Выявление маркеров киберагрессии средствами психолингвистики и психосемантики
Журнал Научные высказывания

Выявление маркеров киберагрессии средствами психолингвистики и психосемантики

Интернет-общение представляет собой важную составляющую коммуникаций современного мира. В представленном в статье исследовании анализируются результаты анкетирования обучающихся, а также изложены некоторые методические подходы к осуществлению психосемантического и психолингвистического анализа комментариев и постов в социальных сетях.

В ходе реализации данного исследования проведено изучение агрессивности контента сайтов средствами психолингвистики и психосемантики. Эмпирические данные, полученные в результате, призваны способствовать выделению основных маркеров агрессивности, преобразованных в «Шкалу токсичности сайтов».

Киберагрессия
маркеры
интернет
психосемантика
психолингвистика
контент-анализ

Ежедневно человек получает и обрабатывает значительные потоки информации, что в связи с ограниченностью психофизиологических ресурсов, приводит к «информационной перегрузке», на фоне которой достаточно часто отмечаются отклоняющиеся формы поведения, в том числе различные проявления агрессии. Наряду с исследуемой нами Интернет-агрессией, к сопряженным с ней и  наиболее актуальным проблемам можно отнести Интернет-зависимость, уход от реальности в виртуальное пространство, зависимость от компьютерных и он-лайн-игр [1 с. 312].

Актуальность исследования связана с необходимостью выявления и предотвращения распространения агрессивного поведения в сети Интернет, в частности, в социальных сетях, назревшей острой необходимостью создания благоприятного климата в киберсреде и безопасного образовательного пространства.

Цель – проведение исследования по выявлению маркеров, позволяющие выявить агрессивное поведение в киберпространстве.

Гипотеза – психосемантический и психолингвистический анализ текстов способствует определению маркеров агрессии в Интернет-пространстве.

Методы исследования – теоретический анализ источников по теме исследования, анкетирование, анализ и обобщение эмпирических данных, методы статистической обработки данных. Для достижения поставленной задачи была разработана анкета в Гугл.форм, т.к. в условиях пандемии и охвата большого количества образовательных учреждений – данный вид анкетирования является самым доступным и информативным.

В интересах определения агрессивности (токсичности) на основе теоретического анализа литературы по теме исследования [2, с. 123], [7, c. 135], [8, c. 122] и результатов собственных наблюдений и исследований [3, c. 25], [4, c. 221], [5, c. 283], было решено применить некоторые методические подходы, относящиеся к междисциплинарным областям психолингвистики и психосемантики. Основанием для реализации данных подходов выступают фундаментальные и прикладные исследования в этой области, которые указывают на возможность распознавать и  выявлять признаки агрессии и оценивать её влияние на поведение и психоэмоциональное состояние человека.

Обобщенные результаты данного исследования могут послужить ориентирами в выявлении и предотвращении распространении агрессивного поведения в Интернет-пространстве.

На первом этапе исследования была создана анкета в Гугл.формах и распространена по образовательным организациям Московской области, в частности в общеобразовательные школы г.о. Коломна и Воскресенск [6]. Опрос был проведен в декабре 2020 года. Респонденты по возрастным группам распределились следующим образом: 4,2% лиц в возрасте от 12 до 14 лет, 54,5% лиц в возрасте от 15 до 17 лет и 41,3% лиц в возрасте от 18 до 21 года.

В ходе исследования установлено, что более 60% респондентов проводят в интернете более 4 часов в сутки, посещая не только сайты и форумы для дистанционного обучения, но и различные приложения и сети с развлекательным контентом. Более 25% проводят в Сети более 8 часов в сутки.

По данным исследования, самыми популярными приложениями и социальными сетями стали: ВКонтакте (пользуется 83,9%), YouTube (71,1%) и Instagram (59%). Также наиболее популярно приложение TikTok (49,8%), где можно просматривать короткие ролики различного контента, мессенджер Telegram (36,4%) и приложение для прослушивания музыки Spotify (12,3%).

