Мотивация принятия в семью ребенка и родительские установки замещающих родителей как факторы риска семейных кризисов
Журнал Научные высказывания

Мотивация принятия в семью ребенка и родительские установки замещающих родителей как факторы риска семейных кризисов

Современные подходы к подготовке и сопровождению кандидатов, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагают расширение профилактической работы, направленной на адаптацию семьи и ребенка. В статье анализируются личностные факторы, влияющие на процесс адаптации в замещающих семьях. Рассмотрены основные задачи психологической помощи кандидатам в замещающие родители, в развитии их личностных ресурсов, необходимых для подготовки к воспитанию приемного ребенка.

замещающая семья
семейные кризисы
семейные конфликты
факторы риска
адаптация ребенка и семьи
семейные защитные механизмы
направления психологической помощи
подготовка семьи к приему

Решение проблем эффективного воспитания детей и развития замещающей семейной системы связано с преодолением семейных кризисов с целью предотвращения возвратов детей в социальные учреждения, которые имеют тяжелые, необратимые последствия для развивающейся личности ребенка. Психологические процессы, которые происходят в замещающей семье несмотря на многочисленные исследования остаются недостаточно изученными в силу многоаспектности и непредсказуемости факторов, влияющих на эффективность их функционирования.

Современные исследования замещающих семей показали, что для эффективного функционирования должна быть перестроена семейная система: должно произойти включение приемного ребенка, процесс его адаптации к новой ситуации будет завершенным, когда основные правила семейной системы претерпевают также изменения, новые социальные роли принимаются, корректируются, изменяются взаимоотношения и взаимодействия с окружением, степень открытости семейных границ также меняется [1, с 26].

Факторы, непосредственно влияющие на процесс адаптации, связаны с психологическими особенностями замещающих родителей (Ослон В.Н., Терновская М.Ф., Корчагина Л.М., Боровицкая Ю.В., Ж.А. Захарова, Л.Я. О.А. Карабанова, Л.А. Асламазова, Ф.П. Хакунова, Е.А. Боенкина, Г.Ф. Бигтагирова, Гущина Т.В., Е.В.), к которым относят личностную зрелость, ресурсы в семейной системе, жизнестойкость и жизнеспособность, сформированную зрелую мотивацию создания замещающей семьи, способность родителей адекватно воспринимать информацию о приемном ребенке и создавать адекватные родительские ожидания, жизненный опыт и стиль родительства, опыт помощи родных и опыт заботы о других людях, социально-психологические особенности семьи, брачный статус, образование и уровень дохода, социальную поддержку, психическое здоровье, факты насилия в семье, соотношение этнической и культурной идентичности родителей и приемного ребенка, родственное усыновление и др.

Мотивация создания замещающей семьи рассматривается как один из решающих факторов успешности воспитания ребенка-сироты (В.Н. Ослон, Г.В. Семья, Боенкина Е.А., Бигтагирова Г.Ф.): она определяет качество взаимоотношений, воспитательную успешность, условия воспитания и специфические трудности взаимоотношений. 

Еще одним важным предиктором, оказывающим влияние на успешность помещения ребенка-сироты в замещающую семью, является жизненный опыт замещающих родителей и стиль родительства. Ряд исследователей (Хрусталькова Н.А., О. А. Беляева, Е.Д. Проскурякова, Боенкина Е.А., Гущина Т.В., Долгова В.И., Овчарова Р.В., Терновская М.Ф., Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А., Гапченко Е.А., Куфтяк Е.В.) рассматривают родительскую компетентность как личностное интегральное качество на основе ценностных ориентаций, выработанных в системе семейного воспитания, принятыми ее участниками, характеризующиеся мотивационными, смысловыми, отношенческими, регуляторными составляющими [2].

В соответствии с гипотезой нашего исследования к факторам риска, способствующим возникновению кризиса в замещающих семьях относятся: недостаточная адекватность мотивации приема ребенка, искаженные ролевые ожидания и деструктивные родительские установки кандидатов, а также незрелые психологические защиты.

Общее количество участников проведенного исследования составило 30 человек, среди которых были как семейные пары, так и одинокие люди. Возрастной диапазон выборки составил от 35 до 60 лет, средний возраст - 42 года. Все кандидаты в замещающие родители являются жителями Московской области, Городского округа Пушкинский и Мытищ.

Были использованы психодиагностические методы для сбора эмпирического материала исследования, диагностические методики: «Опросник мотивации приема» В.Н. Ослон; «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х.Р. Конте); «Опросник измерения родительских установок и реакций, PARI» (Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.Н. Нещерет). Проведение статистического анализа эмпирического материала проводилось с помощью U-критерий Манна –Уитни – использовался для оценки различий между двумя независимыми малыми выборками по уровню какого-либо признака.

