Лексико-грамматические интерактивные тренажеры как эффективный способ подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
Журнал Научные высказывания

Лексико-грамматические интерактивные тренажеры как эффективный способ подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку

Рассмотрены современные способы подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку. Представлены разработанные автором интерактивные тренажеры для совершенствования лексико-грамматических навыков и отработки заданий раздела «Грамматика и Лексика» в ОГЭ.

лексико-грамматические тренажеры
основной государственный экзамен
английский язык
ОГЭ

Сегодня английский язык является одним из самых востребованных предметов для сдачи ОГЭ в 9 классе. Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче этого экзамена. Актуальными становятся вопросы как развития языковых навыков и речевых умений, необходимых для сдачи ОГЭ, так и вопросы о выборе средств и методов обучения.

Основные методические инновации в наши дни связаны с применением интерактивных методов и приемов обучения иностранному языку. Особенно популярны информационно-коммуникационные технологии, использование которых дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса, что особенно важно при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ. Разнообразные мультимедийные программы способствуют расширению словарного запаса, знакомят и тренируют грамматику английского языка, учат понимать речь на слух и правильно писать.

Как показывает практика и анализ экзаменационных работ прошлых лет, самым сложным разделом в ОГЭ для учащихся является раздел «Грамматика и Лексика». Это обусловлено большим количеством грамматических тем и словообразовательных форм в английском языке.

Для качественной отработки лексико-грамматических навыков при подготовке к ОГЭ, мною разработаны интерактивные тренажеры на платформе learningapps.org.

Данная платформа положительно зарекомендовала себя в работе, она имеет бесплатный доступ, не требует регистрации, функционирует на любых устройствах,имеет интуитивно-понятный интерфейс. На платформе доступны 2 тренажера:

  • Лексический тренажер для тренировки навыков словообразования (ссылка https://learningapps.org/watch?v=p7qwfaoba23). В тренажере собраны 77 заданий Открытого Банка ФИПИ. (Рис.1)

Рис. 1 Лексический тренажер

        Кроме самих текстов есть отдельный блок тренировочных упражнений, в которых прорабатываются отдельные словообразовательные суффиксы и приставки различных частей речи (ссылка https://learningapps.org/watch?v=pup98yr7c23).  (Рис. 2)

Рис. 2 Тренировочные упражнения на словообразование

  • Грамматический тренажер, в который включены 77 заданий Открытого Банка ФИПИ (ссылка https://learningapps.org/watch?v=pjheb72cj23). (Рис. 3)

Рис. 3 Грамматический тренажер

Все тексты в тренажерах актуальны в 2022-2023 уч.г. и взяты из Открытого Банка Заданий ФИПИ. Все упражнения с автоматической проверкой, что делает их очень удобными для учащихся. Большим преимуществом тренажеров является то, что учащийся может увидеть правильный вариант ответа, если сделал 3 попытки и ввел неправильные ответы. Все тексты в упражнениях зрительно комфортны для восприятия.

Учащиеся могут готовиться к ОГЭ с помощью данных тренажеров самостоятельно, можно работать как с компьютера, так и с мобильного телефона.

Учителя могут активно использовать тренажеры на уроках, как для индивидуальной, так и парной или групповой работы.

Аппробация эффективности применения данных тренажеров происходила в МБОУ СОШ №17 города Коврова Владимирской области. Был проведен эксперимент, в процессе которого учащиеся на протяжении определенного времени тренировались в выполнении заданий «Грамматика и Лексика» в ОГЭ с помощью интерактивных тренажеров, после чего был дан контрольный тест. Результаты показали повышение уровня навыков в выполнении подобных заданий на 30-40% по сравнению с изначальным уровнем. Проведенный эксперимент показал, что с подготовка к разделу «Грамматика и Лексика» в ОГЭ с помощью тренажеров способствует повышению мотивации и заинтересованности учащихся в хорошем результате. Процесс тренировки становится более качественным и эффективным.

Ссылки на тренажеры размещены в ВК группе «Подготовка к ОГЭ (English)» (для учащихся)  и  ВК сообществе для учителей английского языка “We Love Teaching ENGLISH” (https://vk.com/weloveteachingenglish), руководитель сообществ - Баландина Мария Александровна. Отзывы учащихся и педагогов, состоящих в сообществах, показали высокую оценку данных материалов. Учащиеся активно используют тренажеры для самостоятельной подготовки к ОГЭ. Педагоги с удовольствием пользуются материалами на уроках.

Разработанные интерактивные тренажеры способствуют заинтересованности и вовлеченности учащихся в процесс изучения английского языка, что и является залогом успешности обучения и выполнения заданий итоговой аттестации в формате ОГЭ.

Список литературы
  1. Мешков О.Д. Словообразование современного английского языка. –М., 1976. – 245 с.
  2. Ошибкина М.А. «Аффиксация как основной способ словообразования при подготовке к ОГЭ по английскому языку», Сборник тезисов работ участников XVII Всероссийской конференции обучающихся «Национальное достояние России», Москва, 2023.
  3. Поварго О.И., Рябкова А.П. «Словообразование в английском языке», ГрГУ им. Я. Купалы, Гродно, 2008 https://elib.grsu.by/katalog/131600-237534.pdf
  4. «Современное английское словообразование: когнитивный аспект» https://mgimo.ru/upload/iblock/6ff/pozdnyakova.pdf
  5. ФИПИ Открытый Банк заданий ОГЭ https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge