
4. Уровень коррупции отображает уровень бюрократии во всей системе государственных органов.
Преступнику легче взять или дать взятку, когда в определенной отрасли права и законодательства, инструкциях, есть «расплывчатые формулировки», «непрозрачные механизмы взаимодействия», «чрезмерное регулирование».
- От теории к практике. Система противодействия. Борьба различных государств с коррупцией.
Необходимо отметить, что перед введением какой-либо модели противодействия, необходимо наличие одного основополагающего фактора: политической воли. Без нее невозможно грамотно бороться с угрозой.
Во многих странах африканского континента коррумпирована вся система государственного управления, это означает, что у таких политиков и чиновников не будет никакой мотивации противодействовать ей, так как иначе государство просто перестанет существовать и кланы лишатся своей власти.
Рассмотрим страны, добившиеся особых результатов в области противодействия.
СССР
Нельзя забывать, что система противодействия была достаточно хорошо выстроена в Советском Союзе в начале существования молодого государства. К концу 20 века, система дала крупный сбой. Все же, опыт социалистической страны бесценен потому, что по историческому и географическому контексту наиболее близок к РФ.
Большевики не придавали борьбе никакой огласки. Они прекрасно понимали, что таким образом могут себя дискредитировать. Концепция Иосифа Виссарионовича Сталина подразумевала очень хитрый ход. Коррупционеры — это люди, ставившие свои собственные интересы выше общественных, а значит, они-пережитки буржуазного общества, либо иностранные шпионы. Такая трактовка оказывала влияние на патриотические силы, и граждане волей-неволей включались в противодействие.
Советская система образования и воспитания отличалась сильно отличалась от когда-либо существовавших, с самого детства детей приучали работать на благо всего общества, ставить общественные интересы выше своих собственных что значительно повлияло на результативность.
При этом сам «вождь народов» показывал пример советским государственным служащим - аскетичность, которой придерживался, поражает.
Также, была объявлены выборы судей. Это позволило снизить вероятность совершения преступления, государственных служащих могли отстранить от занимаемой должности, если они переставали отвечать требованиям избирателей.
В СССР на предприятиях был введен Рабочий Контроль. Пролетариат мог контролировать исполнение плановых показателей, следил распределением произведенной продукции, что позволяло пресекать спекуляции и противозаконную деятельность.
Дания
Скандинавская страна занимает первое место по Индексу Восприятия Коррупции в мире.
Такому положению дел способствует сильно развитое гражданское общество, которое просто не переносит казнокрадство. При устройстве на работу нужно подписать даже специальный документ о том, что будущий работник отказывается брать или давать взятки. Если работник нарушает договор, то о карьере чиновника забыть можно сразу, так как такого политика просто не изберут на новый срок, более того, даже в частном секторе будет очень сложно реализоваться.
С 2002 года в стране производится антикоррупционная программа. Детям с самого детства прививают нетерпимость к этому явлению, регулярно проходят различные акции, теле- и радиопередачи, цель которых сформировать отторжение уже на психологическом уровне.
Первым делом, необходимо заметить, что коррупция появилась во многом из-за отсутствия у чиновников заработной платы. В Дании им гарантированы социальное обеспечение и высокая зарплата (около 675 200 крон, примерно в 17 раз выше прожиточного минимума).
Чиновники обязаны опубликовывать сведения о своих доходах, которые моментально выходят и на интернет-просторы.
Впервые реализована система: в соответствии с п. 20 Конституционного регламента Фолькетинга (парламент Дании) "любой член датского парламента может получить информацию о позиции любого министра по вопросу, входящему в компетенцию данного министра". На основании этого положения датские министры в обязательном порядке регулярно письменно или устно на заседаниях парламента отвечают на запросы своих коллег (публикуется на Интернет-сайте Фолькетинга), в том числе касательно подозрений в получении взятки или лоббировании какой-либо компании.
Любой коррупционный скандал получает широкое освещение в средствах СМИ.
Сингапур
В середине прошлого века Сингапур-беднейшая страна континента, мздоимство в этой стране процветало, страна традиционно занимала последние места по Индексу Восприятия Коррупции.
