Педагогические условия экономического образования старшеклассников
Журнал Научные высказывания

Педагогические условия экономического образования старшеклассников

Данная статья посвящена актуальной проблеме формирования экономического образования школьников. В ней раскрываются основные понятия, которые определяют данный процесс, а также педагогические условия и критерии для усиления эффективности этих процессов.

экономика
экономическая культура
экономическое воспитание
экономическая грамотность
экономическое образование

Социально-экономическое и культурное положение любого периода формирования современного общества обретает свой отклик в целях и задачах воспитательного и образовательного процесса, молодого поколения. В условиях постоянно меняющегося мира изменяется и методологический и воспитательный подход. И поскольку школы являются социальными институтами, они должны подстраиваться под экономический уклад государства, но для этого необходим высоко квалифицированный кадровый состав, который имеет определенный уровень экономической грамотности для того, чтобы выпускники в должной степени владели знаниями об экономической культуре.

После того, как Российское государство перешло на экономику рыночного типа, школам пришлось полностью изменить содержание образовательных программ и уделять экономике особое внимание. Выпускник школы должен обладать экономически прочной базой знаний, чтобы уверенно вступить в самостоятельную жизнь. Труд в рыночной экономике достаточно сложен, поэтому так важно начинать изучать экономическую культуру со школьных времен и помочь понять, что личный успех зависит от высококлассной финансовой грамотности [1, с. 24].

С.Бугровой считает, что: «Переход к рыночной экономике требует создания не только соответствующих структур, но и формирования нового поколения экономически грамотных людей. Поэтому становление и развитие экономического образования старшеклассников должно рассматриваться образовательными учреждениями на современном этапе в качестве важнейшей задачи».

В настоящем времени активно совершаются попытки внедрить западные программы по менеджменту и экономии в российские образовательные программы. Но при этом не учитывается особенность российской специфики, и знания предоставляются хаотично [2, с. 5-14].

Финансовое просвещение школьников должно сводиться к тому, что они имеют четкое представление о себе, как о потребители, соблюдают народнохозяйственную культуру и имеют личностные предпринимательские качества.

Без должной финансовой грамотности учащиеся не смогут правильно вести себя в различных рыночных ситуациях и отстаивать свои права.

Принятый в 1992 г. Закон «О защите прав потребителей» наряду с другими социально-экономическими факторами способствует развитию потребительского образования в России.

Для правильного формирования экономической культуры учащихся необходим экономически компетентный человек, который подберет правильную методику и технологию обучения экономики. Экономическое воспитание подразумевает под собой формирование таких личностных качеств, как экономическое мышление, которое обеспечит успешное функционирование в экономической сфере жизнедеятельности. Актуальной характеристикой современного экономического воспитания должно стать соотнесение экономической культуры в качестве базовой основой в соответствии с аксиологическим подходом.

Школьная литература не способна обеспечить необходимый уровень экономической подготовки, особенно в решении защиты прав на рынке труда и отстаивании прав потребителя. Выпускники не владеют умениями, которые могли бы позволить им ориентироваться в финансовых вопросах и проблемах. Для того, чтобы учащиеся могли применять знания в жизни и были грамотными в экономических и правовых вопросах нужна структурированная система экономической подготовки, которая будет учитывать современные потребности общества [3, с. 66-71].

Экономическое воспитание должно раскрывать учащимся такие понятия, как производство, распределение, обмен и потребление материального и духовного блага.

Если создать комплекс условия, то экономическое образования старшеклассников будет эффективным.

Для создания должного комплекса нами было проведено исследование, которое помогло нам выявить, какой уровень экономического образования у школьников имеется на данный момент и в ходе этого сформировать оптимальные педагогические условия для создания максимально эффективной организации экономического образования старшеклассников. 

Методологическую основу составляют: современные концепции образования и воспитания учащейся молодежи, разработанные с учетом новых социально-экономических условий, а именно концепция воспитания личности в современных условиях (Б.П.Битинас, В.А.Краковский, З.А.Малькова, Л.И.Новикова и др.), концепция непрерывного экономического образования школьников (А.Ф.Аменд, В.А.Поляков, В.К.Розов, И.А.Сасова и др.), концепция профессионального самоопределения личности (А.В.Губин, В.И.Журавлев, А.Я.Журкина, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова и др.).

В ходе исследования нами применялись различные методы: тестирование, интервью, опрос, анкетирование, благодаря которым удалось определить критерии отбора учебного материала; определить связи экономики с другими предметами и выявить эффективные методы и формы, обеспечивающие усвоение старшеклассниками содержания учебного курса.

Для того, чтобы сформировать целостную систему экономический знаний нужно выстраивать процесс обучения старшеклассников на основе личностно-ориентированного подхода, учитывая реализацию не только опорных, но и сопутствующих, и перспективных связей экономики с другими предметами школьного курса [4, с. 183-187].

В процессе экономического образования старшеклассников важно не только формировать знания и умения, но и обеспечить возможность выполнения старшеклассниками различных общественных ролей в жизни и профессиональной деятельности (потребитель, налогоплательщик, производитель и профессионал) через включение их в решение практических задач и разрешение проблемных ситуаций.

Обучение экономическим знаниям, личностно ориентированным на индивидуальные особенности старшеклассников, способствует формированию у них положительной мотивации к участию в социально-экономической деятельности.

Изучая определение «педагогического условия» нам удалось определить основу преподавательской дефиниции. Под педагогическим условием в рамках исследования следует понимать совокупность компонентов обучающих процессов, которые будут являться итогами целенаправленного отбора, конструирования и применения содержания, способов (методов), а также формы организации обучения для достижения поставленных педагогических целей.

По итогам исследования мы можем отметить, что уровень экономического образования в школах на сегодняшний день не соответствует современным реалиям. В образовательном процессе нет мобильности и гибкости. Из-за низкой вариативности программ, представленных в школьной образовательной среде, уровень индивидуального подхода значительно сужается. Это приводит к отсутствию мотивации обучения и сводится к формальному проведению занятий. Классические подходы и формы преподавания не способны развить должный уровень самостоятельности, лидерства и предприимчивости. А эти качества являются ключевыми, для каждого человека, живущего в обществе. И сформировывать эти качества необходимо со школьного уровня, но это возможно лишь при правильной системе педагогических условий.

Педагогические условия можно рассматривать по отдельности (каждый элемент), но эффективны они лишь все вместе. Отдельные условия будет эффективны лишь для узкого контингента [5, с. 23].

В системном подходе педагогические условия представляют собой совокупность элементов учебной деятельности, которые в свою очередь взаимосвязаны, и являются взаимодействующими. Другими словами - это средство достижения цели формирования профессиональных качеств молодежи, которые необходимы для существования, в условиях рыночной экономики.

Исходя из целей обучения можно выявить цели педагогических условий, но т.к. рыночная система имеет иные цели от централизованной системы, то и некоторые педагогические условия будут отличаться.

Проведя исследование нам удалось выяснить, что целью образования экономического воспитания старшеклассников, в сложившихся социально-экономических условиях является: сформировать экономическое мышление, обучить правилам рационального выбора (так же в этот выбор входит определение будущей профессии), которые будут соответствовать способностям и интересам учащегося, что в свою очередь позволит в последующем добиться успеха на рынке труда.

Что должно включать в себя экономическое образование старшеклассников? Какими методами и организационными формами обучения должны пользоваться учителя, чтобы правильно сформировать у учащихся представления об экономическом образовании? Как сформировать положительную мотивацию к социально-экономической деятельности?

Заключение

Немаловажной составляющей гуманитарного образования в школе, на сегодняшний день приходится финансовое образование. Экономические знания, как нам сообщает И.Ф.Дмитриева: «образуют основу понимания роли и прав человека в обществе». В процессе исследования законов экономики учащиеся узнают, что деловая этика является одной из институциональных частей рынка, разрушение которой причиняет ущерб эффективности рынка в общем и несет вред экономическим субъекта. Экономические сведения и умения грамотно мыслить помогают школьнику правильно разрешать вопрос выбора. А если не давать этой возможности, то он во всех сферах деятельности будет проявлять качества «иждивенца».

На данный момент главной задачей как экономического, так и образования в целом является: сформировать у учеников общие знания об экономических проблемах, о характере протекания экономических процессах и механизмов их регулирования, объяснить основные социально-экономические роли в обществе, и донести важность их взаимодействия. Так же немало важным считается подготовить учеников к самостоятельному решению экономических и правовых задач, и элементарной экономической деятельности. К моменту выпуска ученики должны быть способны самостоятельно принять решение о своем экономическом будущем.

Список литературы
  1. Андросова А.В. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе изучения общественно-научных дисциплин: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.01 / А.В. Андросова. Белгород, 2013. С. 24.
  2. Калинина Н.Н. Программа ЭПОС как методологическая основа инновационного развития школьного экономического образования / Н.Н. Калинина, Н.В. Топешкина, А.С. Прутченков, С.Е. Урванцева // Экономика в школе. 2011. - №2. С. 5-14.
  3. Малахова Е.В., Степанов Е.А., Янова М.Г. Формирование экономических компетенций как один из факторов социализации старших школьников // Материалы ежегодных конференций. Под общей редакцией В.В. Игнатовой. 2017. С. 66-71.
  4. Машенцева Н.Г. Анализ экономических компетенций в системе современного образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с межд. участием. 2017. С. 183-187.
  5. Трусова Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук: 13.00.05 / Л.А. Трусова. М, 2012. С. 23.