Проблема социальной адаптации молодежи: Влиться в общество или быть счастливым
В статье рассматривается социальная адаптация молодых людей в новые коллективы и возникающие в процессе, связанные с ней проблемы, а также проблема необходимости выбора молодежью одной из двух крайностей: «влиться в общество» или «быть счастливым». Поднимается вопрос о взаимном сосуществовании этих метаморфоз.
Социальные сети на сегодняшний день занимают далеко не последнюю роль в жизни практически каждого молодого человека, проживающего на территории России. Медиаполе социальных сетей оказывает все бóльшее влияние на молодые умы, сталкивая с множеством сложностей, которые могут начинаться от самопрезентации в конкретном медиапространстве и заканчиваться побуждением рассуждать на глубокие философские темы, в результате чего появляется вероятность оказания чересчур сильного психологического давления, а также появления зацикленности на несущественных моментах. Одна из проблем, с которой может столкнуться молодой человек, — «влиться в общество или быть счастливым».
Наличия выбора из двух вышеупомянутых вариантов в последнее время становится всё актуальнее: как в социальных сетях, так и в других медиа периодически появляются разнообразные тренды, предполагающие определение одной из этих альтернатив как первостепенной. Среди молодого поколения обретает популярность выражение «он(а) выбрал(а) быть счастливым(ой)», означающее, что человек поступил в угоду своему личному комфорту, таким образом, искажая понятие «счастья» и принижая значимость социальной адаптации, называемой «влиться в общество». Также данная дилемма может послужить первопричиной для возникновения дальнейших конфликтов индивида с социумом или с самим собой.
Феномен социальной адаптации изучался и до сих пор изучается многими исследователями. Этот нетривиальный процесс не исключает появление и проявление проблем совершенно разных по своему содержанию, соответственно требующих разные подходы к изучению.
Ковалева Е. А. утверждает, что на данном этапе развития общества социально-психологическую адаптацию молодого человека трудно назвать гармоничной и целостной, исключающей внутренние конфликты с внешней средой. Под адаптацией в данном контексте понимается согласование поведения человека с внешней средой. Проблемой данного определения является внешняя согласованность, которая характеризуется скрытой противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением личности. Такое поведение согласуется с требованиями среды, но осуществляется с большим психологическим напряжением. [1]
В данной статье я бы хотела уделить внимание социальной адаптации молодых людей и проблеме их столкновения с вопросом «влиться в общество или быть счастливым». Таким образом, объектом исследования выступает социально-возрастная группа — молодежь (молодые люди). Несомненно, трудности в адаптации связаны не только с возрастным периодом развития личности, но также зависят от различных событий в жизни человека. Тем не менее, самыми уязвимыми и наиболее часто подвергающимися проблемам адаптации в обществе являются представители молодежи. Юридически, молодежь, молодые граждане — это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Однако для более точного понимания дефиниций обратимся к определению английского ученого Саймона Фриса, для которого понятие молодежь — это социальный конструкт, некий обобщенный образ для выделения людей более или менее определенного возраста (Фрисом были предложены границы от 11 до 28/30 лет). [2] Выбор пал именно на данную квазигруппу по той причине, что именно в возрасте от 11 до 30 лет человек находится на пике социальной активности (не будет лишним упомянуть, что в данном исследовании пренебрегается юридическая сторона вопроса, дееспособность, деликтоспособность и иные возрастные различия молодых людей).
Далее стоит определиться, что есть социальная адаптация; этот процесс можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, проблема адаптации в биологии. В течение длительного периода проблема адаптации человека была связана исключительно с эволюционными составляющими. Однако в процессе развития научных исследований данный вопрос расширил область своего влияния и получил междисциплинарный подход. Понятие «адаптация» стало активно использоваться в медицине, генетике, экологии, социологии и других областях науки, став общеизвестным и изучаемым феноменом.
Несмотря на различные сферы изучения социальной адаптации, научные исследователи сходятся во мнении, что этот процесс чрезвычайно сложен, тем более у молодых людей, так как их личности еще не до конца сформированы, и изменение привычной для них среды может привести к непредсказуемым последствиям. Г. П. Юрьевич писал о социальной адаптации как о непрерывном процессе, где главным дестабилизирующим фактором выступает развитие как субъекта адаптации, так и окружающего мира. Являясь функцией двух переменных, процесс адаптации постоянно находится в динамике. То есть адаптация — состояние динамического равновесия между человеком и внешней средой. [3]
Трудности в процессе социальной адаптации, как уже упоминалось, связанны с столкновением двух сторон, которые по тем или иным причинам не могут сосуществовать, вследствие чего возникает конфликтная ситуация. В зависимости от участвующих субъектов можно выделить два вида противоречий, сопровождающих социальную адаптацию.
