Проблемы наставничества в современной школе
Данная статья исследует проблемы, связанные с наставничеством молодых специалистов в современной школе. Системный подход к наставничеству, педагогическое мастерство наставников и доступность временных и ресурсных условий рассматриваются в качестве возможных путей решения проблемы на уровне учителя и школы.
Введение
Наставничество играет важную роль в успешном развитии молодых специалистов в образовании. В современной школе, наставничество направлено на поддержку и направление для новых учителей. Оно предоставляет индивидуализированную помощь и руководство, способствуя их профессиональному росту и эффективности образовательного процесса. Однако, существуют проблемы, которые мешают эффективности наставничества молодых специалистов в современной школе. В современных школах процесс наставничества молодых специалистов несоответствующим образом организовано или недостаточно развито. В данном сообщении рассматривается характеристика проблем наставничества молодых специалистов, и предлагаются возможные пути их решения на уровне учителя и школы.
Основная часть
1) Первая трудность в реализации наставничества – это отсутствие системного подхода к наставничеству
Одной из основных проблем наставничества молодых специалистов является отсутствие системного подхода. Часто, наставничество ограничивается индивидуальной работой молодого учителя с одним наставником, не предусматривая организации коллективного опыта и поддержки. Это приводит к недостаточному развитию навыков и знаний молодого специалиста, а также затрудняет сопровождение в процессе его профессиональной деятельности.
Пути решения:
- Создание наставнических программ с участием нескольких опытных и квалифицированных учителей. Подобные программы помогут молодым специалистам получить разностороннюю поддержку и знания от различных наставников, что способствует развитию их профессиональных компетенций.
- Организация периодических семинаров и конференций для обмена опытом между молодыми специалистами и более опытными коллегами. В рамках этих мероприятий молодым учителям предоставляется возможность обсудить свои трудности, задать вопросы и получить поддержку от профессионалов.
2) Вторая трудность в реализации наставничества – это недостаточное педагогическое мастерство наставников
Следующая проблема состоит в том, что не все наставники обладают достаточным педагогическим мастерством, чтобы эффективно сопровождать молодых специалистов. Возникают ситуации, когда наставник не в состоянии предоставить необходимую экспертизу и управлять процессом профессионального развития молодого учителя.
Пути решения:
- Организация обучающих программ для наставников, направленных на развитие их педагогического мастерства и профессионализма в роли наставников. Эти программы должны включать в себя такие аспекты, как развитие эмоциональной поддержки, коммуникативных навыков, анализа и обратной связи. Данные программы могут быть созданы учителями-стажистами, которые имеют большой педагогический опыт и/или практику наставничества с обучающимися.
- Введение системы оценки и мониторинга профессиональной деятельности наставников. Это позволит выявить и поддержать наставников, проявляющих высокую компетентность и эффективность, а также предоставить дополнительную поддержку и обучение тем, кто нуждается в улучшении своих навыков. Данная система может включать в себя следующие элементы:
- Установление критериев оценки: определение ключевых аспектов профессиональной деятельности наставников по отношению к молодым специалистам. Критерии могут включать поддержку, наставничество, развитие профессиональных навыков и компетенций, содействие в адаптации и прогрессе молодых специалистов.
- Определение показателей оценки: разработка конкретных показателей, которые позволят оценить выполнение каждого критерия. Показатели могут включать факторы, такие как регулярность взаимодействия с молодыми специалистами, обратная связь, активное участие в процессе обучения и развития молодых специалистов и т.д.
- Оценка: проведение регулярного оценивания профессиональной деятельности наставников по отношению к молодым специалистам. Оценку можно осуществлять с помощью анкетирования, опросов, наблюдений и других методов, позволяющих получить объективную информацию о работе наставников.
- Анализ результатов: проведение анализа полученных данных для выявления сильных и слабых сторон работы наставников. Это позволит определить направления развития и совершенствования работы с молодыми специалистами.
- Обратная связь и разработка планов действий: обратная связь с наставниками на основе результатов оценки. Используя полученные данные, разработать планы действий для улучшения профессиональной деятельности наставников и предоставить им рекомендации по улучшению.
- Мониторинг: проведение регулярного мониторинга выполненных планов действий и прогресса наставников в отношении молодых специалистов. Мониторинг позволит следить за эффективностью применения разработанных рекомендаций и вносить корректировки при необходимости.
- Поддержка и развитие: обеспечение поддержки и развития наставников в их работе с молодыми специалистами. Это может включать проведение тренингов, семинаров, организацию профессиональных сообществ и других мероприятий, направленных на продвижение профессионального роста наставников.
- Коммуникация: обеспечение открытой коммуникации между наставниками, молодыми специалистами и администрацией школы. Это позволит обменяться опытом, идеями и устанавливать эффективное взаимодействие в рамках наставничества.
Система оценки и мониторинга профессиональной деятельности наставников должна быть систематичной, прозрачной и подразумевать тесное сотрудничество наставников, молодых специалистов и руководства школы.
3) Недостаточное время и ресурсы для осуществления наставничества
Еще одной проблемой является ограниченное количество времени и ресурсов, которые у наставников имеются для наставнической работы. Молодые специалисты требуют индивидуального сопровождения и регулярной обратной связи, но из-за насыщенности учебными планами и другими обязанностями наставники не всегда могут это обеспечить.
Пути решения:
- Установление доступного расписания и регулярных встреч между наставником и молодым специалистом. Это позволит иметь четкую структуру и план работы, создавая условия для систематического сопровождения и обратной связи.
- Предоставление дополнительных ресурсов и поддержки наставникам для выполнения наставнической работы. Это может быть в виде выделения дополнительных учебных материалов, инструментов и финансовых средств для организации специализированных мероприятий и занятий.
4) Отсутствие четких целей и задач наставничества.
Четвертой проблемой является отсутствие четких целей и задач наставничества. Наставники и молодые специалисты могут оказаться в ситуации, когда ни одна из сторон не понимает, что конкретно от них требуется. Это может привести к недооценке или перегрузке обеих сторон.
Пути решения:
- Установление целей и задач наставничества. Для решения второй проблемы необходимо четко определить цели и задачи наставничества и обеспечить их понимание и согласованность среди учителя и молодого специалиста. Это может быть достигнуто путем разработки индивидуальных планов развития и регулярного обмена мнениями.
5) Недостаточное внимание к развитию личностных и профессиональных качеств молодого специалиста.
Пятая проблема связана с недостаточным вниманием к развитию личностных и профессиональных качеств молодых специалистов. Молодые учителя могут быть недостаточно мотивированы или не видеть перспективы своего развития, что негативно сказывается на их работе и профессиональном росте.
Пути решения:
- Поддержка и стимулирование развития молодого специалиста. Для решения третьей проблемы необходимо предоставить возможности для развития личностных и профессиональных качеств молодого специалистов.
Заключение
Проблемы наставничества молодых специалистов в современной школе требуют пристального внимания и поиска эффективных стратегий решения. Предложенные выше пути решения, основанные на системном подходе к наставничеству, развитии педагогического мастерства наставников и обеспечении необходимых временных и ресурсных условий, способны существенно повысить эффективность наставничества молодых специалистов.
- Акутина, С. П. Актуальные проблемы развития наставничества: опыт и тенденции нового времени / С. П. Акутина, Т. В. Калинина // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – №4 (106). – Часть 3. – С. 8-13.
- Дипломатова, З. Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя / З. Ю. Дипломатова, В. Н. Иванов Г. А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2021. – №1. – С. 131-140.
- Тулякова, В. В. Риски организации наставничества в школе / В. В. Тулякова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (314). – С. 435-437. – URL: https://moluch.ru/archive/314/71698/ (дата обращения: 24.10.2023).
- Осипова, Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества / Т. Ю. Осипова // Концепт. – 2015. – №3. – С.1-9.