15+ приёмов рефлексии на уроках в начальной школе
Статья рассматривает роль рефлексии в начальной школе и ее преимущества для развития учеников. Автор отмечает, что рефлексия помогает ученикам развивать критическое мышление, самооценку, саморегуляцию, самосознание и улучшение обучения. Статья подчеркивает важность использования рефлексии в образовательном процессе, чтобы помочь ученикам стать более компетентными и успешными в учебе и жизни.
Рефлексия в начальной школе – это процесс, в котором ученики задумываются над своими мыслями, чувствами и действиями, чтобы лучше понимать себя, свои ценности и свои успехи. Рефлексия может быть проведена индивидуально или в группе, и может включать в себя различные активности, такие как написание дневника, обсуждение с другими учениками или учителем, анализ ошибок и планирование будущих действий. Рефлексия помогает ученикам развивать критическое мышление, самооценку, саморегуляцию и самосознание.
Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе могут быть различными и зависят от возраста и уровня развития учеников. Далее поделюсь с вами приёмами, которые использую в своей работе и теми, которые больше всего нравятся моим ученикам.
Все приёмы рефлексии условно можно разделить на несколько групп: круговое обсуждение, индивидуальная рефлексия, рефлексивные игры, рефлексивные дневники и групповые проекты. Далее более подробно расскажу о каждом из них и поделюсь с вами примерами проведения.
Круговое обсуждение: учитель задает вопрос, а ученики отвечают по очереди, выражая свои мысли и впечатления.
Примеры вопросов для кругового обсуждения на уроке: «Что было самым интересным на уроке?», «Какие трудности возникли при выполнении задания? Как вы их решили?», «Какие знания и умения вы получили на уроке?», «Как вы можете использовать новые знания в повседневной жизни?», «Что бы вы хотели изучать дальше в этой теме?», «Как вы можете улучшить свою работу в следующий раз?.
Пример проведения кругового обсуждения:
1. Задаю вопрос: «Что было самым интересным на уроке?»
2. Ученики отвечают по очереди, выражая свои мысли и впечатления.
3. Прошу дополнить или объяснить ответы, если это необходимо.
4. Подвожу итоги обсуждения, подчеркивая наиболее важные мысли.
5. Если необходимо, даю рекомендации, как можно улучшить работу в следующий раз, основываясь на ответах учеников.
Например:
Я: «Что было самым интересным на уроке?»
Ученик 1: Мне понравилось, как мы рисовали картинку с помощью геометрических фигур.
Я: Отлично, а что еще было интересным на уроке?
Ученик 2: Мне понравилось, что мы работали в группах и обсуждали свои идеи.
Я: Хорошо, спасибо за ответы. Как вы можете использовать новые знания в повседневной жизни?
Ответы учеников.
Индивидуальная рефлексия. Во время данной рефлексии ученики могут записать или нарисовать свои мысли и впечатления в тетрадь или на отдельном листе бумаги.
Варианты вопросов для проведения индивидуальной рефлексии.
- Что я узнал на уроке и как это поможет мне в будущем?
- Какие навыки я улучшил на этом уроке?
- Как я могу применить полученные знания в повседневной жизни?
- Какие трудности возникли при выполнении задания и как я их преодолел?
- Что я мог бы сделать по-другому, чтобы улучшить свою работу в следующий раз?
- Что было самым сложным на уроке и как я справился с этим вызовом?
- Какие аспекты темы я хотел бы изучить более глубоко в будущем?
Схема проведения индивидуальной рефлексии:
1. предоставляю время для индивидуальной рефлексии, например, 5 минут.
2. Ученики записывают свои мысли и ответы на мой вопрос
3. Далее прошу учеников поделиться своими мыслями в классе или оставить их запись для себя.
4. Использую результаты индивидуальной рефлексии для анализа эффективности своего урока и улучшения его в будущем.
3. Рефлексивные игры. Их я использую, чтобы развить навыки рефлексии, например, «Что я узнал сегодня?» или «Что я могу сделать лучше в следующий раз?». Приведу несколько вариантов игр.
Игра «Моя лучшая работа». Прошу учеников выбрать одну из своих работ, которую они считают лучшей, и объяснить, почему они так считают. Затем прошу поделиться своими мыслями в классе и обсудить, что делает работу хорошей.
Игра «Три вещи, которые я узнал на уроке». Предлагаю ученикам записать три вещи, которые они узнали на уроке, и объяснить, почему эти знания важны. Затем прошу поделиться своими мыслями в классе и обсудить, как они могут использовать эти знания в повседневной жизни.
Игра «Моя самая большая трудность». Прошу учеников рассказать о самой большой трудности, с которой они столкнулись на уроке, и объяснить, как они преодолели эту трудность. Затем прошу поделиться своими мыслями в классе и обсудить, как они могут использовать эти навыки в будущем.
Игра «Кто я в этом уроке». Прошу ребят описать, кто они были во время урока: активным участником, наблюдателем или кем-то другим. Затем предлагаю поделиться своими мыслями в классе и обсудить, как они могут изменить свою роль в следующий раз.
Игра «Мои лучшие качества». Предлагаю школьникам описать свои лучшие качества, которые помогают им быть успешными на уроке. Затем прошу поделиться своими мыслями в классе и обсудить, как они могут использовать эти качества для достижения успеха в других областях жизни.
Рефлексивные дневники. Это одно из самых трудоемких и затратных по времени, но интересных направлений. Мои ученики ведут рефлексивные дневники, где они записывают свои мысли и впечатления не менее одного раза в неделю (идеально работать с дневником 3-4 раза в неделю). Чтобы экономить время, а дневник заполнять чаще использую следующую таблицу:
Дата заполнения |
Здесь вписывается дата заполнения дневника |
Сегодня мне больше всего понравилось на … |
Прошу написать о предметах, которые им сегодня больше всего понравились и объяснить, почему. |
Мой лучший друг |
Здесь нужно написать о своем лучшем друге и объяснить, что делает этого друга таким особенным. |
Какую книгу я сейчас читаю |
Нужно написать о своей самой любимой книге и объяснить, почему она понравилась. |
Мой любимый вид спорта |
Нужно написать о своем любимом виде спорта и объяснить, почему ты его любишь. |
Моя цель на следующую неделю |
Нужно написать свою цель и объяснить, почему она так важна. |
Групповые проекты: ученики работают в группах, обсуждая свои мысли и идеи, и делится своими выводами с остальными учениками.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Что мы узнали сегодня? Вопрос нужен для того, чтобы провести обсуждение и убедиться, что все понимают материал, а также ответить на возможные вопросы.
2. Что мы можем улучшить? Вопрос нужен, что ученики подумали, как они могут улучшить свою работу в школе или дома, выслушать идеи по улучшению.
3. Что мы сделали хорошо? Вопрос важен, потому что на данном этапе есть возможность похвалить учеников за хорошую работу и поощрить их продолжать стараться.
4. Какие навыки мы развиваем? Вопрос важен, чтобы помочь ученикам осознать, какие навыки они уже приобрели и как они могут продолжать развиваться.
5. Что мы можем сделать лучше в следующий раз? Вопрос важен, потому что помогает ученикам понять, как они могут улучшить свою работу и достичь лучших результатов.
Важно, чтобы рефлексия была не только инструментом для оценки знаний и умений, но и способом развития самооценки, самоконтроля и саморегуляции учеников.
Подводя итого хочу отметить, что рефлексия в начальной школе имеет несколько целей и преимуществ: развитие критического мышления; позволяет оценить свои успехи и неудачи, понять свои сильные и слабые стороны; научиться контролировать свои эмоции и поведение; учит лучше понимать себя, свои ценности и убеждения; улучшает обучение.
Таким образом, рефлексия в начальной школе является важным инструментом развития учеников и помогает им стать более компетентными и успешными в учебе и жизни.
- Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения. М.: Педагогика, 1987. 341 с.
- Войтик, И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления: учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2011. – 144 с.
- Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2016. – 348 с.
- Воронцов А.Б. Развивающее обучение. Модель основной образовательной программы образовательного учреждения. ФГОС. М.: Просвещение, 2013. –192 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Изд-во МГУ, 1986. – 238 с.
- Епимахина Ю. В. Развитие личностной рефлексии как фактор формирования смысложизненных ориентаций в старшем школьном возрасте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. – 213 с.
- Липатникова И.Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения E.: Калан, 2005. – 395 с.
- Рябушкина Т.М. Познание и рефлексия. М.: Канон РООИ, 2014. – 352с.
- Филоненко А.А. Развитие рефлексии у детей младшего школьного возраста. Молодой ученый. - 2014. - №8. – С. 892-894.