Правительство Сингапура смогло решить эту проблему за рекордно короткий срок. Сейчас азиатская страна занимает четвертое место по Индексу Восприятия Коррупции.
Ли Куан Ю-премьер-министр Сингапура (1959–1990) был намерен бороться с казнокрадством максимально безжалостно, насколько это возможно.
Ли Куан Ю повысил зарплаты чиновников до конкурентноспособного уровня (около миллиона сингапурских долларов, в 250 раз выше прожиточного минимума.)
Затем, премьер-министр выделил из состава полиции особо отметившихся сотрудников и образовал специальное ведомство по борьбе с коррупцией, это ведомство подчинялась главе государства напрямую. Ведомство создало горячую линию, сообщить о совершенном преступлении может любой совершеннолетний гражданин.
Нужно отметить, что борьба с мздоимством происходила не только в государственном, но и в частном секторе. Наказывали не только тех, кто дает взятки, но и тех, кто их берет.
В первую очередь, Ли Куан Ю увеличил правовую ответственность даже за небольшую взятку. Штрафы выросли в 10 раз. Сейчас, за воровство в Сингапуре можно попасть в тюрьму на пять лет или заплатить штраф в размере 100000 сингапурских долларов (это примерно 75 603 американских доллара, это минимальное наказание).
Большие возможности для коррупции открывает «процедура дарения чиновникам имущества от родственников», что очень распространено на Востоке. Правительство Сингапура на законодательном уровне приравняло «дарение чиновникам имущества» к даче взятки.
Следующий шаг: введение презумпции виновности по коррупционным административным и уголовным статьям. Чиновника, в особенности высшего уровня, могли вызвать в суд, чтобы он смог объяснить происхождение денег, если же он этого сделать не сможет, чиновник автоматически обвиняется во взятничестве и получает наказание в соответствии с уголовным кодексом государства. Следователи могли получать данные по всем денежным операциям самого обвиняемого или же родственников.
Были введены превентивные методы. Сократилось количество лицензий для предпринимателей, количество налогов тоже сократилось до минимума.
КНР
Китай борется с коррупцией еще радикальнее. Неудивительно, что страна имеет такие огромные успехи в экономической политике.
Гораздо активнее начали реализовывать программу, когда пост председателя КНР занял Си Цзипинь. Практически сразу же были созданы: кодекс партийной дисциплины и Центральная Комиссия по контролю за его исполнением, подчиняющиеся высшим государственным органам напрямую. Кодекс партийной дисциплины запрещал чиновникам:
- Торжественные мероприятия, не входящие в план правительства.
- Выпускать автобиографии и другие книги, посвященные самому чиновнику.
- Выезжать за рубеж.(не распространяется на МИД и другие структуры, где без поездок не обойтись). Если же чиновник выезжает за пределы КНР, берет минимум заместителей и прочих государственных служащих, которые составляют делегацию.
За первый же год реализации кодекса удалось сэкономить 160 млрд. юаней.
Помимо «Центральной Комиссии по контролю за исполнением кодекса партийной дисциплины» в 2007 году китайские власти создали Национальное бюро по предотвращению коррупции, задачей которого было сосредоточено на сборе информации и внутриведомственной координации. Ведомство было сосредоточено на «осуществлении превентивных мер, путем мониторинга передачи активов между организациями, содействия и поощрения обмена информацией между ведомствами с целью антикоррупционного контроля в неправительственной сфере, включая частные предприятия и общественные организации».
Также введен закон о борьбе с недобросовестной конкуренции, который запрещает коммерческий подкуп: запрещается давать или получать взятки при продаже или покупке товаров. В случае неправомерных действий компании наказываются штрафом в размере от 10 тыс. до 200 тыс. юаней. Уголовный закон Китая запрещает передачу и получение имущества для получения неправомерной выгоды, а также подразумевает наказания.
Еще одной главной задачей КПК является недопущение сращивания партийных структур с бизнесом. Чиновники не имеют права заниматься бизнесом или предпринимательской деятельностью, в том числе, их семьи.
Ужесточение наказания за преступление. В Республике, гражданина, совершившего коррупционное правонарушение приговаривают к смертной казни или к пожизненному сроку уголовного заключения, если он своровал более 3 млн. юаней(417 510 долларов.). Все имущество у подсудимого конфисковывают в пользу государства.
Грузия
Исключать политизированность «Индекса Восприятия Коррупции»(44-е место у этого государства) не следует. Грузии еще очень далеко до признания ее некоррумпированной страной, но очень показательно была проведена реформа МВД.
Правительство провело эту реформу очень радикально. Увольнению подверглось 80% личного состава полиции(около 70000 человек). Таким образом структура правоохранительных органов была обновлена, а новые сотрудники были подвергнуты жестоким требованиям.
Здания госорганов имели остекление. Предполагалось, что это тоже сделано для того, чтобы препятствовать преступлениям, но скорее всего практической пользы от этой затеи не было никакой, просто психологический эффект.
Также, как и в вышеперечисленных странах, были введены превентивные меры: увеличены зарплаты полицейским и чиновникам, достигнуто путем оптимизации государственного аппарата, для предпринимателей из 21 налога оставили только 6 самых необходимых, сократили на 85% количество лицензий и разрешений.
- Проявление коррупции в России
Граждане РФ также часто дают и получают взятки, замещены в коррупционных преступлениях. Проблема эта имеет глубокие исторические корни(еще со времен Советского Союза конца 1980) и она очень плотно вошла в повседневную жизнь, времена изменились, а психология людей нет. Этот фактор нужно учитывать при организации сопротивления пагубному явлению.
Коррупция делится на два вида: «верхушечная» и «низовая». Верхушечная связана с политиками высокого ранга и связана с принятием законодательных или экономических решениях(госзакупки). Отдельное внимание необходимо уделить именно госзакупкам, очень часто в этой сфере видим различные правонарушения. Низовая связана с чиновниками низкого и среднего ранга, встречается в повседневной жизни, помогает дающему и берущему взятку удовлетворить свою личные интересы. Правонарушение возникает тогда, когда граждане соприкасаются с государственными структурами. Этому способствует несколько факторов:
- Правовая безграмотность большой части населения РФ. Граждане не знают своих прав и обязанностей и легко попадаются на различные уловки.
- Запутанные регламентирующие документы, не понятно, каким образом должна оказываться та или иная услуга.
- Структурные особенности различных ведомств.
Необходимо проанализировать, в каких государственных ведомствах граждане чаще всего сталкиваются с проявлением коррупции для того, чтобы применить новую модель именно в этих учреждениях.
По данным анализов ВЦИОМ, чаще всего противоправные деяния происходят в: системе здравоохранения(23% опрошенных), в ГИБДД(16% опрошенных), в сфере ЖКХ(16% опрошенных), судебная система(14% опрошенных).
Рисунок 1. Распределение количества правонарушений по ведомствам
Также необходимо выяснить, чиновникам каких ведомств чаще всего выносят обвинения по статье 290 УК РФ и смежным статьям. По данным ГАС «Правосудие» за 2019 год, из 396 приговоров по коррупционным статьям: 101 сотрудник МВД, 65 ведомственных чиновников, 44 сотрудников ФСИН, 41 муниципальных чиновников, 31 работник системы образования, 26 военных чиновников, 20 сотрудников Министерства Здравоохранения, 34 сотрудника государственных компаний, 34 сотрудника прочих сфер и организаций.
Сравнивая статистику, можно сказать, что данные ВЦИОМ и данные ГАС «Правосудие» расходятся незначительно(опрошенные считают самым коррумпированным ведомством - здравоохранение, но приговоров больше всего вынесено сотрудникам МВД), статистические данные практически не отличаются.
Отдельного внимания заслуживает:
- Процедура получения различного рода справок, лицензий и разрешений.
- Налоговые сборы.
- Выплата штрафов, в частности за нарушение ПДД.
- Призыв на военную службу.
- Вывод:
Выше были приведены самые эффективные меры, которые применялись в различных странах для противодействия коррупции, в стратегии этих государств просматривается схожая модель противодействия, хотя некоторые методы серьезно отличаются, рассмотрено проявление коррупции в России. В качествен вывода необходимо представить методы, применение которых на территории России позволило бы снизить угрозу.
Работа должна проводится по трем основным направлениям: выявление правонарушений, препятствие оттоку капитала и переводу российских активов в зарубежные оффшоры, противодействие в сфере государственных закупок.
Шаг первый: изменения в законодательство.
1) Необходимо усилить уголовное наказание(лишение свободы) за взятки в особо крупном размере - пожизненное заключение, в значительном размере на 20 лет, за мелкое взяточничество увеличить наказание на 5 лет. Необходимо сделать уголовное заключение основополагающим. Для дающего взятку и берущего взятку срок должен совпадать.
Мелкая взятка: наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
После увеличения срока лишения свободы до 5 лет, заключение составит 7 лет.
Сейчас взятка в значительном размере: наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового. - статья 291 УК РФ.
После увеличения на 20 лет, наказание за коррупционное преступление в значительном размере составит 24 года — это уже существенный срок.
Взятка в особо крупном размере: наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет, или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки, или без такового и с лишением права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.
Пожизненное наказание — это очень серьезный срок, но только такими радикальными мерами возможно уничтожить угрозу.
2) Увеличить уголовное наказание за коммерческий подкуп. Статья 204 УК РФ.
В значительном размере - до 5 лет лишения свободы.
За особо крупный размер подкупа - до 15 лет лишения свободы.
3) Полный запрет на ведение предпринимательской деятельности для лиц, занимающих государственные должности и их семьям. Эта мера станет определённым фильтром, многие граждане идут в органе государственной власти не с целью служить народу России, а для того, чтобы использовать свое служебное получение для ведения бизнеса и его продвижения. Когда заниматься бизнесом станет невозможно, часть недобросовестных чиновников не будут претендовать на эту должность и самостоятельно освободят должность для действительного честного служащего.
Наказание за ведение государственными служащими предпринимательской деятельности необходимо приравнять к ответственности за коррупционные преступления в значительном размере.
4) Отменить статус «неприкосновенности» для чиновников всех уровней. На данный момент ею обладает: президент, судьи, депутаты Совета Федерации.
Статус «неприкосновенности» был создан для того, чтобы защитить от посягательств на «народных избранников», но в реальности, чиновники злоупотребляют этим статусом, что только мешает вести расследования.
5) Отменить статью 3 Федерального Закона от 12.02.2001 года «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Этот закон позволяет высшим чиновникам РФ чувствовать себя безнаказанными.
Нужно, чтобы у любого, претендующего на государственную должность лица было понимание, что от правосудия не удастся уйти.
Вышеупомянутая мера — это не что-то эксклюзивное. В Южной Кореи, например, можно привлечь государственного деятеля любого уровня, даже если он закончил исполнение своих обязанностей, к ответственности.
6) Необходимо ужесточить наказание по статьям, связанным с государственными закупками и заказами(срыв заказа, нарушение порядка размещения данных в едином реестре). Ввести уголовное наказание на срок от 4 до 7 лет, в зависимости от количества нанесенного ущерба.
7) Разработка закона о создании «Единого банковского счета государственного служащего». Размещены эти счета должны быть в одном банке(например, Сбербанк), обязать банковское руководство немедленно предъявить информациям по денежным переводам.
Шаг второй. Превентивные меры
- Оптимизация бюрократического аппарата. Сейчас повсеместно наблюдается явление автоматизации управленческих процессов. Необходимо внимательно проработать оптимизацию, чтобы выполнить ее там, где это возможно. По возможности, объединить ведомства. Такая мера позволит сократить расходы на содержание обширного аппарата чиновников и сократит вероятность коррупционных правонарушений. Если удастся сократить количество государственных служащих хотя бы на 10%, это уже будет ощутимый результат.