Начнём с первого, где противоборствующими сторонами выступают личность как совокупность социально значимых черт и общество как динамическая система, включающая в себя различные виды и формы взаимодействия и объединения людей. Причинами такого конфликта выступают в основном следующие:
- Борьба противоположностей [4] (согласно первому гегелевскому закону материалистической диалектики). Наличие двух противодействующих стихий — социума и индивида с позицией нонконформизма. Такая личность не хочет социально адаптироваться, «быть счастливым» для нее — это стоять в оппозиции к социуму, ввиду чего, разрешение проблемы возможно только при возникновении желания самого человека.
- Расхождение личностных качеств, способностей индивида и требований, которые предъявляет социум для необходимости, востребованности человека в своей среде. После возникновения и формирования противоречия индивид встает перед выбором: приложив усилия, развить нужные обществу способности, от которых зависит успешность выполнения им различных видов общественно-важной деятельности, то есть «влиться в общество» или «быть счастливым» — проигнорировать проблему, закрыть на нее глаза и, будучи невостребованным для социума, в лучшем случае — стагнировать, в худшем — деградировать. В данном случае идет подмена понятий, когда «быть счастливым» становится тождественно равными бездействию, нежеланию самосовершенствоваться, осваивать что-либо новое. Люди не задумываются, какой смысл они вкладывают в произносимые ими слова, здесь имеет место быть эффект Толпы, описанный Густавом Лебоном [5], психологический феномен, который побуждает человека двигаться в том же направлении, что и другие, делать то же, что делают остальные. Согласно этому эффекту, индивид вторит толпе, неправильно определяя «счастье», выбор «влиться в общество или быть счастливым» искажается до «приспособиться или забыть».
- Отторжение индивидом навязываемых социумом определенных стандартов поведения. Такая ситуация возможна в тоталитарных или авторитарных обществах, объединениях, где иная, кроме разрешенной, модель поведения порицается, соответственно, человек, попавший в такую среду, будет иметь проблемы социальной адаптацией по причине отсутствия знаний норм и правил для данного конкретного общества. Попав в такую среду, «влиться» в нее затруднительно, «быть счастливым» возможно при условии нахождения в обществе достаточно длительного периода времени, за которое личность не просто свыкается с существующими правилами, но и начинает осознавать себя, как часть социума. В том случае, когда индивид с устоявшимися ценностями и взглядами оказывается в рассматриваемом объединении, его моделью поведения выступает конформизм.
Второй вид противоречий связан с диссонансом непосредственно самой личности, ее внутренним разногласием, возникающим во многих случаях по причине несоответствия представлений индивида с реальностью. В рамках социальной адаптации данный вид конфликта достаточно трудно рассмотреть в силу индивидуальности личности, обстоятельств и иных факторов, обуславливающих успешный или неудачный опыт социальной адаптации. Несмотря на это, изучив некоторые исследования и проанализировав закономерности возникновения проблем в процессе социальной адаптации, на основе множества схожих, повторяющихся ситуаций можно сделать вывод о влиянии социализации на социальную адаптацию. Соответственно индивид, который имел проблемы с социализацией, менее приспособлен ко вхождению в новый коллектив, в его голове чаще возникают вопросы выбора «подходящей» социуму модели поведения и противоречия между ними, влекущие проблемы с социальной адаптацией.
Подводя итог, можно сделать вывод, что, с одной стороны, у молодых людей есть желание принадлежать к обществу, соответствовать его ожиданиям, а с другой стороны, они хотят быть счастливыми в своей уникальности и иметь свободу выбора. Таким образом, важно находить баланс между этими аспектами: влиться в общество или быть счастливым, учитывая как социальные нормы, так и личные потребности.
- Ковалева Е.А. Проблемы психологической адаптации человека к современным социальным условиям // Мировые цивилизации, 2020 №1–2
- Frith S. The Sociology of Youth. London: Open University Press, 1984.
- Юркевич Г. Теория социальной адаптации в истории социологических учений // Актуальные вопросы современной науки. 2009. №10.
- Гегель. «Наука логики. Том I. Объективная логика»; [пер. с нем. Б. Г. Столпнера]. — Primedia E-launch LLC, 2017.
- Гюстав Л. «Психология народов и масс»; [пер. с фр. Э. Пименовой]. - Москва : Эксмо, 2023.