Учитывалось то, что мотивация связана с жизненными смыслами, ожиданиями и ценностями человека, как побудительными механизмами стремления прилагать усилия и действовать, а значит влияющими на успешность функционирования замещающей семейной системы.        Выборка была разделена на две группы по уровню адекватности мотивации приема в семью ребенка: в первую группу вошли кандидаты с высоким уровнем адекватности мотивации, количество которых составило шесть человек (20%), а вторую группу составили кандидаты со средним уровнем адекватности мотивации, двадцать четыре человека, что составляет восемьдесят процентов от общего количества, кандидатов, с низким уровнем мотивации не было выявлено.

Проверка статистических гипотез показала значимые достоверные различия между группами по таким показателям мотивации, как изменение семейной структуры (р=0,05) и снятие стигмы (р=0,01), то есть кандидатов с более низким уровнем адекватности мотивации характеризует стремление снять чувство собственной неполноценности, неудовлетворенности собой, желанием заполнить внутреннюю пустоту, решить свои экзистенциальные проблемы, найти смысл в жизни, разрешить недостатки и неудовлетворенность в семейной структуре.

Можно констатировать, что значимые различия по мотивации снятия стигмы, понимаемой как ощущение своей ущербности, комплексов относительно своей неполноценности, решению внутриличностных проблем, являясь неконструктивными и ведущими в определении мотивации приема детей в семью, относятся к факторам риска семейного кризиса.

Мотивация изменения семейной структуры, как ведущая, также освещает проблему взаимоотношений супругов, как предикторов напряженных отношений внутри семьи и предполагает влияние на обострение семейных конфликтов. Кандидаты в замещающие родители таким образом пытаются разрешить свои ожидания относительно личных, внутрисемейных проблем и конфликтов, а не проблем приемных детей, оставшихся без попечения родителей, что будет являться фактором, усугубляющим возможные ситуации семейных кризисов.

У кандидатов с более низким уровнем адекватности мотивации приема ребенка проявляются значимо высокие показатели по следующим параметрам для оценки различий между двумя независимыми малыми выборками по уровню какого-либо признака: подавление воли, ощущение самопожертвования, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, развитие активности ребенка, уклонение от контакта, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка. Данные родительские установки относятся к категории деструктивных, не способствующих оптимальной адаптации и разрешению конфликтов, приводящих к кризису во взаимоотношениях с детьми.  

Значимые различия (р=0,01) между кандидатами с высоким и более низким уровнем адекватности мотивации по характеристикам ведущих психологических защит выявлены по показателям проекции, по показателям общей напряженности всех психологических защит находятся на уровне статистических тенденций. Проекция как психологическая защита относится к регистру наиболее деструктивных защит, появляется как результат раннего эмоционального неприятия значимых других, предполагает приписывание негативных качеств другим людям, чтобы на их фоне выглядеть лучше, оправдывая таким образом свое, часто агрессивное и враждебное поведение.       Таким образом, при снижении адекватности мотивации замещающие родители в большей степени ориентированы на разрешение собственных проблем, связанных с преодолением своей ущербности, компенсацию неполноценности, снятие стигмы, изменение семейной структуры, поиск экзистенциальных смыслов, заполнение пустоты в себе и семейной системе. Так как приемный ребенок не может удовлетворить эти потребности, на него будет, скорее всего, переноситься ответственность за такие неадекватные ожидания, что свидетельствует о риске и указывает на угрозу возникновения кризиса в семейной системе.

При снижении адекватности мотивации у замещающих родителей проявляются более авторитарные, неконструктивные родительские установки на подавление воли ребенка, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, уклонение от эмоционального контакта, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, стремление ускорить развитие ребенка, ощущение самопожертвования, развитие активности ребенка. Это будет влиять на детско-родительские отношения и, скорее всего, будет ключевой зоной риска развития кризиса в семье.

Такие замещающие родители часто имеют проекцию как ведущую психологическую защиту, которая является не только незрелым, но и достаточно деструктивным механизмом в возникновении и обострении семейных конфликтов и проблем, потому что такие люди склонны переносить свои негативные переживания, проблемы на детей и друг на друга, следовательно, данные особенности можно рассматривать как факторы семейных кризисов.

Данное исследование не является завершенным и исчерпывающим, планируется продолжить изучение факторов риска в возникновении и усугублении семейных кризисов с кандидатами в замещающие родители для организации их психологического консультирования и оказания психологической поддержки.

Список литературы
  1. Боенкина Е.А. Становление психологической готовности к замещающему родительству: прогностический потенциал мотивационного измерения: автореф. дис. … канд. психол. наук – Москва: Современная гуманитарная академия, 2021.
  2. Котова Т.Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореф. дис. … канд. психол. наук. 19.00.05 –   Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2011.  
  3. Майн Н.В. Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация кандидатов в замещающие родители: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 /Майн Надежда Викторовна. - М., 2017.186 с.
  4. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В., Лотарева Т.Ю. Жизнеспособность замещающей семьи: профилактика отказов от приемных детей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. – 223 с
  5. Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006.- 360 с.
  6.  Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006. – 368 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября