Использование текстов авторских сказок в процессе формирования читательской грамотности младших школьников
Журнал Научные высказывания

Использование текстов авторских сказок в процессе формирования читательской грамотности младших школьников

В статье рассматриваются условия, возможные методы и приемы применения текстов  художественных  сказок  для  формирования  читательской  грамотности  младших  школьников. 

Представлены  практические  рекомендации  по  организации  учебной  деятельности,  направленной  на  формирование  ключевых  компетенций  чтения  у учеников младшего  школьного  возраста  на  основе авторских сказок.  Акцент  сделан  на  развитии  у  учащихся  умения  выделять  главное,  сопоставлять  информацию,  формулировать  собственные  суждения  и  аргументировать  свою  позицию.

методика обучения чтению
развитие речи
понимание текста
критическое мышление
компетентностный подход
младшие школьники
читательская грамотность
художественные сказки

Цель данной статьи заключается в рассмотрении возможностей использования текстов художественных сказок при организации работы по формированию читательской грамотности младших школьников.

 

Современная система образования опирается на компетентностно- личностное обучение, как явно обозначено в концепции модернизации российского образования. В основе школьного обучения находится последовательное становление личности ребенка, способного преодолевать возникающие перед ним препятствия с помощью сформированных в школе универсальных учебных умений. Со стороны запросов рынка труда школа как поставщик знаний устарела, а значит, ее работа должна быть направлена на овладение школьником определенных компетентностей.[6]

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО), школа должна обеспечить

«достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарным приемам интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий».

Таким образом, современная школа рассматривает читательскую грамотность как одну из необходимых для овладения младшим школьником. Упущение развития читательской грамотности приводит к отсутствию умения школьника взаимодействовать с литературными произведениями, которые не только продолжат сопровождать ученика по его школьной жизни, но и с каждым годом будут обретать все больший объем, а также углублять содержание.

Читательская грамотность – это не только умение читать и писать, но и умение понимать прочитанное и воспринимать информацию. Это умение критически мыслить, анализировать информацию, рассуждать и делать выводы.

«Читательская грамотность» в ФГОС НОО (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования) — это одно из ключевых направлений формирования у обучающихся общеобразовательной школы навыков чтения и понимания текстов на различных языках, способности анализировать информацию, делать выводы, принимать обоснованные решения на основе полученных знаний и умений. [9]

В рамках ФГОС НОО уделяется большое внимание развитию критического мышления, интеллектуальной и информационной компетенции учащихся, формированию у них этических норм и ценностных ориентиров, необходимых для жизни в современном обществе. Для достижения этих целей используется различные методы, технологии и формы обучения, в том числе проектная деятельность, работа с научными текстами, технологии дистанционного обучения и т. д.[9]

Цукерман Г.А. подчеркивает, что читательская грамотность должна стать одним из приоритетов в образовании, чтобы обеспечить лучшее будущее для индивидов и общества в целом. Также она отмечает, что необходимо поощрять чтение как хобби и формировать читательские интересы у детей и молодежи. Читательская грамотность является необходимым элементом образования и развития общества, и ее недооценка может привести к возникновению проблем в разных сферах жизни.[11]

В отечественной концепции выделено 4 группы читательских умений, которые являются важными составляющими понятия читательская грамотность.[7]

1.Находить и извлекать информацию — это читательское умение, которое позволяет быстро и эффективно находить необходимую информацию в тексте. Для этого необходимо уметь определять ключевые слова и фразы, использовать различные методы сканирования, а также уметь составлять план и структурировать информацию.

2.Интегрировать и интерпретировать информацию — это умение понимать содержание текста и связывать его различные элементы, чтобы получить целостное представление об изучаемой теме. Для этого необходимо уметь строить модели представления информации, анализировать логику и связь между различными фактами и сообщениями.

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста — это умение оценивать тексты с точки зрения качества изложения информации и правильности использования языка. Для этого необходимо уметь анализировать стиль, тон и цель текста, оценивать точность информации и ее правомерность, а также определять соответствие темы и стиля текста целевой аудитории.

4.Использовать информацию из текста — это умение использовать информацию, полученную из текста, для решения различных задач и выполнения заданий. Для этого необходимо уметь извлекать конкретную информацию и применять ее для решения задач, связанных с написанием эссе, созданием презентации, подготовкой к тестированию и т. д.

Современный педагогический опыт демонстрирует большое разнообразие методов и приемов, которые учителя активно используют в повседневном образовательном процессе с целью формирования читательской грамотности школьников. На основе исследования трудов различных авторов, были выделены следующие:

  • Метод индивидуального чтения.
  • Метод взаимного чтения.
  • Слушание текстов.
  • Метод моделирования чтения.
  • Метод чтения с пониманием.
  • Метод «чтение с написанием».
  • Игровые метод.
  • Игры на основе книг.
  • Технология проектной деятельности.
  • Организация дискуссий.
  • Метод подбора литературного материала.
  • Использование мультимедийных технологий.
  • Прием «Ромашка вопросов»:
  • Прием «Тонкие и толстые вопросы».
  • «Один день из жизни героя произведения»:
  • «Интервью».
  • «Синквейн».

В своей профессиональной деятельности, руководствуясь представлениями о возрастных и психологических особенностях младших школьников, я часто создаю условия для работы над текстами авторских сказок, которые могут заинтересовать учащихся и показать им, как учебный процесс может быть организован при помощи включения в него выдуманных историй, являющихся плодом авторских фантазий. Это повышает уровень эмоциональной вовлеченности учеников на уроке.[4]

Представленные упражнение подготовлены по тексту  «Маленькой книги сказок» Филипа Хоторна. Разработанные задания призваны не только улучшить навыки чтения и речи учеников, но и воспитать в них важные качества, такие как смелость, честность и уважение к другим культурам, а также повысить их уровень читательской грамотности, на основе чтения иноязычных сказок и выполнения задач, связанных с  их содержанием.

При проведении занятий, основной целью которых является формирование читательской грамотности, следует придерживаться определенной последовательности действий, которая предполагает реализацию трех этапов. Первый - актвизация познавательной деятельности.  В данном случае, отдается предпочтение наглядному сопровождению. Например, можно использовать флеш-карточки, в которых перечислены слова по теме урока. При условии работы со сказочными текстами, следует на карточках разместить слова, формирующие лексический запас школьника по этой тематике. (Рис.1)

Рисунок 1. Флеш-карточки

Учитель показывает картинку/называет слово, учащиеся вычеркивают слово в карточке. При выполнении данного упражнения обучающиеся анализируют свои карточки для поиска соответствующего слова. Это активизирует слуховое и зрительное восприятие и способствует лучшему запоминанию материала. Более того, ученики должны быть внимательными и сконцентрированными, чтобы отслеживать слова, которые называет учитель, и проверять их на своих карточках, поэтому данное упражнение способствует развитию внимания и концентрации.После работы с карточками, учитель формулирует проблемный вопрос: “Как Вы полагаете, какой теме посвящено наше сегодняшее занятие?” Ответы могут быть различными: магии, волшебству, чародеям. Для всех этих вариантов учитель предлагает выбрать обобщающее слово - сказка.

Следующий этап - осмысление воспринятой информации,  включает в себя работу с текстом сказки. В процессе организации такой деятельности, можно использовать комментированное чтение, чтение по ролям, индивидуальное чтение и взаимное чтение. После прочтения одного из отрывков текста, следует проверить степень его усвоенности читателем. Для этого можно предложить задание по соотнесению слов: ученикам предлагается распределить слова в 3 колонки, которые имеют отношения к волшебникам, феям и ведьмам. При выполнении этого упражнения происходит осознание учащимися принадлежности целого слова к тому или иному классу. (Рис.2)

Рисунок 2. Таблица к заданию

На завершающем этапе предполагается интерпретация прочитанного, а следовательно, рефлексивный характер деятельности.

Например,

найдите в тексте прилагательные, описывающие фею.

1) Соедините слова из первого столбика со словами из второго столбика.

1. human

2. disappear

3. flit about

4. flicker

5. spiteful

a. fairy

b. the room

c. boy

d. of the candle

e. instantly

2) Напишите синонимы к данным словам.

1. To cry –

2. To want –

3. To fly –

4. In a moment –

5. To make harm –

After-Reading Activities

3)Решите кроссворд (Рис.3)

Рисунок 3. Кроссворд

4)Придумайте другое название сказки.

 Разыграйте диалог между феей и мальчиком по ролям.

1.Подумайте, какой смысл хотел вложить автор в эту сказку.

2.Сочините синквейн (стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк) по сказке.

3.Составьте план текста.

4.Перескажите сказку  по Вашем плану.

В основу организации педагогической деятельности по развитию читательской грамотности школьников в данном случае были положены несколько методов, формирующие комплексный подход к изучению материала.

В первую очередь был реализован потенциал метода подбора литературного материала на примере нескольких сказок, соответствующих возрастным характеристикам учеников младшего школьного возраста, во-вторых, был применен игровой метод, предназначенный для обеспечения вовлеченности учеников в учебную деятельность – для этого использовались игровые флэш-карточки(наглядный материал) по пройденным темам.

В процессе работы над самими сказками использовались игры на основе книг, метод индивидуального и группового чтения, моделирования чтения. Названные методы обеспечили создание различных групп заданий и применение приемов, направленных на проверку понимания и усвоения содержания текста:

1)поиск слов,

2)решение кроссворда,

3)пересказ текста по представленным учителем тезисам, творческое -задание на создание собственного названия текста на основе прочитанного материала, выполнения изображения героя произведения (например, расскажите, что феи делали с зубами детей в сказке. Придумайте другое название рассказа. Нарисуйте зубную фею.)

4)чтение по ролям,

5)создание собственного плана текста,

6)выполнение задание по представлению образа героя произведения в форме рисунка с тезисным описанием его характеристик,

7)решение проблемных вопросов по тексту, включая самостоятельное формулирование вопросов к тексту (например, подумайте почему текст имеет такое название. Нарисуйте короля из сказки. Составьте 5 вопросов по тексту.)

8)создание синквейна по сказке (например, подумайте, какой смысл хотел вложить автор в эту сказку. Сочините синквейн (стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк) по сказке.

Главный принцип, который слесоблюдать учитель при формировании читательской грамотности школьников заключается в том, что учащиеся должны не только осуществлять поиск необходимой информации в тексте, но и учиться демонстрировать свою позицию по отношению к прочитанному, интерпретировать его и создавать свои планы текста, его пересказы,  авторские высказывания.

Выполнение приведенных в статье заданий, помимо расширения словарного запаса, формирует у учеников умение работать с контекстом, устанавливать смысловые связи между словами и понятиями. Пересказ текста по тезисам развивает навыки представления усвоенной информации, выделения ключевых моментов и построения связного изложения. Творческое задание – создание собственного названия и иллюстрация героя – стимулирует глубокое понимание текста, интерпретацию его содержания и развитие креативного мышления. Все это оказывает благоприятное влияние на формирование читательской грамотности учащихся, которая представляет собой способность обучающихся к осмыслению текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, для развития своих знаний и возможностей.

международный научный журнал

Научные высказывания #76

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 29 апреля по 15 мая
Остался 1 день до окончания
Размещение электронной версии
29 мая