Роль Конституционного суда в осуществлении правоохранительными органами своей деятельности
Данная статья посвящена анализу значения Конституционного суда России для органов осуществляющих правоохранительную деятельность. Значимость главного контрольного органа в обеспечении прав и свобод граждан при осуществлении правоохранительной деятельности достаточна велика. В статье будут затронуты и основные функции Конституционного суда России, будет обращено больше внимания за контролем над действиями органов осуществляющих правоохранительную деятельность, поскольку данные органы оказывают большое влияние для соблюдения законных интересов, прав и свобод граждан Российской Федерации. Проанализировав практику рассмотрения дел Конституционным судом, которые связаны напрямую с правоохранительной деятельностью, можно привести примеры решений данного суда, связанные с рассматриваемым вопросом. Проводится анализ проблем, с которыми сталкивается главный контрольный орган страны при осуществлении своей деятельности за действиями правоохранительных органов.
На сегодняшний день требуется развитие и постоянная эволюция институтов правового государства. В целях достижения этого необходимо совершенствовать все сферы общественной жизни в государстве. В период значительных изменений сформировался специализированный судебный орган – Конституционный суд. Одной из целей данного контрольного органа России является контроль в сфере обеспечения правопорядка на территории всей страны. Для обеспечения этой задачи в обязанности суда входит рассмотрение подаваемые конституционных жалоб, проверка правовых актов на соответствие их Конституции страны, толкует нормы, как основного закона, так и иные нормативно-правовых актов.
Можно выделить основные функции, возложенные на Конституционный суд России: рассмотрение по существу подаваемых жалоб граждан, которые связаны с нарушением их основных прав и свобод, закрепленных Конституцией; определять соответствие оспариваемых законов Конституции РФ; разрешение споров, которые возникают между органами государственной власти. Также на него возлагаются функции по контролю над проводимыми референдумами и даче заключения по вопросам интерпретации основного закона России.[1]
Решения данного контрольного органа являются неоспариваемыми и обязательными для исполнения для всех органов государственной власти. При признании нормативного акта неконституционным, такой акт теряет свою юридическую силу и не применяется в дальнейшем. Конституционный контроль это важнейший механизм, обеспечивающий защиту конституционных прав и свобод граждан, что способствует сохранению стабильности и справедливости в обществе, укрепляет институты демократии.
Необходимой основой для укрепления правопорядка является дополнительное правовое регулирование, которое будет связано со статьей 80 Федерального Конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации». А именно постановление Конституционного Суда РФ, указывающее на необходимость осуществления дополнительного правового регулирования, содержит следующие основные элементы: оно определяет проблему в виде указания суда на определенные недостатки в правовом регулировании, противоречащие нормам Конституции. Далее в суде анализируются действующие законодательные акты, касающиеся выявленных противоречий или несоответствий. На основании вывода следующего из проведенного анализа судом выносится вывод о том, что имеется необходимость внести изменения в существующие законодательные акты или принять иные нормативные акты в целях более полного и точного регулирования норм с конституционной точки зрения. [2]При необходимости суд дает указания осуществить дополнительное регулирование с правовой точки зрения, в том числе указывая способ и порядок такого дополнительного регулирования, а также указывает на сроки их исполнения. Исходя из всего вышеописанного, Конституционный суд своим постановлением указывает на необходимость дополнительного регулирования с правовой точки зрения, и данное постановление является обязательным для исполнения актом, направленным на соблюдение норм Основного закона и его принципов.[3]
Конституционный суд - это независимый орган судебной власти, осуществляющий контрольные функции в конституционной сфере за всеми органами государственной власти, в том числе и за органами власти, осуществляющими правоохранительную деятельность. Конституционный суд осуществляет проверку законности и соответствие действий органов власти нормативным актам, в том числе Конституции Российской Федерации.
