Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду: эколого-правовой аспект
Журнал Научные высказывания

Негативное воздействие автомобильного транспорта на окружающую среду: эколого-правовой аспект

Статья посвящена проблемам загрязнения окружающей среды самым продаваемым легковым автомобилем, как Lada Granta. Особое внимание уделяется негативному воздействию на почву и воду, которое разрушает автомобиль. Автором изучен вред автомобиля за один год его эксплуатации.  

транспортное средство
почва
вода
отходы
окружающая среда

Автомобиль – неотъемлемая часть современной жизни. Однако, несмотря на его удобство и практичность, автомобиль оказывает значительное воздействие на окружающую среду и природу. Выбросы вредных веществ, шум и другие отрицательные факторы автомобильного транспорта могут привести к серьезным экологическим проблемам, таким как загрязнение воздуха, земли и водных ресурсов, а также изменение климата. В этом контексте, вопросы экологического вреда автомобиля на природу становятся все более актуальными. В данной статье рассмотрим, как автомобиль вредит природе и какие меры могут быть приняты для снижения его экологического воздействия.

Возьмём за основу загрязнения самый продаваемый автомобиль в Российской Федерации за 2022 год – Lada Granta[1].

Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан на благоприятную окружающую среду при условии сохранения природы и окружающей среды и бережного отношения к природным богатствам. Однако автомобили, ставшие неотъемлемой частью нашей жизни, вредят природе во многих аспектах:

Выбросы вредных веществ: Автомобили выделяют вредные газы, такие как углекислый газ, оксиды азота, углеводороды, которые могут вызвать загрязнение воздуха. Выбросы этих вредных веществ могут повлиять на качество воздуха и здоровье людей и животных, а также на изменение климата.

Загрязнение земли: Автомобили могут загрязнять землю, если утечка масла, топлива или других веществ происходит из двигателя или трансмиссии.

Шум: Автомобили могут создавать шумовое загрязнение, которое может воздействовать на здоровье людей и животных, а также на экосистемы.

Lada Granta 2022 года может быть оснащена несколькими типами двигателей в зависимости от комплектации и рынка, для которого автомобиль производится. В России, например, Lada Granta 2022 года выпуска может быть оснащена следующими двигателями:1.6-литровый 8-клапанный бензиновый двигатель мощностью 90 л.с. и 1.6-литровый 16-клапанный бензиновый двигатель мощностью 106 л.с[2].

Отметим, помимо прочего, малоэффективность механизма возмещения вреда окружающей среде, причиненного автомобилями, вследствие отсутствия в законодательстве договоренности по основным терминам (вред, убытки, ущерб).

Возьмём для примера самый расспрошенный мотор, а именно – 8-ми клапанный, так как он ставился в базовые комплектации, которые продались большим тиражом.

В среднем за один год россиянин проезжает на своём автомобиле 18700 км, возьмём этот показатель за расчёт экологического вреда[3]. В техническом регламенте Лады прописано, что смешанный расход составляет 6,8 литра на 100 км дороги 95 бензина[4]. То есть за один год эксплуатации автомобиль поглощает 1271,6 литров 95 бензина.

Гранта имеет экологический класс 5, что означает, что её нормы выброса являются: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км[5].

Соответственно за вышесказанный пробег автомобиль испортит окружающую среду на:

СН= 0,05 г/км*18700 км=935 грамм≈ 1 кг;

CO= 0,80 г/км*18700 км=14960 грамм≈ 15 кг;

NOy= 0,06 г/км*18700 км=1122 грамм≈1,1 кг. 

За время этой эксплуатации нужно будет провести одно плановое техническое обслуживание на пробеге (14500-15500 км)[6]. Литр масла может стать источником масляного пятна площадью почти 1 га или загрязнить миллион литров питьевой воды[7]. В Ладе требуется 3.5 литра моторного масла. Если в сервисе будет не выполнен регламент по замене, то может пострадать 3,5 гектара земли или 3,5 миллион литра питьевой воды[8].

У автомобильных шин есть также много проблем, к ним относиться - проблема содержания химических веществ в распространяемых микрочастицах гораздо выше, чем в выхлопных газах автомобильного двигателя[9].

Таблица 1. Химический состав пыли, взятой из асфальтобетона и грунта, %.

Место

SiO2

Fe2O3

Al2O3

CaO

MgO

n.n

H2O

Дорога

76,4

3,1

6,0

2,9

1,6

4,3

0,4

Грунт

80,8

2,2

7,1

1,7

0,5

3,7

0,7

Кроме этого, пыль адсорбирует на своей поверхности различные токсиканты и канцерогены, возникающие от работы автотранспорта. Пыль из покрытия дороги — это полидисперсный материал, насыщенный различными загрязнителями — продуктами загрязняющих выбросов от работы двигателя, износа тормозных колодок (накладок), износа шин и др[10].

Некоторые полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), содержащиеся в автомобильных шинах, могут быть канцерогенными и токсичными для окружающей среды. Их концентрация в шинах может варьироваться, но в целом, содержание ПАУ в шинах может составлять от 1% до 3% по массе. Таким образом, 1 грамм ПАУ может содержать от 10 до 30 мг вредных соединений. Эти соединения могут выделяться в окружающую среду в процессе эксплуатации автомобиля, что может привести к загрязнению окружающей среды.

Токсичные металлические соединения, такие как свинец и кадмий, также могут содержаться в автомобильных шинах. Содержание свинца в шинах может быть до 2% по массе, а содержание кадмия может быть до 100 ppm. Согласно исследованиям, даже небольшое количество этих токсичных металлов может нанести вред окружающей среде и здоровью человека. Например, 1 грамм шин может содержать до 20 мг свинца, что превышает допустимый уровень его содержания в почве (15 мг/кг почвы) и может привести к загрязнению окружающей среды[11].

Экологическая доктрина Российской Федерации определяет современное состояние общества как экологический кризис, ставящий под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Среди основных факторов деградации окружающей среды России, доктрина провозглашает «низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны». Соответственно, важнейшей задачей государственной    политики    в    области    экологии    должно быть «экологическое     образование     и     просвещение»[12]. К сожалению, уровень экологического просвещения в России до сих очень низкий, вследствие чего уровень причинения ущерба окружающей среде не снижается.

Важно отметить, что конкретный эффект на окружающую среду может зависеть от множества факторов, поэтому любые цифры следует рассматривать как ориентировочные значения.

Пластик, используемый в автомобильной промышленности, может состоять из различных веществ, в зависимости от его конкретного назначения и свойств. Однако общие категории пластиков, которые используются в автомобилях, включают:

Полипропилен (PP): Этот вид пластика используется для создания деталей, таких как обшивка салона, бампера, панели приборов и т.д.

Полиуретан (PU): Полиуретан используется для создания ковриков, сидений, дверных панелей и других деталей.

Акрилонитрил-бутадиен-стирол (ABS): Этот вид пластика используется для создания крышек зеркал заднего вида, ручек дверей, крышки бензобака и других деталей.

Поликарбонат (PC): Этот вид пластика используется для создания фар, оптики, панелей приборов и других деталей.

Кроме того, могут использоваться другие типы пластиков, такие как полистирол (PS), полиамид (PA) и термопластичный эластомер (TPE). Каждый из этих типов пластиков содержит различные химические соединения, которые могут оказывать разный воздействие на окружающую среду[13].

Рассмотрим пример, как 1 грамм этих веществ влияет на окружающую среду:

1 грамм полипропилена не оказывает значительного воздействия на почву или воду.

Когда полипропилен выбрасывается на землю, он может затруднить проникновение воды и кислорода в почву, что может негативно повлиять на рост и развитие растений. Кроме того, при деградации полипропилена в почве могут образовываться токсичные продукты разложения, которые могут нанести вред микроорганизмам и другим живым организмам, находящимся в почве.

Если полипропилен выбрасывается в воду, он может нанести вред морской фауне и флоре, препятствуя ее развитию и росту. Кроме того, полипропилен может приводить к загрязнению воды и изменению ее химического состава, что может привести к серьезным последствиям для экосистем, включая человека[14].

Полиуретан, поликарбонат, акрилонитрил-бутадиен-стирол также не опасны в соотношении одного грамма. Эти синтетические полимеры, которые могут деградировать медленно в окружающей среде и оставаться в почве или воде на десятилетия или даже столетия. Кроме того, в процессе их производства может использоваться ряд опасных химических веществ, таких как изоцианаты и полиолы, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

В юридической литературе понятие «экологический вред» рассматривают очень широко. Выделяют экологический вред в узком значении (это вред, который был причинен окружающей среде или ее компонентам); в широком значении (вред, который был причинен в результате воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды здоровью человека – экогенный вред, а также вред имуществу – экономический вред[15].

Правовые аспекты в сфере вреда, наносимого автомобилями окружающей среде, в России практически не проработаны. Некоторые исследователи предлагают внедрить систему, схожую с системой страхования ответственности за вред, который был причинен в результате эксплуатации атомных электростанций. Суть состоит в двухуровневом страховании ответственности, где первый уровень – обычный договор страхования на сумму, установленную законом. В пределах этой суммы выплаты за ущерб осуществляются компанией, в которой были застрахованы риски. А для осуществления выплат свыше суммы первого уровня создается специальный фонд, туда владельцы атомных электростанций вносят определенные законом суммы.

Так, в России владельцы автомобилей обязаны страховать ответственность за вред, причиненный при его эксплуатации. Однако вред, наносимый окружающей среде при эксплуатации автомобиля, не контролируется законом.

В случае создания фонда второго уровня выплаты могли бы осуществляться из средств фонда, что снизило бы риски материальных потерь для владельцев автомобилей, а наличие обязательной страховки снизило бы имущественные риски и потенциальные расходы производителей автомобилей[16].

Итак, с точки зрения материалов, из которых сделана Lada Granta, она содержит множество различных материалов, которые в больших количествах могут оказывать влияние на окружающую среду, например, металлы, пластмассы и краски.

Автомобиль наполнит нашу землю и воду примерно на 17 килограмм токсичных веществ, что скажется очень сильно на окружающую среду. А если при техническом обслуживании произойдёт утечка машинного масла в воду или почву, что приведёт к заметному ухудшению окружающей среды.

Исследования, сделанные мной, показывают всю степень опасности одной лады Гранты, но на наших дорогах таких автомобилей около 46 миллионов, без учёта грузового транспорта.

Таким образом, отечественные исследователи регулярно вносят различные предложения по совершенствованию законодательства в сфере регулирования вреда, наносимого автомобилями окружающей среде. Однако, несмотря на это, развитие технологий, к сожалению, сильно опережает развитие права. Вследствие этого вопрос об ответственности за вред, причиненный при эксплуатации автомобиля, до сих пор остается неразрешенным.

[1] Autostat. «Продажи новых автомобилей в России выросли на 29,7% в апреле.» Autostat, 3 May 2023, https://www.autostat.ru/press-releases/53553/. (Дата обращения: 04.05.2023)

[2] https://www.lada.ru/cars/granta/sedan (Дата обращения: 04.05.2023)

[3] Назван средний пробег автомобиля по России в год. [Электронный ресурс] https://news.drom.ru/88757.html (Дата обращения: 04.05.2023)

[4] Спецификация модели LADA Granta Sedan в формате PDF: https://static.lada.ru/cars/granta/sedan/specification.pdf (Дата обращения: 04.05.2023)

[5] О классах экологической безопасности автомобилей [Электронный ресурс] https://infotables.ru/avtomobili/1214-ekologicheskij-klass-avtomobilya (Дата обращения: 04.05.2023)

[6] Техническое обслуживание и ремонт LADA [Электронный ресурс]: https://www.lada.ru/service/to (Дата обращения: 04.05.2023)

[7] Об влиянии моторных масел на окружающую среду [Электронный ресурс]: https://mirsmazok.ru/motornye-masla/vliyanie_motornykh_masel_na_okruzhayushchuyu_sredu/ (Дата обращения: 04.05.2023)

[8] Сколько масла нужно для двигателя LADA Granta [Электронный ресурс]: https://maslospec.ru/skolko-masla-v-dvigatele-lada-granta.html (Дата обращения: 04.05.2023)

[9] Об экологическом вреде шин [Электронный ресурс]: https://fasad-adelante.ru/vred-shin-dlya-ekologii/ (Дата обращения: 04.05.2023)

[10] Шулдякова, К. А. Воздействие автомобильных шин на окружающую среду и здоровье человека / К. А. Шулдякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 472-477. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34317/ (дата обращения: 04.05.2023).

[11] Химический состав шин [Электронный ресурс]: https://fasad-adelante.ru/himicheskiy-sostav-v-shinah/ (дата обращения: 04.05.2023).

[12] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (Дата обращения: 05.05.2023).

[13] Основные виды автомобильного пластика [Электронный ресурс]: https://kuzov.info/vidi-avtomobilnih-plastikov/ (дата обращения: 04.05.2023).

[14] Вред полипропилена для здоровья человека [Электронный ресурс:] https://msel.ru/articles/vred-polipropilena-dlya-zdorov-ya-cheloveka/ (дата обращения: 04.05.2023).

[15] Велиева Д.С. Сущность экологического вреда и специфика его возмещения: конституционно-правовой аспект // Современное право. 2011. № 5. С. 43-47; Никишин В.В. Теоретические проблемы возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2009. № 2/3. С. 28-32.

[16] Чурилов А. Ю. Правовые основы ответственности за вред, причиненный при эксплуатации автономного автомобиля // Legal Concept. 2018. №4. С. 32.

Список литературы
  1. Велиева Д.С. Сущность экологического вреда и специфика его возмещения: конституционно-правовой аспект // Современное право. 2011. № 5. С. 43-47; Никишин В.В. Теоретические проблемы возмещения экологического вреда // Экологическое право. 2009. № 2/3. С. 28-32.
  2. Вред полипропилена для здоровья человека [Электронный ресурс:] https://msel.ru/articles/vred-polipropilena-dlya-zdorov-ya-cheloveka/ (дата обращения: 04.05.2023).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/ (Дата обращения: 05.05.2023).
  4. Основные виды автомобильного пластика [Электронный ресурс]: https://kuzov.info/vidi-avtomobilnih-plastikov/ (дата обращения: 04.05.2023).
  5. Химический состав шин [Электронный ресурс]: https://fasad-adelante.ru/himicheskiy-sostav-v-shinah/ (дата обращения: 04.05.2023).  
  6. Чурилов А. Ю. Правовые основы ответственности за вред, причиненный при эксплуатации автономного автомобиля // Legal Concept. 2018. №4. С. 30-34.
  7. Шулдякова, К. А. Воздействие автомобильных шин на окружающую среду и здоровье человека / К. А. Шулдякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 472-477. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34317/ (дата обращения: 04.05.2023).
  8. О классах экологической безопасности автомобилей [Электронный ресурс] https://infotables.ru/avtomobili/1214-ekologicheskij-klass-avtomobilya (Дата обращения: 04.05.2023).
  9. Техническое обслуживание и ремонт LADA [Электронный ресурс]: https://www.lada.ru/service/to (Дата обращения: 04.05.2023).
  10. Об влиянии моторных масел на окружающую среду [Электронный ресурс]:https://mirsmazok.ru/motornyemasla/vliyanie_motornykh_masel_na_okruzhayushchuyu_sredu/ (Дата обращения: 04.05.2023).
  11. Сколько масла нужно для двигателя LADA Granta [Электронный ресурс]: https://maslospec.ru/skolko-masla-v-dvigatele-lada-granta.html (Дата обращения: 04.05.2023).
  12. Об экологическом вреде шин [Электронный ресурс]: https://fasad-adelante.ru/vred-shin-dlya-ekologii/ (Дата обращения: 04.05.2023).
  13. Autostat. «Продажи новых автомобилей в России выросли на 29,7% в апреле.» Autostat, 3 May 2023, https://www.autostat.ru/press-releases/53553/. (Дата обращения: 04.05.2023).
  14. https://www.lada.ru/cars/granta/sedan (Дата обращения: 04.05.2023).
  15. Назван средний пробег автомобиля по России в год. [Электронный ресурс] https://news.drom.ru/88757.html (Дата обращения: 04.05.2023).
  16. Спецификация модели LADA Granta Sedan в формате PDF: https://static.lada.ru/cars/granta/sedan/specification.pdf (Дата обращения: 04.05.2023).