Повышение эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования на основе концепции бережливого производства
Журнал Научные высказывания

Повышение эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования на основе концепции бережливого производства

В статье рассмотрены направления повышения эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования на основе концепции бережливого производства, которое признано наиболее эффективным подходом к ведению производственной деятельности.

Особую актуальность внедрение бережливого производства имеет на предприятиях, использующих сложное инновационное оборудование, в том числе телеметрическое оборудование.

Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы данного исследования, целью которого является исследование возможностей повышения эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования на основе концепции бережливого производства.

отходы
оптимизация
бережливое производство
техническое обслуживание и ремонт
телеметрическое оборудование
стандартизация

Совсем недавно использование телеметрического оборудования было редким явлением, оно использовалось в незначительном количестве отраслей деятельности, преимущественно связанных с ВПК. Однако сейчас уже ситуация изменилась и телеметрическое оборудование активно используется практически во всех отраслях деятельности.

Это привело к необходимости разработки подходов к техническому обслуживанию и ремонту телеметрического оборудования. Традиционные подходы к организации этих работ не обеспечивают достаточного уровня эффективности и служат фактором, негативно воздействующим на уровень финансового состояния предприятий и организаций.

Представляется необходимым внедрение концепции бережливого производства в данное направление деятельности, т.к. именно эта концепция в настоящее время позволяет достигнуть наилучших показателей эффективности за счет устранения всех непроизводительных затрат, при этом не только финансовых, но и временных, и трудовых.

В основе концепции бережливого производства лежат понятия, сформулированные в рамках концепции всеобщего менеджмента качества. Это обусловило возможность использования данных понятий в качестве основы, формирующей научную базу организации и организацию управленческих и производственных процессов в системе менеджмента качества.

Концепция бережливого производства ориентирована на то, что во главе угла и целей деятельности предприятия должны лежать интересы потребителей, а управленческие процессы должны строиться на основе системного и процессного подходов. Кроме того, необходимо обеспечивать взаимовыгодность отношений с контрагентами и привлекать сотрудников к ведению управленческой деятельности, что даст возможность предприятию постоянно улучшать результаты своего труда.

Действующее законодательство [1] в качестве бережливой рассматривает такую организацию производственной деятельности, при которой будет минимизированы или полностью исключены непроизводительные действия и потери. Только в этом случае все ресурсы будут направляться на создание потребительской ценности.

Коренное отличие от традиционной организации производственной деятельности в системе бережливого производства заключается в том, что основное внимание в этой концепции обращено на те процессы, в ходе которых формируется потребительская ценность.

Таким образом, достижение экономической эффективности в концепции бережливого производства обусловлено устранением потерь, оптимизацией процессов, а также сокращения всех действий, не ведущих к созданию потребительской ценности.

Проведенные исследования показали, что в настоящее время 45% работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом телеметрического оборудования не приносит потребительской ценности [2]. При этом следует считать, что формируют потребительскую ценность те операции, которые непосредственно связаны с проведением данных работ, а не добавляют ценность те действия, в результате которых происходит потеря времени. При этом результатом работы, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом телеметрического оборудования следует считать работоспособность и исправность обслуживаемого оборудования, а в качестве потребителя рассматривается владелец оборудования (предприятие).

При проведении работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом телеметрического оборудования, чаще всего можно выделить следующие виды потерь [3]:

  1. перепроизводство, т.е. осуществление данных работ чаще, чем необходимо для эффективной работы телеметрического оборудования;
  2. избыток запасов, представленный чрезмерным хранением невостребованных, устаревших или редко используемых запчастей и материалов;
  3. транспортировка, т.е. рост временных затрат, связанных с перемещением инструментов или материалов, используемых в ходе технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования;
  4. задержки, т.е. временные затраты, обусловленные поздним проведением инструктажей, поздней выдачей нарядов на проведение работ, необходимых инструментов и материалов;
  5. дополнительная обработка, связанная с отбраковкой поступивших материалов или запасных частей, а также с осуществлением лишних операций, обусловленных использованием неоптимальных инструментов;
  6. перемещения, связанные с неправильной организацией работы и размещением рабочих мест, что требует длительных бесполезных перемещений сотрудников;
  7. дефекты, обусловленные необходимостью проведения дополнительных работ по техническому обслуживанию и ремонту телеметрического оборудования.

Таким образом, устранение данных потерь является важнейшим фактором повышения эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования.

При этом наибольший интерес представляет первый вид потерь, связанный с перепроизводством. Устранение данного вида потерь возможно через формирование правильной программы работ, которая может быть осуществлена двумя основными способами: оптимизация программы планового обслуживания (ОППО), или Planned Maintenance Optimization (PMO) [4], и надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО), или Reliability-Centered Maintenance (RCM) [5].

