Патопсихологический аспект профилактики рецидива насильственных преступлений у юношей
Журнал Научные высказывания

Патопсихологический аспект профилактики рецидива насильственных преступлений у юношей

Статья посвящена исследованию индивидуально-психологических особенностей личности насильственного преступника и профилактике рецидива насильственных преступлений. Статья содержит анализ теоретико-методологических подходов к изучению  насильственных преступлений и эмпирическое исследование особенностей  личности насильственного преступника.

фрустрация
агрессия
рецидив
эмпатия
тревожность
Насильственные преступления
индивидуальные особенности личности
антисоциальное поведение
коррекционная программа

Актуальность: В настоящее время проблема насилия среди молодежи является одной из самых актуальных и важных социальных проблем современного общества. Развитие научных исследований в области психологии и криминалистики позволяет более глубоко понимать причины возникновения насилия. По данным федеральной службы государственной статистики на 2018 год общее число лиц, которые совершили правонарушения различного вида в возрасте от 18 до 24 лет, составляет 147500 человек. Если рассматривать число зарегистрированных преступлений по видам, Росстат предоставляет следующие данные: убийства и покушения 8600; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 23200; изнасилование и покушение 3400; грабежи и разбойные нападения в совокупности 57600. Что свидетельствует о том, что это серьезная социальная проблема, которая вызывает страх и беспокойство общества.

Объект исследования: юноши в возрасте от 18 до 25 лет, обвиняемые в совершении насильственных преступлений.

Предмет исследования: патопсихологические особенности личности насильственного преступника и профилактика рецидива насильственных преступлений у юношей.

Цель: изучить патопсихологические особенности личности  насильственного преступника и разработать коррекционную программу, направленную на предупреждение насильственных преступлений.

Гипотеза:

- У  лиц, совершивших насильственные преступления, предположительно имеются индивидуально-психологические особенности, которые можно задействовать в коррекционной программе направленной на предупреждение рецидива насильственных преступлений.

Задачи:

1.      Изучить и проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению  насильственных преступлений; 

2.      Провести эмпирическое исследование патопсихологических особенностей  личности насильственного преступника;

3.      Разработать коррекционную программу, направленную на предупреждение рецидива насильственных преступлений, для использования сотрудниками психологической службы УИС.

Методологическая основа исследования: гуманистическая парадигма развития личности (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл,); методологические принципы юридической психологии (А.Р. Ратинова, А.М.Столяренко, А.И.Ушатикова, В.М.Позднякова); принципы психокоррекционной работы, рассмотренные Л.С.Выготским, И.В.Дубровиной, Д.Б.Элькониным, а также пенитенциарные психокоррекционные модели, предложенные М.Г. Дебольским, Т.В.Калашниковой, Е.Н.Казаковой.

Теоритико-методологические основы изучения  насильственных преступлений:

В общем понимании насильственная преступность включает все противоправные посягательства, где насилие используется для достижения цели [2, с. 30]. По мнению А.И. Долговой и С.В. Ванюшкина насильственную преступность можно определить как совокупность преступлений, в которых насилие выступает в качестве мотивирующего фактора, а не средства для достижения цели. В «Толковом словаре русского языка» Д. Н. Ушакова насилие описывается как физическая сила, применяемая к кому-либо, принудительное воздействие или злоупотребление властью.

Преступления, связанные с угрозой жизни и здоровью, составляют наибольший процент в сфере насильственной криминальной деятельности. Хотя формирование личности преступника может быть связано с биологическими и генетическими факторами, корни насильственной преступности, так же как и общей преступности, в основном лежат в социальной среде. Причины и условия совершения преступления исходят из общества, которому оно причиняет вред [7, с.55].

Личности, совершающие насильственные преступления, обычно характеризуются низким уровнем социализации, что связано с проблемами и недостатками в системе воспитания. Важно заметить, что мотивационная сфера этих личностей отличается эгоцентризмом и постоянными конфликтами с большинством людей в окружающей среде, которые не разделяют их взгляды. Кроме того, они стремятся оправдать свои действия, и часто алкоголь оказывает стимулирующее влияние на этих индивидов, активизируя их склонность к преступному поведению [5, с.78].

В эмпирической части работы было проведено исследование индивидуально-психологических особенностей личности  насильственного преступника.

Базой для проведения психодиагностического исследования стало Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор – 1» УФСИН России по ЕАО.

Для достижения поставленной цели нами было обследовано 40 испытуемых в возрасте от 18 до 25 лет, привлекающихся к уголовной ответственности за насильственные преступления.

По результатам методики «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки» было выявлено, что испытуемые имеют высокие показатели агрессивности (85%)  и враждебности (80%).

Анализ результатов по шкале тревожности Спилбергера-Ханина» показал, что  70% испытуемых продемонстрировали высокую ситуативную тревожность и 58% испытуемых продемонстрировали высокую личностную тревожность.

Удалось выявить очень низкий уровень эмпатии у 70% испытуемых, низкий уровень эмпатии у 25% испытуемых по методике диагностики уровня эмпатии В. В. Бойко.

У 63% испытуемых наблюдается выраженное состояние фрустрации и сильно выраженное состояние фрустрации у 25% испытуемых по методике  «Диагностика уровня эмпатии В. В. Бойко».

В результате проведения корреляционного анализа была установлена очень сильная корреляционная связь между показателями: ситуативной тревожности и фрустрации; чувства вины и эмпатии. Сильная корреляционная связь между показателями: индекса враждебности и подозрительностью; физической и вербальной агрессией. Значимая обратная связь между показателями индекса агрессивности и эмпатии.

А так же была разработана коррекционная программа, направленная на предупреждение рецидива насильственных преступлений.

Список литературы
  1. Абельцев, С.Н. Личность преступника и проблемы криминального насилия / С.Н. Абельцев - М.: ЮНИТИ, 2007 – 207 с.
  2. Алауханов, Е.О. Криминология / Е.О. Алауханов. - М.: Юридический центр, 2016 - 608 c.
  3. Алексеев, А.И. Криминология. Курс лекций / А.И. Алексеев. - М.: Щит-М, 2018 - 340 c.
  4. Алексеев, А.И. Профилактика рецидива преступлений / Под ред. Алексеева А.И., Солопанова Ю.В. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1980 – 121 с. 
  5. Антонян, Ю.М Личность преступника / Ю.М. Антонян –  СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004 - 366 с.
  6. Антонян, Ю.М. Мотивация преступного поведения  / Ю.М Антонян – М.: Юрлитинформ, 2018 – 373 с. 
  7. Антонян, Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности / Ю.М. Антонян – М.: Акад. МВД РФ,  2005 - 304 с.
  8. Баранова, П.П. Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений / Под общ. ред. проф. П.П. Баранова - М.: Нестор-История, 2006- 272 с.
  9. Боков, А.В. Организация борьбы с преступностью / А. В. Боков - М.: Наука, 2005 - 178 с.
  10.  Бриллиантов, А.В. Актуальные проблемы уголовного права и криминологии / А.В. Бриллиантов. - М.: Книга по Требованию, 2018 - 300 c.