Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних
Журнал Научные высказывания

Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних

Действующая Конституция провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, что автоматически накладывает на наше государство обязанность по обеспечению реализации гражданами их прав и законных интересов. Значительную роль в данном процессе играет прокуратура, которая, в частности, обеспечивает реализацию прав наименее защищенных групп населения, в том числе и несовершеннолетних лиц.  В настоящей работе на основе специально-юридических методов исследования произведен комплексный анализ существующих на данных момент научных воззрений на проблему роли прокуратуры в защите прав несовершеннолетних, рассмотрены актуальные проблемы реализации полномочий прокурора в указанной сфере. Охарактеризованы основные научные подходы к решению данных проблем. Разработана авторская концепция по внесению изменений в действующее отечественное законодательство, а также правоприменительной практики в сфере прокурорской защиты прав несовершеннолетних граждан.

защита прав несовершеннолетних
прокурорский надзор
прокуратура РФ
реализация прав несовершеннолетних
полномочия прокурора

В настоящий момент Российская Федерация продолжает планомерное движение к построению правового государства, о чем свидетельствует приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления. Основной закон РФ [1] признает права человека высшей ценностью нашего государства. Потому одной из первостепенных задач государства является обеспечение реализации прав граждан, что достигается посредством создания разветвленной системы правовых, экономических и политических механизмов.

Стоит признать, что крайне важное положение в данной системе занимают органы прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура формально не относится к какой-либо из ветвей власти, являясь самостоятельным органом, ответственным за надзор над соблюдением федерального законодательства, а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Особое внимание органы российской прокуратуры уделяют надзору за соблюдением прав и интересов наименее защищенных социальных групп населения, в частности - несовершеннолетних граждан. Несовершеннолетние лица в силу закона или иных объективных условий не всегда в полной мере могут самостоятельно осуществлять защиту собственных прав и свобод, что обуславливает необходимость существования дополнительных государственных механизмов.

В законодательстве о прокуратуре не приводится конкретного определения прокурорского надзора в сфере обеспечения прав и свобод несовершеннолетних лиц, равно как не раскрывается его юридическая сущность. Наиболее полное определение приводит известнейший отечественный ученый-юрист С. Н. Братановский: «Данное направление деятельности органов прокуратуры представляет собой осуществляемую в установленных законодательством формах деятельность прокурора по выявлению и предупреждению нарушений законов о несовершеннолетних свойственными прокуратуре средствами и методами с целью упрочения законности и защиты законных интересов, прав и свобод несовершеннолетних» [4, С. 49].

В настоящий момент законодатель не выделяет надзор за соблюдением прав несовершеннолетних лиц в отдельную отрасль прокурорского надзора. Однако, многие современные ученые-правоведы говорят о необходимости внесения изменений в «Федеральный закон о прокуратуре» [2] в целях более детального раскрытия понятия и сущности прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних. В. Е. Горюнов и А. Г Корнакова [5, С. 56] обосновывают необходимость подобных изменений специфическими характеризующими чертами данной отрасли деятельности органов прокуратуры.

Следует отметить, что прокурорский надзор над соблюдением прав несовершеннолетних имеет достаточно обширную внутреннюю структуру и состоит из нескольких направлений деятельности, что позволяет отнести его в отдельную отрасль прокурорского надзора. В этой связи необходимо обратиться к классификации функциональных направлений деятельности прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних, разработанной Е. В. Корниловой [6, С. 38].

Первым направлением является осуществление надзора и недопущение принятия нормативных правовых актов, которые противоречат нормам федерального законодательства и посягают на права несовершеннолетних. Осуществляется данная деятельность посредством мониторинга нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти.

Второе направление представляет собой пресечение органами прокуратуры жесткого обращения с детьми, посредством применения к ним физического, психического или иного насилия в семьи или образовательных учреждениях. В соответствии с Приказом Генпрокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 [3] прокуроры обязаны осуществлять меры реагирования на факты жесткого обращения с детьми, а также предупреждать подобные ситуации.

