Переход от информативных к активным методам обучения - одна из современных тенденций развития содержания образования
Журнал Научные высказывания

Переход от информативных к активным методам обучения - одна из современных тенденций развития содержания образования

В статье рассматривается о применении в своей педагогической практике  наиболее значимого вида активного метода обучения – технологии проектов.

проект
математика
учащиеся

Одной из современных тенденций развития содержания образования – переход от информативных к активным методам обучения. Это тенденция наиболее мне близка, и мною применяема в образовательной деятельности.

Как предметнику, мне кажется, наиболее значимым видом активного метода обучения является применение возможностей технологии проектов.  Почему? Да потому, что включает элементы проблемности, научного поиска, широкое использование возможностей самостоятельной работы учащихся, отказ от контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса в пользу развивающих, стимулирующих творчество личности.

Эта технология  используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по математике.

В 5-7 классах основная моя цель – это привитие интереса к предмету и развитие познавательной активности. А каким образом я стараюсь прививать интерес к своему предмету математики, применяя современную технологию – проектную? Это, используя такие формы:

  • сочинение сказок

Математика становится для ребят интереснее, когда ее переводят в плоскость сказки, которые составляют сами учащиеся. Ребятам по группам даю задание составить проект сказки на определенную тему. Например: на первых уроках в 5 классе мы изучаем тему – натуральные числа. Ребята получают задание составить сказку на тему: «Почему 0 не взяли в свое множество натуральные числа?». В течение недели ребята готовят свой небольшой проект, а затем выступают или на уроке, или на внеурочном занятии по математике.

В презентативной части одни группы просто представляют свои сказки, а другие - выступают творчески, как мини-театр. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству и всегда вызывает у ребенка радость и интерес. Такие уроки проходят живо, занимательно, результативно.

Рис. 1 и 2. Представление математической сказки

  • уроки занимательной математики

Неизменный живой интерес вызывают у ребят уроки занимательной математики. С этой целью я делю ребят на 3-4 группы с тем, чтобы они в течение недели нашли неизвестные, неожиданные способы решения данной им задачи. А через неделю у нас проходит защита оригинальных способов решения, найденных учащимися и подведение итогов.

Или другой пример. К юбилею района учащимся 7 класса было дано задание составить проект «Любимый район в задачах». Группы разделились по темам: задачи на историю района, географию, животный и растительный мир. Ребята поработали с различными источниками и вскоре выступили со своим мини-проектом. Какие же интересные задачи получились!

Рис. 3 и 4. Некоторые задачи из проекта « Любимый район в задачах»

В 8 - 11 классах ставлю немного другую цель – развитие познавательной активности и приобщение к научно-исследовательской деятельности.

Целью такой работы является целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьников, в том числе формирование специальных исследовательских умений и навыков.

Например, на уроке геометрии в 8 классе при изучении темы «Подобие» 3 группам было дано задание, определить разными способами высоту столба. Одна группа вычислила высоту столба с помощью тени, вторая группа с помощью шеста, третья группа определила с помощью шара.

Рис. 7 и 8.  Выполнения проекта « Определение высоты столба»

«…В старших классах большее внимание уделяю тем учащимся, которые имеют явную склонность к математике. Цель – приобщить их к научно-исследовательской деятельности. Перед учащимися этой группы ставятся особые задачи. Для их решения учащимся необходимо определить тему, которая им интересна, знакомиться с литературой, найти сведения в Интернете, провести исследования, сделать обобщения и выступить с сообщениями о результатах своей деятельности, создать презентации к избранным темам, выступить с докладами...» 1. Роль учителя при этом сводится к роли организатора поисковой деятельности и консультанта по научным вопросам.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.

Рис. 9 и 10  Работа над проектом «Различные способы умножения»

Готовим проекты и для участия в научных конференций и конкурсах. Владея коммуникативными учебными умениями, дети уверенно выступают на районных, республиканских конференциях, занимая призовые места.

Рис. 9 и 10.  Некоторые грамоты за участие в конкурсах

Анализируя результативность работы с учащимися в учебном исследовании, применяя технологию проектов, можно сделать выводы. Такая работа дает следующие положительные результаты:

  •  усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  •  значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к предмету;
  •  вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении;
  •  формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  •  дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
  •  способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, родителями учащихся.

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

  •  требуется большая затрата сил и времени участников исследования;
  •  сложность организовать работу детей так, чтобы она была как с использованием своего опыта, так и имела научную основу;
  •  трудно вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования.

Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся на основе технологии проектов имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры, и самореализация.

Список литературы

1. Андриенко Е.В. Лекция 2. Основные тенденции развития мирового образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://prepod.nspu.ru/mod/page/view.php?id=23860, вход свободный (дата обращения 25.10.2022 г.).

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября