К вопросу о преемственности в работе учителей-логопедов в ДОУ и школе
Журнал Научные высказывания

К вопросу о преемственности в работе учителей-логопедов в ДОУ и школе

В данной статье рассматриваются основные аспекты преемственности в деятельности между учителями - логопедами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и образовательных учреждений (ОУ), которые нацелены на сохранение и поддержку особенностей речи школьников, коррекцию имеющихся нарушений речи, профилактику вторичных дефектов, а также анализируется положительный опыт сотрудничества взаимодействия специалистов двух структур.

речевое развитие
дошкольное образовательное учреждение
дисграфия
общеобразовательная школа
преемственность
дислексия

Статистика последних лет свидетельствует о повышении коэффициента детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, что соответственно, выражается в увеличении числа первоклассников с различными речевыми патологиями. В своих исследованиях Лобанова О.А [6], Елизарова Е.Г. [3] выделяют недостаточную сформированность речевого развития, как один из аспектов, который препятствует полноценному овладению навыками чтения и письма и в дальнейшем осложняет весь образовательный процесс.

Наиболее благоприятным периодом развития коммуникативной функции является дошкольный возраст. На данном этапе учителю-логопеду отводится ведущая роль по формированию правильного звукопроизношения, коррекции речи, построению фразы, грамотному оформлению высказывания [4]. Организуя постоянную коррекционную деятельность, важно помнить о создании непрерывности образования детей. В работах Бобылёвой, Верютиной [1] одним из условий реализации данного фактора является преемственность разных образовательных уровней. Анализ научной литературы позволил определить преемственность, как взаимосвязанный, согласованный процесс в системе образования. А именно: цели, задачи, методы, формы построения процесса обучения. Наиболее четко такая тенденция прослеживается в педагогической практике учителей-логопедов двух уровней образования: детских садов и школ[1].

Целью совместной работы данных специалистов выступает организация деятельности по коррекции речевых отклонений, регулировании речевых особенностей ребенка его речевой индивидуальности.

Выделяют следующие задачи преемственности:

  • Построение плана по взаимодействию специалистов ДОУ и НОО;
  • Увеличение разнообразия применяемых методов и форм логопедического воздействия, как в ДОУ, так и школе;
  • Изменение структурных элементов содержания коррекционной деятельности;
  • Взаимосвязь между коррекционными образовательными программами ДОУ и школы [1].

Работа учителя-логопеда в дошкольном учреждении в первую очередь направлена на незамедлительное выявление нарушений в речи ребенка. Проведение диагностических работ, фиксирование динамики речевого развития, а также в целом коммуникативной сферы, способствует заблаговременному выявлению трудностей и созданию плана коррекционного вмешательства.

Для разграничения понятий преемственности с точки зрения различных ступеней обучения обратимся к работе Виноградовой Н.Ф. [2], где тенденции преемственности ДОУ прослеживаются в ориентации на требования школы, закрепления необходимых знаний, умений и навыков, которые потребуются для дальнейшего обучения на следующей ступени. Преемственность по отношению к школе – это ориентация на навыки и умения, которые имеются, но в дальнейшем формируются на более высоком уровне. Особенность работы с детьми строиться с учетом их уровня развития [2].

Наиболее наглядным примером проявления преемственности между двумя звеньями организаций может служить коррекция звукопроизношения. Ведущими видами деятельности учителя-логопеда в ДОУ будет постановка звуков с последующей их автоматизацией. Однако, автоматизация поставленных звуков может занимать гораздо больше времени, чем запланировано. В практике можно видеть, когда дети в силу своих индивидуальных особенностей не успевают овладеть поставленным звуком. Данная ситуация подразумевает необходимость в последующей коррекционной работе.

На основе полученных результатов количественной и качественной диагностики учитель-логопед в школе продолжает работу по автоматизацию, внедряя наиболее действенные и результативные методы обучения. При наблюдении положительной динамики в процессе работы введения звука в речь специалист предоставляет рекомендации учителю начальных классов по вопросам коррекции речевой деятельности. Так наличие звука в речи ребенка способствует адекватному фонематическому восприятию звуков, уменьшающему количество ошибок, допущенных обучающимся при чтении и письме.

Преемственность работы учителей-логопедов двух ступеней обучения выражается не только в создании благоприятных условий адаптации дошкольников к учебной и общественной жизни школы. Специалистам следует помнить о том, что у детей изменяется ведущий тип деятельности. Так в своей деятельности специалисты школы используют предыдущий опыт обучения через игру и внедряют игровые моменты в образовательный процесс. Помощь сказочным героям, поиски с помощью шифров задуманных слов, упражнения-соревнования способствуют снятию переутомления обучающихся, повышает их заинтересованность в изучении материала. Опора на положительный опыт дошкольников в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, проговаривании стихотворений придает уверенности первоклассникам на занятиях, создает положительное впечатление от логопедических занятий в школе [5].

Анализ исследовтельских материалов позволяет сделать вывод о том, что преемственность в работе учителей-логопедов ДОУ и школы нельзя недооценивать. Информация, получения от специалиста предыдущего звена обучения позволяет учителю-логопеду в школе продумать программу обучения наиболее эффективно с учетом индивидуальной траектории развития ученика [3]. Это говорит о том, что специалисты в школе не начинают работать с неизвестности, они перенимают опыт от своих коллег, развивая имеющийся потенциал каждого ребенка в отдельности.

Результатами правильно простроенной деятельности будут свидетельствовать:

- более легкое преодоление этапа адаптации к новым условиям;

- пропедевтика дисграфии и дислексии;

- мониторинг за учебной деятельностью обучающихся специалистами ДОУ и школы [5].

Тенденция развития образования в последние годы говорит о том, что привлечение в традиционный образовательный процесс интерактивных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи становится актуальным методом работы учителей-логопедов на разных ступенях обучения. Создание методических центров по обмену опытом, активному взаимодействию специалистов двух звеньев образования способствует не только улучшению качества работы учителей-логопедов, создавая организующий компонент, но и образует мониторинг образовательной деятельности обучающихся на новой и предыдущей ступенях обучения [6].

Таким образом, построение системы преемственности специалистов дошкольного образовательного учреждения и школы получает оправданное применение на практике и указывает на положительную динамику мониторинга и поддержания непрерывного обучения детей, эффективно отражающуюся на преодолении речевых нарушений.

Список литературы
  1. Бобылёва Н.В., Верютина Л. И. Преемственность в работе учителей-логопедов в системе «дошкольное образовательное учреждение- общеобразовательная школа» как одно из условий непрерывного образования ребенка / Н.В. Бобылёва, Л.И. Верютина // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2016. – С.18-21: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_26388376_36462991.pdf - Дата обращения: 20.10.2023;
  2. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования/ Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 2000. № 1.
  3. Елизарова Е.Г. Преемственность в коррекционной работе учителя-логопеда в и воспитателя / Е.Г. Елизарова // Преемственность дошкольного и начального общего образования. – 2017. – С. 122-124: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29254155_83529794.pdf- Дата обращения: 20.10.2023;
  4. Клокова Т.В., Андрийченко В.В. Преемственность работы учителя-логопеда детского сада и учителя / Т.В. Клокова, В.В. Андрийченко // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследования на современном этапе. – 2015. – С.73-74: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25378267_85098092.pdf- Дата обращения: 20.10.2023;
  5. Колесникова Д.А. Преемственность в работе учителей-логопедов в ДОУ и школы / Д.А. Колесникова // Педагогический опыт: теория, методика и практика. – 2015. – С. 425-426: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25445204_31699044.pdf - Дата обращения: 20.10.2023;
  6. Лобанова О.А. Преемственность в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения и школы / О.А. Лобанова// Преемственность в образовании. – 2019. – С. 771-777: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42315407_92020852.pdf - Дата обращения: 22.10.2023.