Психолого-педагогические условия готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Журнал Научные высказывания

Психолого-педагогические условия готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

В статье представлена работа, по определению готовности студентов колледжа к саморазвитию и непрерывному образованию.  Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Цель исследования изучение психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Готовность к саморазвитию и самообразованию
непрерывное образование

Актуальность исследования. Выбор темы обоснован ее актуальностью. Работая в профессиональном образовательном учреждении, мы каждый день сталкиваемся с целенаправленным обучением студентов, которое предполагает целенаправленное получение знаний и умений в формах учебной деятельности и самостоятельной работы [21].

Объектом исследования является готовность студентов колледжа к саморазвитию и непрерывному образованию.

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Цель исследования изучение психолого-педагогические условия формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Гипотеза исследования.  Мы предполагаем, что студенты выпускного курса более готовы к саморазвитию и непрерывному образованию, чем студенты первого курса.

Выборка исследования. В исследовании приняли участие две группы студентов первого и четвертого курсов ГБПОУ ВО АППК по направлению подготовки прикладная информатика, 27 человек.

Методы исследования:

  • методы теоретического анализа (анализ литературы исследования);
  • изучение передового психолого-педагогического опыта;
  • психодиагностические методы (методы беседы, методики: Тест-анкета самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности Н. П. Лукашевич [19, с. 213]; тест «Способность к самоутверждению» [38];  методика «Самоанализ личности» О. И. Моткова в модификации Т. А. Мироновой) [37];
  • математико-статистические методы (стандартный набор математических формул обработки результатов исследования, ранговый метод).

После сбора первичных данных и анализа результатов получили следующие данные.

1. Исследование по методике «Самооценка способностей к самообразованию и саморазвитию личности» показало, что в каждой исследуемой группе 1 и 4 курса встречаются студенты, имеющие высокие показатели самооценки способностей к самообразованию и саморазвитию личности. В два раза отличаются значения средних показателей. Что возможно связано с личностными особенностями студентов, у которых существует определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих.

Однако высокие показатели имеют большее количество студентов 1 курса, что не подтверждает гипотезу нашей работы, где мы предположили, что студенты 4 курса имеют более высокие показатели готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Наши данные по указанной методике согласуются с данными исследований Вечкановой М.В. и Алешиной С.А., и свидетельствуют о том,  студенты и учащиеся 8-9-х классов имеют адекватную самооценку своих способностей к самообразованию и саморазвитию.

2. Исследование по методике «Способность к самоутверждению» показало, что результаты студенты 1 и 4 курсов в среднем одинаковые. Студенты обладают высокими и средними показателями. Однако в группе студентов 4 курса отсутствуют низкие показатели, в то время как в группе студентов 1 курса они присутствуют, что может свидетельствовать о сформированной адекватной самооценке у студентов 4 курса.

3. Исследования по методике «Самоанализ личности» выявило, что студенты первого курса имеют более высокие показатели социально значимых качеств по сравнению со студентами четвертого курса. Хотя, результаты не намного различаются. В обеих исследуемых группах самые высокие показатели по направлениям: гражданственность в труде, трудолюбие и творческая активность, что свидетельствует о стремлении большинства студентов к улучшению процесса работы, стремлении к новому и проявлении инициативы. Респонденты осознают значимость своего труда для общества и бережно относятся как к результатам труда, так и к природе, проявляют добросовестность и готовы самостоятельно преодолевать трудности

Самые низкие данные в обеих группах выявлены по показателю «Активность нравственных позиций», что может свидетельствовать о том, что у студентов низкие показатели уважения к людям, совестливости, стремления к нравственному самовоспитанию, они еще не способны в полной мере к пониманию мыслей и переживаний другого человека в связи с отсутствием большого жизненного опыта.

Данные выводы привели к необходимости проведения тренинговой работы, цель которой заключалась в создании психолого-педагогических условий для развития коммуникативных качеств студентов. Нами была разработана программа тренингов для развития коммуникативных качеств, определяющие возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. После проведено вторичное исследование студентов обеих групп по методике «Самоанализ личности», которое показало эффективность данной работы. В обеих исследуемых группах студентов 1 и 4 курсов показатель «Активность нравственных позиций», по которому были самые низкие показатели, увеличился.

Анализ литературы и проведенное эмпирическое исследование позволило разработать рекомендации для администрации и преподавательского состава колледжа СПО по повышению мотивации студентов к саморазвитию и непрерывному образованию.

Результаты настоящего исследования не являются исчерпывающими, но позволяют наметить перспективы дальнейшего исследования проблемы, а также работы колледжа с использованием рекомендаций и разработанных тренингов для повышения уровня готовности студентов к саморазвитию и непрерывному образованию.

Список литературы
  1. Лукашевич Н. П.. Теория и практика самоменеджмента: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. — К.: МАУП, 2002. — 360 с.: ил. — Библиогр.: ISBN 966-608-159-8.
  2. Основы саморазвития личности: учебно-методическое пособие. Для всех направлений подготовки. Уровень - бакалавриат / Л. Г. Бортникова, А. А. Ефимова, Н. А. Мишанкина, М. А. Плюснина. —  Сургут : Сургутский государственный педагогический университет, 2016. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87015.html (дата обращения: 29.11.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.
  3. Пастухова Н.Е. Методика «Самоанализ личности» Мотков О.Н.// https://multiurok.ru/files/metodika-samoanaliz-lichnosti-motkov-o-n.html.
  4. Сергиенко Л.А. Диагностика самостоятельности учащихся// https://larisaandreevna.ucoz.org/load/uchenikam/diagnostika_samostojatelnosti_uchashhikhsja/9-1-0-35.