- Поднять заработные платы чиновникам всех ведомств. В России, по данным РБК насчитывается 2,4 млн. представителей этой профессии, возьмем в расчет прожиточный минимум 12654 рублей, если удастся довести заработную плату до 10 прожиточных минимумов, а это 126540 рублей, то у многих служащих пропадет желание совершать правонарушение. На эти цели придется задействовать около 303 миллиарда рублей. С учетом оптимизации, расходы сократятся.
- Сокращение количества налоговой и инспекционной нагрузки на малый и средний бизнес. В первую очередь, необходимо упростить самое сложное-налоговую отчетность. Для этого, необходимо создать «Единый Налоговый Свод» на интернет-ресурсах, как базу, взять сайт государственных услуг. Работа в этом направлении уже идет.
Количество налогов на малый и средний бизнес необходимо сократить до 5 основных: НДС, налог на прибыль, пенсионный взнос, акцизный налог, подоходный налог.
4. Выборность судейского состава позволило бы снизить уровень коррупции в области права, недобросовестных судей не выберут на второй и последующий срок в противном случае.
Шаг третий. Основная часть.
- Необходимо создать специальный отдел ФСБ по вопросам борьбы с коррупции. Подразделение должно подчиняться напрямую Президенту РФ, минуя третьих лиц. Функции у агентов должны быть расширенные: иметь право на получение любых видов отчетностей, которые считают необходимыми для расследования преступлений, также предоставить им право проводить обыск без особого ордера и разрешить на месте выписывать штрафы и арестовывать потенциальных злоумышленников для дальнейшего разбирательства. Также, подразделение должно заниматься проверкой справок об имуществе. Отбор в подразделение необходимо проводить максимально строгим: во-первых, кандидаты сами должны бать кристально чистыми: не иметь обвинений по статье 214 и смежным статьям, их даже подозревать в совершении преступления не должны. Во-вторых, потенциальные сотрудники должны иметь высшее экономическое или юридическое образование, желательно связанное с финансовыми расследованиями. В-третьих, необходимо при устройстве на работу проходить различного рода тестирование - на теоретические вопросы противодействия и психологические проверки на устойчивость к взяткам. После приема на работу, испытания должны проводится на регулярной основе. Все методы, изложенные ниже, первым делом, нужно применить в новосозданном отделе, так как риск совершения сотрудниками правонарушений многократно возрастает.
- Максимально придать огласке статистику и исследования общественного мнения по коррупционным правонарушениям, максимально открыть доступ к информации о госзакупках(секретными должны остаться только вооружение для ВС РФ.). Данная мера позволит предоставить общественности возможность помощи государству в противодействии угрозе.
- Создать комиссию, состоящую из специалистов в области права и юриспруденции, для ликвидации во всех отраслях законодательства юридических коллизий.
- На портале государственных услуг необходимо создать горячую линию и систему жалоб, чтобы свидетели или пострадавшие напрямую сообщали о противоправных деяниях. Граждане должны быть замотивированы сами помогать государственным органам в борьбе с коррупцией, за достоверную информацию по окончанию расследования предлагать денежное вознаграждение.
- Все судебные процессы по статьям 214, (коммерческий подкуп) и смежным с ними должны широко освещаться в СМИ. Все телеэфиры должны давать явную негативную эмоционально-психологическую окраску, дабы у жителей РФ сформировывалась неприязнь к казнокрадству на психологическом уровне.
- Необходимо открыто объявлять имена лиц, замешанных в коррупционных преступлениях. В случае, если вынесен приговор-подсудимый действительно виновен, необходимо немедленно аннулировать все деловые договоры, заключенные с этим лицом, заморозить все активы и банковские счета, также провести национализацию имущества виновного.
- Обязательно необходимо проводить горизонтальную ротацию чиновников в пределах одного ведомства для минимизации вероятности образования коррупционной связи.
- Введение презумпции виновности по сингапурскому образцу, подвергаться этой мере должны чиновники, занимающие высокие государственные должности. Нужно распределить время таким образом, чтобы не отвлекать государственных служащих от работы, а если и отвлекаем, чтобы их отсутствие не сказывалось на работе ведомства.
- Необходимо ввести коллективную ответственность. В случае, если в каком-нибудь отделе или ведомстве агенты ФСБ зафиксируют рост количества лиц, обвиняемых в коммерческом подкупе или во взятничестве, весь отдел будет уволен. На место уволенных приглашать сотрудников, занимавших менее высокие должности, а на освободившееся место более низких должностей назначать других специалистов или окончивших ВУЗы по специальностям, связанным с государственным управлением, экономикой, политикой и юриспруденцией и т.д.
- Добавить в учебные программы высших учебных заведений, осуществляющих подготовку по специальностям, которые связаны с государственным и муниципальным управлением, с политикой, с экономикой и юриспруденцией предмет «Основы противодействия коррупции», в этой дисциплине должен быть изложен механизм ее возникновения, влияние на жизнедеятельность общества и государства, методы противодействия, необходимо добавить практический раздел для студентов, проходящих подготовку по политическим специальностям, дабы вовлекать молодежь в противостояние с самого раннего возраста. Проблеме нужно начинать уделять внимание уже со школьной скамьи(например, разъяснять о пагубном влиянии данного явления на уроках обществознания, истории и разговорах о важном). Мера позволит воспитать управленцев и патриотов нового образца, которые готовы противодействовать угрозе.
- Размещать счета государственных служащих в одном банке на «Едином банковском счете». Это позволить сконцентрировать денежные средства, для осуществления контроля за всеми финансовыми операциями.
- Составление списка оффшорных компаний. При переводе денежных средств любой суммы лицами, у которых открыт «Единый банковский счет государственного служащего», возбуждать уголовные дела по факту коррупционных преступлений.
- Повышает риск коррупционных правонарушений «Пенсионный фонд РФ» и подобные ему организации, из-за большого количества посредников финансовые средства рискуют не дойти до получателей, централизованная выплата пенсий из федерального бюджета позволила бы сократить количество «посредников», а следовательно, и рисков.
[1] По данным опросов, проведенных ВЦИОМом. Статистика за 2018 год – самая актуальная информация такого класса, опубликованная в отрытых источниках.
- Опросы ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/
- Опросы РБК. URL: https://www.rbc.ru/tags/?tag=Опрос
- The Corruption Perceptions Index (CPI). URL: https://www.theglobaleconomy.com/rankings/transparency_corruption/#:~:text=Corruption%20Perceptions%20Index%2C%20100%20%3D,countries%20where%20data%20are%20available
- ГАС «Правосудие». URL: https://sudrf.ru/
- Уголовный кодекс РФ.
- Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/bbbd4641125b222beaf7483e16c594116ed2d9a1/
- Robert Clitgaard. University of California Press, 1988.
- Левин М.И., Левина Е.А., Покатович Е.В. Лекции по экономике коррупции. Издательский дом высшей школы экономики, 2011. URL: https://vk.com/doc704697_266398867?hash=bf1x6AAXFZDSrrksbq4QVkIxtC8G7fkzw0Wir2Eyst8
- Корчмина Е. С. «В честь взяток не давать»: «почесть» и «взятка» в послепетровской России // Российская история. - 2015. - №2
- Писарькова Л.Ф. К истории взяток в России. // Отечественная история . – 05/2002 . – N5
- Решетников, М. М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия : монография / М. М. Решетников. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023
- Ю.В. Трунцевский, В.В. Севальнев, А.Н. Сухаренко. — Москва : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации : ИНФРА-М.
- В. А Филиппов. В. Полукаров. А.В Куракин. Антикоррупционная политика Сингапура. Административно-правовые и уголовно-правовые аспекты. Соц.-правовой ин-т экон. безопасности (СПИЭБ). – М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2016. – 256 с.
- Дульнев М. В. Коррупция и борьба с ней с Советском Государстве. Историко-правовое исследование : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Дульнев Максим Викторович. Москва, 2008.
- Н.А Мендкович. Цена реформ или почему у Грузии не получилось? / Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2012
- Е.Е Румянцева. Механизмы противодействия коррупции. / учебник и практикум для вузов. Издательство Юрайт, 2023.
- П.А Скобликов. Российская коррупция. Неформальная энциклопедия / Москва: Издательство АСТ, 2016.