В соответствии с целями исследования были предприняты шаги для выявления и выделения из общей массы сайтов и приложений тех, которые могут содержать агрессивный контент, который, в свою очередь, может спровоцировать конфликты, которые негативно сказываются на поступательном и безопасном развитии личности. Установлено, что порядка 42% респондентов имели опыт посещения сайтов, содержащих агрессивный контент, а 14,5% опрошенных часто встречают подобные приложения и сайты. У 6,5% опрошенных, при появлении в Интернет-пространстве, постоянно «наталкиваются» на агрессивные сайты и сети, а 36,8% никогда их не встречали. В тройке самых агрессивных сетей и приложений, по мнению респондентов, располагаются ВКонтакте (23,5%), TikTok (13,8%) и YouTube (3,5%). К наиболее агрессивным сайтам и приложениям также по итогам опроса можно отнести Instagram (3,3%).

Самым распространенным видом агрессии являются «ругательства», оскорбления, сравнение с животными, частями тела и т. д., – так считает 66,8% опрошенных. «Переход на личности» занимает второе место и присутствует у 58,6% опрошенных. Агрессивно настроенные люди сразу «выплескивают» свои эмоции в лицо, подавляя оппонента. На третьем месте находится троллинг (54,5%) — оскорбительные слова, направленные на ответные действия в форме конфликта. Главной целью троллинга является саркастическое, провокационное, подстрекательское или юмористическое содержание сообщений тролля, чтобы привлечь других пользователей к дискуссии.

47,3% респондентов отметили кибербуллинг – намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени. [7, с. 122].

Использование просторечной лексики в отрицательном эмоциональном окрасе отметили 28,3% респондентов, а явную или скрытую угрозу 27%. При общении в комментариях 26,7% респондентов встречали различного рода проклятия и злопожелания в чью-ибо сторону. Под постами людей, рассказывающих о своей работе, 20,7% опрошенных людей отметили указание на некомпетентность или непрофессионализм [8, c. 135]

Значимой исследовательской задачей являлось изучение влияния описанных факторов на психоэмоциональное состояние человека. Согласно нашему исследованию, конфликтные ситуации в Интернет-пространстве, сопряженные с проявлением агрессии, у 35% респондентов ухудшают настроение, а у 3% респондентов отмечается резкое ухудшение настроения на длительный период.

Согласно данным исследования, 26,2% опрошенных, при виде агрессивного контента сразу же покидают сайт или социальную сеть, 21% стремятся выяснить причину агрессии и её устранить. Около 45,6% респондентов предпочитают дальнейшее нахождение на этих сайтах или мессенджерах без каких-либо предпринимая шаги к тому. Чтобы не замечать агрессивный контент, а 3,4% респондентов готовы присоединиться к агрессивно настроенным людям.

На втором этапе исследования был осуществлен качественный контент-анализ. В качестве единицы анализа предлагалось рассматривать посты и комментарии в социальных сетях. С учетом выявленных в ходе анкетирования факторов риска и угроз психологической безопасности в киберсреде, нами предложены следующие психосемантические и психолингвистические техники и приемы:

1. Осуществлять качественный анализ подлежащих оценке текстов в Интернете на основе контент-анализа, при том анализу подлежат:

  • упоминание определённых элементов текста, содержащих явную агрессию и частоту их упоминания;
  • обобщённые эмоциональные проявления, содержащиеся в тексте поста в социальных сетях (позитивные, нейтральные, негативные);
  • коннотативное значение эпитетов и метафор, содержащихся в тексте (позитивный/негативный).

2. Анализ содержания текста может осуществляться с использованием следующих показателей:

1. Коэффициент Трейгера (КТ) – это отношение количества глаголов к количеству прилагательных в единице текста; его величина непостоянна и указывает на соотношение у данного автора поста в момент высказывания наклонности к активности, к рефлексии и созерцательности. КТ связан с уровнем эмоциональной стабильности и характером эмоциональной регуляции. В норме КТ близок к 1. Его повышение наблюдается при наличии у автора поста явного высокого уровня агрессивности; снижение КТ может наблюдаться у авторов, которые на момент написания текста отмечают астению (бессилие).

2. Коэффициент опредмеченности действия (КОД) – соотношение количества глаголов к количеству существительных в единице текста; характеризует уровень социализированности, синтаксической завершенности высказывания, интерпретируется аналогично КТ.

3. Коэффициент директивности – КД, или индекс прегнантности (насыщенности) Эртеля, – отношение количества слов и выражений с высоким уровнем прегнантности к общему количеству слов в единице текста; анализу подлежат  следующие слова и словосочетания: «должен», «обязан», «невозможно», «абсолютно», «всецело», «всегда», «везде», «никогда», «никто «бесспорно», что может отражать прегнантность когнитивной активности, лежащей в основе высказываний. Высокий показатель КД указывает на то, что автор поста, – вероятно,  личность, склонная к доминированию, экспансии, решительным и бескомпромиссным действиям, что позволяет прогнозировать высокий риск возможности совершения общественно-опасных действий, суицидальной активности [9 c.35].

В ходе реализации проекта, респондентам были предложены некоторые отрывки из постов и литературных произведений, с целью выявления в семантическом пространстве признаков агрессии [10]. В соответствии с принципами психосемантики, предлагается рассматривать семантическое пространство текста как ментальное образование, в формировании которого участвует само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков, а также интерпретация текста читателем в процессе его восприятия.

В ходе исследования было установлено, что благодаря представлению семантического пространства, на основе некоторого отрывка текста, можно предположить, с какой целью и с какой коннотацией нам это сообщает автор, соответственно, можно представить и некоторые акты агрессии в данном тексте. Для обоснования данного тезиса предлагается воспользоваться описанными психолингвистическими показателями. Следует учитывать, что, однако, применение данных индексов имеет ряд ограничений, обусловленных тем, что высокие показатели агрессивности, выраженные посредством индекса Эртеля и коэффициента Трейгера, могут выявляться в относительно нейтральных или даже позитивных по своему содержанию текстах, содержащих слишком большое количество глаголов и глагольных форм. Отмечается также, что в текстах, качественный анализ которых подвергается оценке, показатели агрессивности, как правило, выше, если текст содержит глагольные формы в повелительном наклонении, а также, ряд слов и фраз, например, «ты должен», «я не обязан», «не может быть никогда», «не разрешено никому», «невозможно» и т.д.

Трудности и ограничения связаны с тем, что в настоящее время нет еще убедительных эмпирических данных, позволяющих сделать однозначный вывод о необходимости использования одновременно или последовательно всех предложенных показателей и индексов. Данный метод не всегда применим, если необходимо оценивать комментарии, состоящие из небольшого количества слов или словосочетаний. Контент-анализ проводится с условием, что текстовый материал должен включать в себя более 200 символов (выявлено при проведении исследования). Помимо этого, всякий агрессивный текст может не содержать значительного количества глаголов, равно как, текст, содержащий их, не всегда носит агрессивный характер и содержание.

В ходе исследования были установлены следующие маркеры, указывающие на выраженность агрессии контента, содержащегося на сайте:

1. угрозы, предполагающие действия с последующей физической агрессией и насилием;

2. открытые угрозы жизни и призывы к смерти;

3. явная вербальная агрессия;

4. скрытая агрессия с использованием оскорбительных слов, направленных на конфликт;

5. использование ненормативной лексики;

6. коннотативно-негативное значение фраз.

С целью создания «Шкалы агрессивности» применен метод экспертных оценок, в ходе реализации которого получен ранжированный перечень маркеров агрессии. С этой целью была создана экспертная группа, в которую были включены эксперты численностью 11 человек, представляющие психолого-педагогическое сообщество (педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-организаторы СОШ, профессорско-преподавательский состав ВУЗов) (таблица 1).

Таблица 1.

Ранжированный перечень маркеров токсичности (агрессивности)

Маркеры

Баллы

угрозы, предполагающие действия с последующей физической агрессией и насилием

4 балла

открытые угрозы жизни и призывы к смерти

4 балла

явная вербальная агрессия

3 балла

скрытая агрессия с использованием оскорбительных слов, направленных на конфликт

2 балла

использование ненормативной лексики

1 балл

коннотативно-негативное значение фраз

1 балл

На основе экспертных оценок получена Шкала токсичности сайтов (таблица 2), где:

  • 0–3 балла – сайт потенциально не токсичен;
  • 4–5 балла – сайт потенциально токсичен;
  • 8–11 баллов – агрессивный сайт;
  • 12–15 баллов – высокая степень агрессивности сайта.   

Таблица 2.

Шкала токсичности (агрессивности) сайта и ранжированный перечень маркеров агрессии

 

0–3 балла –

сайт потенциально

не токсичен

4–7 баллов –

сайт потенциально токсичен

8-11 баллов –

агрессивный сайт

12-15 баллов –

высокая степень агрессивности сайта

 

Таким образом, в ходе реализации данного исследования осуществлялось изучение токсичности (агрессивности) контента сайтов средствами психолингвистики и психосемантики. Эмпирически полученые маркеры токсичности (агрессивности), которые после осуществления экспертных оценок проранжированы, преобразованы в шкалу, названную «Шкалой токсичности (агрессивности) сайтов».

Предположительно, дальнейшее изучение проблемы агрессии в Интернет-пространстве с позиций теоретических и инструментальных подходов психолингвистики и психосемантики может способствовать более успешному выявлению маркеров киберагрессии и обеспечить разработку эффективной системы профилактики киберугроз.

 

Список литературы
  1. Васильев Т. Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение СПб 2016. https://cyberleninka.ru/article/n/negativnye-aspekty-virtualnoy-kommunikatsii-i-ih-pastyrskaya-otsenka С. 311-319.
  2. Ковалева С.Е. О некоторых актуальных социально-психологических проблемах виртуальной коммуникации в информационную эпоху. «XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс»: Периодическое научное издание. – Пенза: Изд-во Пенз. гос.технол. ун-та, 2017. – №05(39)/06(40). – 203 с. С. 122-127
  3. Сыркин Л.Д., Малахов С.В. Ассистивные технологии, основанные на использовании Интернет-ресурсов, как средство повышения качества жизни лиц с глубокими нарушениями зрения. В сборнике: Башкатовские чтения: Психология притеснения и деструктивного поведения, профилактика ксенофобии, экстремизма и национализма в детско-подростковой среде. Материалы пятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова 2015. С. 282-286.
  4. Сыркин Л.Д., Шакула А.В., Юдин В.Е. Основные принципы оценки и восстановления ресурсов психического здоровья. Вестник восстановительной медицины. 2011. № 1 (41). С. 24-27.
  5. Сыркин Л.Д. О гуманизации IT-технологий в свете проблем воспитания у нового поколения культуры поведения и коммуникации. В сборнике: Практическая психология образования XXI века: проблемы и перспективы. Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве России. Сборник научных статей и материалов X всероссийской научно-практической конференции. Коломна, 2012. С. 213-223.
  6. https://forms.gle/VXVczNnABXJLf1qT6
  7. Chibbaro J. School Counselors and the Cyberbully: Interventions and Implications. Professional School Counseling, 2007 С. 122
  8. Плешаков В. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет- среды // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). C. 131-140
  9. Самохвалов В. П. Психиатрия (Учебное пособие для студентов медицинских вузов). — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 575 с.
  10. https://forms.gle/cgNoMn4obdmD7uNK7