При использовании первого из указанных способов эксплуатирующая телеметрическое оборудование организация улучшает имеющуюся программу обслуживания. Второй способ доступен как производителю телеметрического оборудования, так и эксплуатирующей его организации.

При использовании первого способа проводится анализ программы работ, по результатам которого:

  • удаляются излишние, дублирующие работы и те действия, которые не имеют нужной эффективности;
  • изменяется содержание тех работ, которые не могут быть применены для технического обслуживания и ремонта данного вида телеметрического оборудования;
  • изменяется периодичность тех работ, выполнение которых признано избыточным или недостаточным;
  • расширяется количество работ, повышающих уровень отказоустойчивости телеметрического оборудования;
  • в случаях, когда предупредительная работа не была достаточно эффективной, проводится модернизация или замена используемого телеметрического оборудования.

Следует понимать, что те работы, которые не нужны, дублируют друг друга или являются избыточными, не могут не только добавить потребительскую ценность, их наличие служит фактором ее снижения, т.к. происходит остановка работы обслуживаемого телеметрического оборудования.

При рассмотрении второго подхода к оптимизации программы работ, следует отметить, что на предприятиях используются три основные стратегии использования телеметрического оборудования: эксплуатация до отказа, до нормативного ресурса или до предотказного состояния.

Концепция бережливого производства предусматривает необходимость рационального сочетания данных стратегий. В соответствии с данными, полученными в ходе исследований экспертов Национального института стандартов и технология США были сравнены две группы предприятий, которые больше всего и меньше всего используют реактивное обслуживание [6].

Полученные результаты показали, что в первой группе исследованных предприятий количество простоев превышало аналогичный показатель второй группы в 3,28 раз, по количеству выявленных дефектов продукции – в 16 раз, потерянных продаж из-за дефектов продукции, вызванных недостаточным техническим обслуживанием – в 2,81 раза и из-за простоев в ремонтах – в 2,37 раз.

Отметим, что во многих случаях организации реализуют крупные программы по оптимизации процессов технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования, после чего данный вопрос не рассматривают в течение длительного периода.

Представляется более рациональным использование системы непрерывного улучшения процессов технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования. При этом пересмотр программы технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования должен осуществляться в случаях:

  1. неожиданного отказа оборудования;
  2. после проведения реконструкции оборудования;
  3. после изменений условий эксплуатации телеметрического оборудования;
  4. в случаях изменений внешней среды.

Соответственно этим нормам должны быть введены в работу предприятия внутренние нормативные документы, которые будут предусматривать процесс пересмотра программы работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом телеметрического оборудования в каждом из этих случаев.

Кроме того, необходимо предусмотреть и процедуру, в рамках которой будет регулярно проводиться периодический формальный пересмотр программы работ по техническому обслуживанию и ремонту телеметрического оборудования.

Необходимость этого обусловлена тем, что в результате научно-технического прогресса постоянно происходит изменение знаний, обусловливающее постоянное появление возможностей по более эффективной организации ремонтно-обслуживающих работ. Особенно быстро эти процессы проходят в системе эксплуатации телеметрического оборудования, которое служит объектом пристального внимания современной инженерной науки.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены основные проблемы и недостатки, возникающие в ходе технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования, которые в рамках концепции бережливого производства рассматриваются в качестве потерь.

Было определено, что важнейшим направлением повышения эффективности технического обслуживания и ремонта телеметрического оборудования является устранение перепроизводства, т.е. оптимизация программы работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом телеметрического оборудования. Кроме того, определены подходы к повышению эффективности данных работ и порядок действий, необходимых для этого.

Список литературы
  1. ГОСТ Р 56020-2014 «Бережливое производство. Основные положения и словарь» [Электронный ресурс] / https://docs.cntd.ru/document/1200110957?ysclid=llgzc22dr6706637869
  2. Maintenance Efficiency Report 2013: International study on development of maintenance efficiency in the process industry. Berlin: T.A. Cook & Partner Consultants GmbH, 2013. – 15 p.
  3. Антоненко, И.Н. Надежностно-ориентированное техническое обслуживание// Молочная промышленность. 2020. № 10. С. 15–18
  4. Turner, S. PM Optimisation – Maintenance Analysis of the Future. OMCS International. 2002. – 36 p.
  5. Моубрэй, Д. Техническое обслуживание, ориентированное на надежность/ Д.Маубрэй; пер. с англ. К.А.Зырянова и В.С.Смирнова; под общей ред. К.А.Зырянова. – Екатеринбург: Зырянов К. А., 2018. – 443 с.
  6. Economics of Manufacturing Machinery Maintenance. A Survey and Analysis of U.S. Costs and Benefits/Douglas S. Thomas, Brian A. Weiss. NIST. Adv. Man. Ser. 100-34, – 52 p. (June 2020).
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября