Опыт экспериментальной работы при формировании языковой компетенции одарённых детей
Журнал Научные высказывания

Опыт экспериментальной работы при формировании языковой компетенции одарённых детей

В статье рассмотрено формирование лингвистической компетенции у одаренных школьников посредством опытной инновационной работы. Экспериментальная работа позволяет разнообразить процесс обучения и повысить учебную мотивацию. Проанализирована работа учителя с использованием учебного пособия для 7 класса.

английский язык
экспериментальная работа
языковая компетенция
талантливые школьники
творческий потенциал

Формирование лингвистической компетенции у талантливых школьников – это одна из базисных задач и проблем современной инновационной общеобразовательной школы.

По мнению Н.Ю. Пахомовой «основываясь на наблюдениях в ходе организации пробных уроков преподавания иностранного языка, а на основе опыта результатов сильных преподавателей, можно прийти к выводу, что в процессе освоения иностранного языка очень важно эффективно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта» [3, с.67].

В связи с эти, мы предлагаем рассмотреть опыт экспериментальной работы с одаренными детьми на базе МБОУ «Гимназия № 18», г. Старый Оскол. В данном учебном общеобразовательном учреждении работа с талантливыми учениками организуется на достаточно высоком уровне. Следует отметить, что в данном учебном учреждении существует перечень возможной деятельности, которую можно организовать с одаренными детьми. Среди них можно выделить [2, с. 93]:

  1. проектирование и проектная деятельность;
  2. поисковая деятельность;
  3. участие в олимпиадах;
  4. творческие мастерские;
  5. интеллектуальный марафон;
  6. работа по индивидуальным планам.

Познакомившись с учебником английского языка, Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс мы понимаем, что данные методы достаточно широко представлены на страницах названного учебного пособия. В ходе практических занятий мы использовали учебное пособие, ориентированное для учеников 7 класса [1, с. 33].

В качестве образца представим вашему вниманию возможный вариант организации 5 занятий, направленных на развитие проектной деятельности. Наиболее интересным, по нашему мнению, оказалось занятие по английскому языка по теме «My Hobby. Having fun!» За основу был взят УМК «Английский в фокусе». Учебник для 7 класса «Английский язык, авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Также учитель по иностранному языку использовала дополнительной материал по заданной тематике [1, с. 33].

Важно отметить тот факт, что вступительное занятие с одаренными детьми – это знакомство с основами проектной деятельности. В работе мы использовали тему «My Hobby. Having fun!». В свою очередь, каждое занятие делилось на 5 основополагающих полноценных урочных занятия. Последнее пятое занятие было завершающим и предполагало презентацию и защиту подготовленных лингвострановедческих материалов [1, с. 36].

Рассмотрим несколько достаточно продуктивных уроков по английскому языку. Мы сможем проследить не только речь учителя, но и проанализировать речемыслительный и творческий потенциал одаренных учащихся. Предлагаем вам познакомиться с пятью конспектами уроков. Здесь мы осмелимся разделить данные уроки на части (далее будем использовать слово «Part»). Мы считаем, что такая дифференциация будет наиболее понятной и точной для представления анализа нашей экспериментальной работы [1, с. 42].

Итак, занятие 1. Тема: «My Hobby. Having fun! Part 1».

Задачи занятия: формирование речемыслительных процессов, развитие творческих навыков индивидуальной работы

I. Организационный момент: Hello, pupil! I’m very happy to see you today. Sit down, please.

Учитель: Дети! Сегодня мы проведем с вами достаточно нестандартное и в какой-то степени креативное занятие по английскому. Я хочу пояснить, что мы будем работать над проектами. Запомните, пожалуйста, что «проект  это такая деятельность, которая требует от ученика определенного рода задумки, воплощения в жизнь результата деятельности и проверка полученных результатов на практике».

II. Введение нового материала:

Учитель: Let’s start our interesting work. Now, look at the proverbs: «Don’t judge a book by its cover», «Better late than never», «My hands are tied». Учитель: Let’s translate and discuss these proverbs. Давайте переведем и обсудим эти пословицы. Подумайте, о чем мы с вами будем говорить сегодня.

Учитель: So, what will be the topic of our lesson?

Mary dances, Nick plays hockey,

James likes reading, Ann likes to eat,

Ron likes singing, Kate likes listening,

Sam likes feeding his parrot Pete.

John is fond of drawing comics

When the lessons all are done.

Everybody has a hobby.

Have you got your own one?

Учитель: Дети! Нам нужно определить тематику данного стихотворения. What abilities do you know? So I suggest you some abilities: a journalist, a farmer, a swimmer, a fashion designer, a poet, a photographer, an artist, a sportsman, designer and programmer. Well we have four teams that should show and describe their laboring activities [1, с. 54].

Team № 1: «Poets»;

Team № 2: «Photographers»;

Team № 3: «Sportsmen »;

Team № 4: «Journalists».

Итак, давайте все вместе попробуем придумать небольшие истории в группах. Эти истории – это лишь начальный этап, благодаря которому вы сможете рассказать о ваших способностях, и затем мы послушаем и оценим презентацию и защиту каждого проекта [1, с.78].

III. Результаты: Presentation of the laboring activities. Дискуссия по результатам выполненной творческой лингвистической работы, а также выявление особо затруднительных языковых ситуаций [1, с. 67].

IV. Завершение урока. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: What did you know today at the lesson? How are you feeling yourself now? What about the results of your team work? What do you think about it?

V.Выставление отметок, объяснение и запись домашнего задания (Homework): Ребята! Давайте запишем домашнее задания! Ваша задача заключается в том, чтобы сделать красочную и достаточно информативную презентацию по теме «My Hobby. Having fun!» Вы остаетесь также в своих группах. Вы делаете одну презентацию на одну команду!

Thank you for this lesson. Have a nice day. Goodbye!

Занятие 2. Тема: «My Hobby. Having fun! Part

Задачи: проверить полученный языковой материал на тему «Hobby», соединить в одну таблицу изученный материал о видах таланта [1, с. 90].

I. Организационный момент.

II. «My Hobby». Open the books, p. 61, Theme Parks. LEGOLAND topic. Let’s translate and discuss this text together.

III. Закрепление нового материала: Page 61, ex.2. Which of the following can you do there? Listen, read and check.

IV. Game: Let’s play together. Our game is called «Who is who». (Ученики называют свои способности, кто последним назовёт способность, тот и «Jack of all trades»). Выявляем лидера.

V. Выставление отметок, объяснение и запись домашнего задания (Homework): Каждому из вас необходимо будет составить список своих хобби. Выбрать самое любимое из этого списка и написать про это одно хобби. Рассказ – 7-8 полноценных предложений.

Подведение итогов.

Thank you for this lesson. Have a nice day. Goodbye!

Список литературы
  1. Ваулина, Ю.Е.УМК «Английский в фокусе». Английский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электронном носителе [Текст] / Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. – 4-е изд. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2018. – 143 с.
  2. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для СПО [Текст] / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева – М.: Юрайт, 2019. –178 с.
  3. Пахомова,  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] / Н.Ю.  Пахомова. М.: Аркти, 2005. – 112 с.