Правоохранительные органы относятся к исполнительным органам государственной власти, основная задача которых заключается в обеспечении правопорядка, обеспечение охраны общественной безопасности, а также борьбе с преступной деятельностью. В число правоохранительных органов можно отнести органы полиции, прокуратуры и иные органы власти. Конституционный суд обеспечивает контроль, над деятельностью данных органов опираясь на статьи Основного закона, регулирующие права и обеспечивающие свободы граждан страны. Также в обязанности суда входят обеспечение должного исполнения нормативных актов, законов, права граждан на защиту в суде, неприкосновенность личную и собственности, а также иные права граждан. Гарантируют же данные права нормы Конституции. Статьи 15, 19, 21, 23, 24 это лишь часть основного закона, которые определяют полномочия и обязанности высшего контрольного органа в отношении органов осуществляющих правоохранительную деятельность.[4]
В зависимости от определенной ситуации, ее особенностей Конституционный суд ссылается на разные статьи, опираясь на характер нарушений и обстоятельства дела. Действия Конституционного суда в рамках контрольных функций над органами, осуществляющими правоохранительную деятельность, выражается в нескольких аспектах. В первую очередь в законности, суд проверяет на соответствие действий правоохранительных органов букве закона, при обнаружении несоответствия нормам закона, то Конституционный суд может вынести решение о признании действий незаконными и принять соответствующие меры. Соблюдение прав и свобод граждан, закрепленных в основном законе, основной контрольный орган призван защищать права и свободы граждан от возможного произвола либо незаконных действий органов власти, осуществляющих правоохранительную деятельность. Своим постановлением суд может отменить полностью или изменить решение, принятое данными органами.[5]
Необходима согласованность с принципами, закрепленными основным законом России, суд определяет то, насколько действия исполнительных органов власти соответствуют Конституции страны. При наличии нарушений суд имеет право указать на их наличие и предложить путь разрешения данной проблемы в целях обеспечения Конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Также главный орган конституционного контроля страны рассматривает жалобы граждан на возможные нарушения их прав органами правоохранительной власти, связанных с проведением процедур, установленных законами. Жалоба подается либо самим гражданином, либо его представителем, например адвокатом. Жалоба рассматривается на предмет допустимости, потом на предмет наличия нарушений прав и свобод заявителя, в целях этого суд может дополнительно запросить необходимые документы из органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Также суд правомочен проводить экспертизы и провести слушание с участием всех сторон, которые заинтересованы в исходе дела.[6]
Подводя итог можно сказать о том, что роль Конституционного суда в осуществлении контроля над деятельностью правоохранительных органов высока, поскольку он является высшим органом юстиции в конституционной сфере. Конституционный суд обеспечивает защиту прав граждан, предотвращает возможный произвол правоохранительных органов, контролируя их действия и устраняя негативные последствия, вызванные неправомерными действиями.[7] Все это в совокупности способствует соблюдению основного принципа законности, усиливает и гарантирует верховенство основного закона и позволяет развиваться правовой системе в стране в целом.
Гражданское общество также развивается благодаря решениям данного контрольного органа, которые направлены на реализацию принципа справедливости в обществе, его развития и усиления общественного контроля над деятельностью государственных органов, в том числе правоохранительных.
[1] Лебедев, В. А. Роль органов законодательной власти в обеспечении правопорядка в Российской Федерации / В. А. Лебедев. - // Проблемы права. – 2019 с.244-245
[2] Гоголева К.Ю. Конституционный надзор и конституционный контроль как специфические виды государственной контрольной деятельности [Текст] / К.Ю. Гоголева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2022. – № 5. – С. 80-85
[3] Безруков, А. В. Конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка в России / А. В. Безруков. - // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - № 1. - С. 55-64.
[4] Пеньков М.В., Очаковский В.А. Проблемы применения мер административного пресечения // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34–2. С.196–201.
[5] Безруков, А. В. Реализация конституционного принципа разделения властей как условие обеспечения правопорядка / А. В. Безруков. // Государство и право. - 2019. - № 6. - С. 12-19.
[6] Вязовская Т.Н., Евсеева Л.А., Змиевский Д.В., Галиева Г.В. Предварительный конституционный судебный контроль в Российской Федерации [Текст] / Т.Н. Вязовская, Л.А. Евсеева, Д.В. Змиевский, Г.В. Галиева // Вестник РУК. – 2020. – №3 (41). – С. 103-107.
[7] Бондарь, Н. С. Пробелы в конституционно-правовом механизме реализации прав и свобод (практика Конституционного Суда Российской Федерации по их преодолению) / Н. С. Бондарь, Я. К. Чепенко. // Журнал конституционного правосудия. - 2019. - № 4. - С. 8-16.
- Безруков, А. В. Реализация конституционного принципа разделения властей как условие обеспечения правопорядка / А. В. Безруков. - // Государство и право. - 2019. - № 6. - С. 12-19.
- Безруков, А. В. Конструкция конституционно-правового механизма обеспечения правопорядка в России / А. В. Безруков. - // Российское право: образование, практика, наука. - 2017. - № 1. - С. 55-64.
- Бондарь, Н. С. Пробелы в конституционно-правовом механизме реализации прав и свобод (практика Конституционного Суда Российской Федерации по их преодолению) / Н. С. Бондарь, Я. К. Чепенко. - // Журнал конституционного правосудия. - 2019. - № 4. - С. 8-16.
- Гоголева К.Ю. Конституционный надзор и конституционный контроль как специфические виды государственной контрольной деятельности [Текст] / К.Ю. Гоглева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – 2022. – № 5. – С. 80-85
- Лебедев, В. А. Роль органов законодательной власти в обеспечении правопорядка в Российской Федерации / В. А. Лебедев. // Проблемы права. – 2019 - 531 с.
- Вязовская Т.Н., Евсеева Л.А., Змиевский Д.В., Галиева Г.В. Предварительный конституционный судебный контроль в Российской Федерации [Текст] / Т.Н. Вязовская, Л.А. Евсеева, Д.В. Змиевский, Г.В. Галиева // Вестник РУК. – 2020. – №3 (41). – С. 103-107.
- Пеньков М.В., Очаковский В.А. Проблемы применения мер административного пресечения // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 34–2. С.196–201.