Данное направление деятельности органов прокуратуры является предметом бурных дискуссий в юридическом сообществе. Многие ученые и практики отмечают неэффективность мер, предпринимаемых прокурорами при защите детей от жестокого обращения. Так, например, В. С. Крюк [7, С. 101] указывает на то, что меры по защите осуществляются преимущественно в ситуациях, получивших широкую общественную огласку, в то время как случаи алкоголизации и деморализации родителей зачастую игнорируются до тех пор, пока не начнут обретать общественно-опасные формы.

Автор предлагает создать специализированные подразделения прокуратуры, которые будут отслеживать в информационном пространстве факты жестокого обращения с детьми, а также напрямую сотрудничать с представителями средств массовой информации, общественными организациями и образовательными учреждениями. Представляется, что подобная практика может благотворно сказаться над уровнем защищенности несовершеннолетних от случаев жестокого обращения.

Некоторые авторы предлагают другие пути решения указанной проблемы. М. М. Яковлев и А. В. Ушницкая [8, С. 47] высказываются о необходимости создания ювенальной прокуратуры. По мнению ученых ювенальную прокуратуру следует выделить в самостоятельный прокурорский орган, напрямую подотчетный Генеральной прокуратуре РФ. К ведению ювенальной прокуратуры будут отнесены все вопросы, касающиеся надзора за соблюдением прав несовершеннолетних лиц. Подобные предложения уже вносились на обсуждения в юридическое сообщество, однако, отношение к институту ювенальной прокуратуры на сегодняшний день довольно неоднозначное.

В следующее направление деятельности органов прокуратуры будет целесообразно объединить осуществление надзора в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения несовершеннолетних лиц. Прокуратура осуществляет надзор за реализацией прав несовершеннолетних граждан на образование, осуществляет меры реагирования при совершении незаконных действий медицинскими организации, а также следит за реализацией государственных и региональных мер социальной поддержки определенных категорий несовершеннолетних лиц.

Отдельного внимания заслуживает такое направление деятельности органов прокуратуры, как надзор за соблюдением законодательства о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию. Данная тема также вызывает достаточно много споров в юридической среде, поскольку законодательная база в этой отрасли далека от совершенства.

Так, С. С. Туманин [9, С. 72] высказывается о достаточно размытых полномочиях как органов прокуратуры, так и уполномоченных органов исполнительной власти, а М. С. Власенко [10, С. 103] говорит о недостаточно эффективной работе контрольно-надзорных органов в данном направлении. Проблемы зачастую возникают и на практике, поскольку на сегодняшний день отсутствует единая методика осуществления надзора за соблюдением законодательства о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию. Является целесообразным разработать единый методологический подхода над осуществлением надзора в указанной сфере.

Таким образом, органы прокуратуры занимают крайне важное положение в государственном механизме обеспечения реализации прав и свобод несовершеннолетних граждан. Вместе с тем, в настоящий момент в данном правовом институте существует немало нормативно-юридических и практических проблем, которые требуют незамедлительного решения ввиду чрезвычайной важности прокурорского надзора в современном правовом государстве.

Список литературы
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 11.06.2022) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 13 июня 2022 г. N 24 ст. 3943.
  3. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи" // [Электронный ресурс]. URL: http : //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256734/#ixzz5lVcu 1l6e.
  4. Братановский, С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина : монография / С. Н. Братановский, А. В. Урываев. - Москва : РИОР, 2009. - 224 с.
  5. Горюнов, В. Е., Карнакова, А. Г. Роль прокуратуры Российской Федерации в осуществлении надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних // Правопорядок: история, теория, практика. 2019. №2 (21). - С. 55-60.
  6. Корнилова, Е. В. Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ // Вестник ПензГУ. 2017. №2. - С. 37-45.
  7. Крюк, В. С. Деятельность прокуратуры по защите детей от насилия в сфере семейно-бытовых отношений // Вестник КРУ МВД России. 2021. №3 (53). - С. 99-103.
  8. Яковлев, М. М., Ушницкая, А. В. Проблемные вопросы в реализации функции прокурора по надзору в отношении несовершеннолетних лиц // E-Scio. 2019. №6 (33). - С. 42-49.
  9. Туманин, С. С. Обеспечение правовой защиты несовершеннолетних от воздействия информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию // Правовое государство: теория и практика. 2014. №4 (38). - С. 70-74.
  10. Власенко, М. С. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: современное состояние и совершенствование правового регулирования // Вестник ВУиТ. 2019. №3. - С. 98-105.